От святого Адальберта
История Католической Церкви на территории нынешней Калининградской области насчитывает более 1000 лет. Ее начало связано с миссией св. Адальберта Пражского (Войцеха). Он принял мученическую смерть на этой земле в 997 г. На территории Черняховска христианство укрепилось в XIV в. Следы этого прошлого сохранились до наших времен (крепость тевтонского ордена замок Инстербург и епископский замок Ге-оргенбург). В XVI в. Реформация привела к тому, что Католическая Церковь стала религиозным меньшинством в Восточной Пруссии. Инстербург был основан в 1583 г. и стал третьим по величине в Восточной Пруссии городом, местонахождением апелляционного суда, населенным пунктом, насчитывавшим большое число служащих и солдат католического вероисповедания. Основное значение этого места, как писали в 1861 г. католики Инстербурга своему епископу в прошении о направлении священника, это место сбора многих странствующих по Литве католиков, прибывающих сюда по делам. К ним относятся вестфальские торговцы галантереей, шлезвигские торговцы тканями, словакские сталевары. На протяжении долгих лет они должны были довольствоваться лишь двумя богослужениями, которые раз в год совершали священники из Тильзита (Советск).
Пастыри
В 1855 г. на одном из заседаний суда был утвержден приказ о направлении католического священника, который принял попечительство над общиной, насчитывавшей около 50 проживающих в городе католиков. Они, в свою очередь, заботились о бедных крестьянах и обнищавших рабочих из Тапиау (Гвардейск), а также душевнобольных из Аллен-берга (п. Дружба). В 1861 г., когда заседания суда перенеслись в Вартен-бург (Барчево - Польша), приписанный к суду священник тоже переехал. По настоянию католиков во главе с городским адвокатом Йеффе и главой апелляционного суда Фройсбергом епископ Йозефус Амбросиус Ге-ритц издал распоряжение о том, чтобы представитель духовенства из Кенигсберга (Калининград) регулярно один раз в четыре недели проводил богослужение. Он же осуществлял попечительство над солдатами Инстербурга, Велау (Знаменск), Гумбиннен (Гусев) и Пиллау (Балтийск), среди которых было много поляков, так что пастыри хорошо говорили по-польски. Отвечая на просьбы, епископ направил в 1863 г. туда о. Эдуарда Херрманна, который до этого осуществлял миссию в Инстербурге и гарнизонах Велау, Гумбиннен, Инстербург и Пиллау. Во время своих поездок священник собирал пожертвования на строительство дома миссионеров. Был он построен на удобном месте у привокзальной улицы (участок владения Кляйдтш). 14 сентября 1865 г. была освящена часовня, обустроенная в большом зале приходского дома. Процветающей общине был нанесен тяжелый урон, когда о. Херрманн присоединился к старока-толикам, уведя с собой большую часть прихожан. Правительство благосклонно отнеслось к схизматикам и разрешило им использовать часовню и церковное имущество, а оставшиеся католики из часовни были выдворены.
В 1872 г. перед пастырем, занявшим место бывшего настоятеля, встала задача обустроить новую часовню. Несмотря на справедливые требования, судебные иски и т. д., католическая община была лишена права пользования своей часовней до тех пор, пока раскольники не прекратили ее посещать, и только после этого та была передана католикам, но большая часть церковной утвари была утрачена.
Храм
8 октября 1887 г. католики с радостью вошли в заново освященный дом Божий (к сожалению, до наших дней не сохранившийся).
Новый храм св. Бруно был построен в неоготическом стиле в 1902 г. по проекту архитектора Фрица Хайтманна (1853 - 1921), советника по делам церковного строительства в Кенигсберге. Он известен своим проектом храма Святого Семейства (в настоящее время там находится концертный зал Областной филармонии). В Инстербурге Хайтманн повторил свой проект, впервые реализованный в Растенбурге (Кентшин -Польша) в 1895 г., храм св. Екатерины.
Храм св. Бруно был освящен епископом Херрманном. Внутреннее убранство было закончено до 21 сентября 1907 г. и освящено в 1912 г. После учреждения приходов в Гольдапе и Гумбиннене, приход Инстербурга ограничился городом и большей частью округа Даркемен (Озерск), но также его юрисдикция распространялась и до округа Гердауен (Железнодорожный). Приход Инстербурга насчитывал в 1927 г. около 1800 прихожан - 4% населения округа.
Дважды в неделю священник проводил уроки по Закону Божиему для городских школьников и учащихся гимназии. Выездной учитель проводил занятия с детьми в Тремпене (Новостроево) и Даркемене (Озерск). Храм св. Бруно служил католикам почти до конца Второй мировой войны. Последний настоятель, декан Шабрам, покинул город вместе с беженцами в 1944 г., спасая Евхаристическую чашу. Умер в 1978 г.
С 1945 г. вся территория прихода, которая располагалась между нынешними улицами Ленина и Советской, была передана воинской части. Во время Второй мировой войны здесь размещался лазарет, в котором санитарами работали молодые священники и семинаристы. После войны здание храма использовалось в качестве склада, в дальнейшем -для хранения военной одежды, обуви и другого имущества. В конце 80-х годов единственный колокол из трех, уцелевший во время войны, был передан православной церкви.

В начале 90-х годов здание храма св. Бруно было передано отделу культуры администрации Черняховска, который начал ремонт с возможной перестройкой здания под концертный зал. Ремонтные работы затянулись и были остановлены. В июле 1993 г., учитывая просьбу католической общины Черняховского района (зарегистрированной 19 февраля 1992 г.), администрация города вернула здание храма верующим. Мессу совершали в то время священники из Калининграда, иногда - на площадке перед храмом. В этом же году митрополит Тадеуш Кондрусевич, тогда еще Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России, пригласил для работы в приходе монахов ордена францисканцев - братьев меньших конвентуальных. С тех пор начался капитальный ремонт здания.
Храм служит католикам разных национальностей. В Черняховском районе их проживает примерно 1500. Здесь также проходят концерты духовной музыки: в 2000 г. в храме был установлен орган фирмы "Вис-конт".

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...