По Высочайшему повелению
История католического прихода Пресвятой Троицы в г. Пскове насчитывает чуть менее 200 лет. Это были годы радости, печали, войн, гонений и ссылок как для прихожан, так и для священников. В Средние века Псков активно торговал с западными соседями, благожелательно относился к людям других вероисповеданий и всегда отличался религиозной терпимостью. В начале XX столетия среди псковичей были православные, католики, лютеране, иудеи и мусульмане, правда, последние не имели своей мечети. Все остальные вероисповедания имели собственные храмы или молитвенные дома.

В 1803 г. во Пскове, тогда уже губернском городе, проживало 96 католиков. Итальянский купец Лаврентий Карри стал по своей инициативе создавать общину. По его просьбе священник Мартин Шимановский подал прошение в Синод об устройстве в Пскове католического храма. По Высочайшему повелению императора Александра I, псковским католикам разрешалось иметь капеллана и предписывалось начать проведение богослужений в одном из пустующих православных храмов. Архиепископ Псковский, Курляндский и Лифляндский Ириней в 1804 г. отвел католической общине храм во имя Трех Святителей упраздненного еще указом Екатерины II женского монастыря, богослужения в котором не совершались с 1758 г.
На пожертвования верующих храм был полностью отремонтирован, над входом надстроили деревянную башню с крестом. 21 ноября 1805 г. назначенному в Псков священнику о. Тадеушу Добкевичу Могилевским митрополитом было предписано освятить храм во имя Пресвятой Троицы.
Приход был в первое время очень беден, и в 1806 г. о. Мартин Шимановский вновь обращается на Высочайшее имя с просьбой о выделении из государственной казны постоянного жалованья для католического священника в Пскове. Император и в этот раз не отказал и назначил жалование в размере 200 рублей, добавив от себя лично 500 рублей единовременной помощи на нужды прихода. В этом же году Лаврентий Карри совместно с прихожанами купил у псковского мещанина Воскобойни-кова дом для проживания священника. Эта известная в Пскове архитектурная постройка с тех пор именуется "Домом ксендза".
Строительство нового храма
К 1850 г. приход Пресвятой Троицы насчитывал уже более двух тысяч прихожан, и настоятель храма о. Иустин Витковский хлопочет о разрешении провести сбор пожертвований для расширения храма, т. к. старое здание вмещало не более шестидесяти человек единовременно. Разрешение было получено, но на самом деле было начато строительство нового храма. 27 апреля 1854 г. о. Иустин положил краеугольный камень в основание храма.
23 июня 1857 г. Шидловским инфулатом Антонием Фиалковским храм был освящен во имя Пресвятой Троицы. В том же году за оградой Димитриевского кладбища был устроен особый католический погост, на котором стараниями того же о. Иустина была построена часовня св. Винсента де Поля. Следует отметить, что в некоторых источниках сказано, что часовня была посвящена Пресвятой Деве Марии, однако из воспоминаний прихожан следует, что ее покровителем был все-таки св. Винсент.
Храм Пресвятой Троицы был построен из известковой плиты длиной в 11 саженей, шириной 8 саженей и высотой 4 сажени 2 аршина. Над фасадом храма возвышались две деревянные башни высотой в 7 саженей, на которых находились два колокола, один - в 25 пудов весом. В 1873 г. из Варшавы был привезен "восьмиголосный" орган. В храме было три придела: во имя Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии. Неутомимый настоятель храма о. Иустин Витковский скончался 3 января 1874 г. и был похоронен на им же устроенном католическом погосте.
Имущественный реестр
При храме Пресвятой Троицы по описям 1886, 1906 и 1921 гг. числились:
- дом священника;
- приходской дом, в комнатах которого находились десять различных икон;
- каменная часовня на кладбище;
- иконы: над алтарем Пресвятой Троицы, св. Винсента, Остробрам-ской Божией Матери в вызолоченном окладе, Иисуса, благословляющего детей, Святейшего Сердца Иисуса и св. Антония Падуанского. На стенах храма были помещены изображения 14 стояний Крестного Пути, икона увенчания Христа терновым венцом, Святого Семейства, св. Стефана Первомученика, снятия с Креста, Девы Марии с Младенцем Иисусом. В часовне под хорами была икона Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
- кладбище с каменной оградой со стороны православного кладбища и дороги, с каменными воротами, сторожкой и домом для проживания сторожа;
- приют для девочек-сирот, посвященный Пресвятой Деве Марии и организованный в 1904 г. в доме, расположенном на улице Костельной, который был пожертвован К. Вериго;
- две школы, мужская и женская, находившиеся на содержании католического благотворительного общества;
- каменный (пять комнат и мезонин) и деревянный (четыре комнаты) дома, пожертвованные приходу в 1861 г. И. Доморацким, по улице Великолукской, недалеко от храма;
- молитвенный дом в г. Опочке по ул. Б. Болашевская, построенный в 1904 г.;
- комплекс зданий с/х школы для детей-сирот, открытой в 1915 г. в пос. Белые Струги (Станиславовка);
- молитвенный дом, посвященный Святейшему Сердцу Иисуса, в г. Новосокольники, построенный в 1908 г.;
- часовни в деревнях Глинки и Рыково (Себежского прихода);
- церковь Великомученика Георгия в г. Невель;
- часовни на кладбище в г. Невель и в дер. Гагаринске, Баеве, Ко-рейцове, Блинах, Игнаполе;
- часовня в г. Порхове, устроенная в 1910 г.;
- часовня в пос. Дно, устроенная в 1910 г.;
- каменная часовня в г. Острове, построенная в 1904-1905 гг;
- церковь св. Антония Падуанского и Пресвятой Девы Марии (приписана к храму Пресвятой Троицы в 20-х годах) в г. Великие Луки, при ней же была приходская школа.
