Из всех семи смертных грехов лень, несомненно, наиболее современный грех. Ничто так явно не отличает современное общество от всех предыдущих, как лень. Это утверждение звучит абсурдно, так как мы "заняты" - суетимся, беспокоимся, спешим, наше общество поклоняется успеху, ориентировано на деятельность, полно язв, нервных срывов и самоубийств. Но, по меньшей мере, мы усердно работаем. Как кто-то может сказать, что мы праздны? Я не говорил, что мы праздны. Я сказал, что мы ленивы.
Св. Фома Аквинский определяет лень как "печаль по духовному добру", или отсутствие радости, когда стоишь перед Богом - нашей высшей радостью. Он объясняет, что это является материей смертного греха, ибо это грех против милосердия. Образно говоря, вера, надежда и милосердие - наш духовный клей. Все, что растворяет этот клей, является смертным грехом. Все, что может отнять веру, надежду или милосердие, может убить жизнь Бога в нашей душе. И лень делает именно это, отнимая у нас "вкус" к Богу, интерес к Богу и наслаждение Богом; лень отвращает нас от Его поисков, а это означает, что мы не находим Его. Ибо когда Иисус сказал, что все, кто ищут, находят, Он подразумевал, что те, кто не ищут, не находят.

Паскаль говорит об этом так: "В мире есть три типа людей: те, кто искали Бога и нашли Его, а теперь служат Ему; те, кто ищут Его, но еще не нашли, и те, кто не ищут Его и не находят. Первые - разумны и счастливы, вторые - разумны, но несчастны, а третьи - и неразумны, и несчастны".
Все ищущие находят. Каждый человек, принадлежащий ко второму типу, в конечном счете переходит в первый, в соответствии с обещанием нашего Господа. Лень - смертный грех, потому что она делает нас людьми третьего типа.
Лень - самое угнетающее, что есть в мире. Это ад на земле. Ведь она находит нашу высочайшую радость, Самого Бога, безрадостным. Если Сама Радость безрадостна, где же можем мы найти радость?
Лень - холодный грех, но в силу этого она становится, если можно так выразиться, еще более смертным грехом. Бунт против Бога ближе к Нему, чем безразличие, равно как к любви ближе ненависть, нежели безразличие. Богу легче охладить наш гнев, чем воспламенить нашу холодность, хотя Он может сделать и то, и другое.
Лень - грех неисполнения, а не поступка. И это также делает ее еще более смертным грехом. Совершать зло значит, по крайней мере, играть в игру, единственную игру, в которую играет Бог. Лень же сидит в стороне и скучает, а ведь в это время на карте стоят жизнь и смерть. Отвечайте же! Скажите, что у вас на душе! Лучше будьте врагом Бога, чем олухом. Лучше будьте горячим или холодным, чем теплым. Может быть, это покажется резким, но так говорит Бог, а не я. В Откровении (3. 16-17). Он использовал даже более нелестные выражения.
Лень - это не просто праздность. Есть два вида праздности, первый из которых - грех простительный, а второй - вообще не грех. Не работать или работать без усердия, когда перед тобой стоят добрые по сути земные задачи - второстепенный грех. Предпочитать удовольствия отдыха поту необходимого труда - безответственно и означает, что ты потакаешь своим слабостям. Но это не смертный грех лени. Лень отказывается работать над решением стоящей перед нами небесной задачи.
Лень - это и не замедленная жизнедеятельность, ассоциируемая с жарким климатом. У послеполуденного безделья в летнюю жару есть своего рода прелесть, а у лени нет никакой прелести. Расслабление - не лень. Человек, который никогда не расслабляется, не святой, а неугомонный, егоза.
Как ни странно, часто именно такой вот "егоза" и повинен в лени. Ну а теперь, наконец, мы готовы прояснить сделанное в начале статьи утверждение о том, что внешне активная современность ленива, задав очевидный вопрос: почему мы так заняты? Почему теперь, когда у нас есть техника, облегчающая работу, в нашей жизни меньше досуга, чем его было в дотехнологических обществах? Что прячем мы от себя за всей этой бессмысленной и несчастной активностью?
Мы прячем дыру в наших сердцах, дыру размером с Бога. Мы пробуем залатать эту дыру тысячей заплаток, но все они тонки, и мы знаем, что провалимся в нее, если подойдем к ней слишком близко. Поэтому-то мы и не подходим. Мы избегаем Бога. Мы ленивы.
Глубокая духовная печаль сокрыта в сердце современной цивилизации, потому что она не может ответить на три важнейших вопроса: Откуда я? Почему я здесь? Куда я иду?
Для нас это самое ужасное из всего, потому что мы отрицаем первичную потребность - узнать смысл. Этот ужас настолько велик, что он должен быть оттеснен ленью глубоко в подсознание, иначе мы сошли бы с ума. Поэтому мы и отгораживаемся от него бездной деятельности. Таким образом, как ни парадоксально, именно наша лень порождает эту неистовую активность.
Знакомый образ лени в нашем мире может быть описан словами св. Фомы как "гнетущая печаль, которая так давит на разум человека, что он ничего не хочет". Знакомые слова? Это довольно точное клиническое описание того, что мы называем депрессией. Это - симптом или результат скуки.
А почему же нам скучно? Как объяснить иронию того, что само общество, которое впервые в истории превратило мир в гигантскую фабрику забав и утех, само общество, у которого минимальная причина для скуки, скучает больше всего?
Ответ неизбежен. Только одно никогда не становится скучным: Бог. Вакуум Бога в нас бесконечен и не может быть заполнен никакими конечными объектами или действиями. Поэтому, если Бог нам наскучит, нам будет надоедать все. У современного человека есть лень, или печаль по Богу, потому что Бог мертв для него. Ничто не может занять место Бога; это не удается никаким идолам, и все они надоедают.
Но разве у нас нет права скучать в современном мире? Только глупца может до глубины души волновать засорившаяся канализация, косметика или тряпки. Только идиоту никогда не надоедят экономика и политика. Лучше скучать в таком мире, чем очаровываться им.
Да, конечно. Но забыт самый решающий аргумент: Бог - все еще здесь. Бог не умирает! Его только заслонили. Как сказал св. Томас Мор: "Времена никогда не бывают столь плохими, чтобы в них не мог жить хороший человек". Нет, у нас нет права на скуку и депрессию, потому что Бог - здесь, Бог, говоривший из неопалимой купины и после Воскресения: "Се, Я - с вами во все дни до скончания века".
Лекарство от лени - просто вера, подтверждение Бога, Который здесь, принятие Бога, предлагающего нам Себя. Нет, достаточно даже меньшего, чем вера. Ведь верить - означает находить, но даже простой поиск преодолевает лень. Ибо искать - значит находить, а находить - значит радоваться. А радость преодолевает лень.

О. Ежи Ягодзинский SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...