Средь парков Царского Села
Первая деревянная католическая церковь в Царском Селе была устроена в 1811 г. в доме, принадлежащем церемониймейстеру Двора, командору Мезоняеву, по Госпитальной улице, дом 331; но скоро она оказалась недостаточно вместительной. Император Александр I выделил участок земли и средства на постройку нового каменного храма. Его проект в 1823 -1825 гг. разработали архитекторы братья Леоне и Доми-нико Адамини. В сооружении храма принимал участие и знаменитый зодчий В. П. Стасов. Фасады здания и интерьеры были решены в стиле классицизма. Портик главного фасада решен в виде величественной колоннады, основной объем увенчан высоким куполом. Торжественная закладка храма состоялась 24 июня 1825 г. в присутствии министра народного просвещения, а освящение состоялось 21 ноября 1826 г. Его совершил епископ Минской епархии Липский. Позже, в 1906 -1908 годах, здание было расширено по проекту архитектора С. А. Данини, при участии инженера И. Ф. Пентковского.
Храм имел три престола: главный - св. Иоанна Крестителя и два боковых (Моления о Чаше и Божией Матери Царицы Святого Розария).
Над главным престолом находился гравированный на бронзе образ Усекновения главы св. Иоанна Крестителя (дар княгини Лович, супруги великого князя Константина Павловича). Среди святынь храма был и металлический крест с частицами Честного Животворящего Креста Господня. В церковном склепе в начале XX века находилось 15 могил, среди которых могилы митрополита Игнатия Людвига Эммануила Мещерского, командора Мальтийского ордена графа Иосифа Илинского, графа Юлия Литты, настоятеля храма прелата Константина Мацулевича, графа и графини Ожаровских. Одной из самых примечательных была могила княгини Иоанны Лович, урождённой графини Розен, скончавшейся в Царском Селе 17 (29) ноября 1831 г.
Годы репрессий
Последствия Октябрьской революции не сразу сказались на жизни прихода. Так в 1918 г., в день престольного праздника, мессу совершил декан Константин Будкевич и по улицам города прошла многолюдная праздничная процессия с участием братии и духовенства. В 1923 г. почти все храмы Петрограда были закрыты на несколько месяцев. 29 марта Губисполком пригрозил опечатать и Детскосельский (новое, постреволюционное название Царского Села) храм, если прихожане откажутся подписать расписку на пользование имуществом храма. Требуемая расписка была дана, и храм не закрыли. В это время изъяли часть церковных ценностей "на нужды голодающих Поволжья".
Настоятелем церкви с августа 1904 г. был выдающийся католический деятель прелат Станислав Пржирембель. В1923-1927 гг. он являлся также администратором Могилёвской архиепархии, а затем секретарём Апостольского администратора епископа Антония Малецкого. О. Станислав 10 октября 1929 г. был арестован и обвинен в нелегальной связи через польские дипломатические представительства с председателем "Антибольшевистской Лиги"; в руководстве подпольной католической семинарией в 1926-1927 гг. и "нелегальной двадцаткой" при церкви на 1 -й Красноармейской улице, а также систематическом обучении детей Закону Божиему. Он был сослан на 10 лет в Соловецкий лагерь, но благодаря состоявшемуся "обмену" на коммунистов, 15 сентября 1932 г. выехал в Польшу, где скончался через два года.
После ареста настоятеля храм обслуживали приезжавшие из Ленинграда французские священники Иоанн Амудрю и Мишель Флоран. Дважды, 27 ноября 1934 г. и 22 июля 1935 г., президиум Пушкинского горсовета принимал решение о расторжении договора с приходским советом "из-за невыполнения ремонта" храма, но прихожане смогли оплатить все ремонтные работы. Финансовое бремя всё возрастало и 19 января 1938 г. члены "двадцатки" вынуждены были написать заявление о том, что "не в состоянии нести расходы по зданию, уплачивать государственные налоги и страховать здание", а поэтому отказываются от его использования. С апреля 1938 г. храм был закрыт, и здание его переоборудовали под зал физкультуры. Останки 38 захороненных в церковном склепе прихожан были вывезены и перезахоронены на Казанском кладбище. Здание храма сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, но было полностью восстановлено и передано в пользование Государственному музею-заповеднику "Царское Село" как концертный зал.
Возвращение к жизни
После долгого перерыва первое богослужение в храме состоялось 17 марта 1991 г. О. Эдмунд Каптуркевич отслужил мессу для польских реставраторов, работавших на восстановлении храма. Тогда на службе присутствовало 7 местных католиков. С тех пор число прихожан выросло в несколько раз. О. Эдмунд обеспечил храм церковной утварью и облачением, а богослужения стали проводиться по воскресеньям и праздничным дням. Прихожане обеспечивались религиозной литературой. Важным событием стало пребывание в храме 30 октября 1996 г. чудотворной статуи Божией Матери Фатимской.
31 августа 1997 г. мессу в царскосельском храме впервые совершил новый настоятель о. Бронислав Чаплицкий. 1 октября 1997 г. приход подписал с дирекцией ГМЗ "Царское Село" договор о совместном использовании здания. Инаугурация ежедневных богослужений произошла 1 октября 1997 г. при участии ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии о. Бернардо Антонини и её администратора о. Андрея Стецкевича.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...