Псковские католики
Как видно из приведенного перечня, католические приходы в Псковской губернии были весьма многочисленны. Их прихожанами являлись поляки, сосланные в Россию после подавления освободительных восстаний, а также ехавшие на заработки на строительство и расширение железной дороги литовцы и латыши. Были и потомки немцев, приехавших сюда еще по приглашению Екатерины II. Большая часть этих людей работала на Николаевской железной дороге. В Пскове были очень известны и пользовались заслуженным уважением семьи Саковичей (Бронислав Сакович был инженером-технологом) и Ранвидов, один из которых был губернским архитектором.
По воспоминаниям наших прихожан, тех, кто еще детьми ходил в псковский храм к Первому Причастию (Скорачинская Паулина Феликсовна, Лукшис Софья Михайловна), храм был очень красивым, ухоженным, его посещало много верующих. Богослужения шли на латыни, но проповеди и "Отче наш" читались по-польски. В храме был свой хор, катехизацию детей до революции проводили монахини, они же ухаживали за детьми в приюте, следили за их учебой и воспитанием. На всеми любимый праздник Рождества Христова и на Пасху разыгрывались мистерии... О численности прихожан свидетельствуют фотографии 1906 и 1920 гг., на которых запечатлены более пятидесяти детей, приступивших к Первому Причастию.
Незаживающая рана
Октябрьский переворот 1917 г. нанес незаживающую рану приходу Пресвятой Троицы. Имущество храма в двадцатые годы было национализировано, а сам храм обложен огромными налогами. Тогда же появилось и нововведение советской власти - административные органы управления приходов, т. н. "двадцатки". Председатель этого выборного органа вместе с настоятелем отвечал за ремонт здания храма, порядок проведения богослужений и сбор всех налогов. Последним председателем "двадцатки" в Пскове был брат священника о. Яна Милковского. По документам судьбу братьев установить не удалось, но, по словам С. М. Лукшис, они были расстреляны в 1937-1938 гг. Та же участь постигла почти всю "двадцатку".
В это скорбное для России время в Пскове служили священники: 1912 г. - ноябрь 1917 г. - о. Франциск Левговд; 1918-1920 гг. - о. Иосиф Монюшко (служил также в Дно и Порхове); 2 сентября 1920 г. - июнь 1923 г. - о. Павел Хомич (окормлял также верующих в Дно, Порхове и Острове. Был арестован 28 января 1927 г. и до декабря 1936 г. отбывал срок в Соловецком лагере. Повторно был арестован в Ленинграде 15 июля 1942 г. и расстрелян.); 21 июля 1923 г. - 1925 г. - о. Викентий Дейнис (обслуживал не только приходы в Пскове, но и в области. Был арестован в Ленинграде 5 февраля 1928 г., до 27 мая 1933 г. находился в лагере на Соловках, в октябре 1933 г. был освобожден и по обмену выехал в Литву); 1925-1926 гг. - о. Ян Ворслав (служил также в Дно, Порхове и Острове. В конце 20-х годов был выслан в Омск. 9 сентября 1937 г. был арестован в Луге, 6 октября 1937 г. - расстрелян и похоронен в Левашово, под Ленинградом); до 1930 г. - о. Ян Милковский. Судьба его неизвестна. По воспоминаниям С. М. Лукшис, брат священнослужителя, возглавлявший последнюю "двадцатку" псковского прихода, был в 1938 г. расстрелян.
В 1934 г. храм Пресвятой Троицы в Пскове был окончательно закрыт. В 1935 г. часовня св. Винсента была передана православному храму св. Димитрия Мироточивого, однако его община отказалась от использования часовни за ненадобностью. Из-за переезда областного архива пока не представляется возможным выяснить судьбу икон и органов храма и часовни.
По воспоминаниям П. Ф. Скорачинской, до 1937 г. изредка в Псков еще приезжал священник из Луги, по домам совершалось таинства крещения и венчания, совершались различные требы, например, отпевание. В это же время псковские поляки, латыши, эстонцы имели возможность встречаться в т. н. "Клубе нацменьшинств", который находился на четвертом этаже дома, расположенного рядом с современным зданием Псковского отделения Центробанка. Там по традиции ставились самодеятельные спектакли на родных языках. В 1938 г. закрылся и этот клуб, т. к. после очередной волны арестов собираться в нем стало некому.
Смиренное кладбище
К началу Великой Отечественной войны в Пскове осталось очень мало католиков. В начале июля 1941 г. фашистские захватчики заняли город. Видимо, в это же время было основательно повреждено здание храма Пресвятой Троицы, т. к. для своих солдат немецкое командование построило на территории теперешнего стадиона "Машиностроитель" молитвенный дом, в котором поочередно проводились католические и лютеранские богослужения. Литургию было разрешено посещать и местным жителям, и, как вспоминает С. А. Скорачинская, слева от входа стояли маленькие скамейки, предназначенные для псковичей. Правда, посещало этот молитвенный дом не более 15-20 человек из числа местных жителей.
Сразу после войны была разобрана часовня на кладбище, кирпичи из ее стен были использованы для строительства жилых домов. Тогда же, видимо, была разобрана и сторожка у входа на католическую часть кладбища. На сегодняшний день от часовни остался только фундамент. Видны несколько сохранившихся памятников, на которых еще можно прочесть фамилии погребенных. Судьба многих надгробий трагична: когда в начале 60-х Димитриевское кладбище было закрыто для захоронений, желающие могли официально через сберкассы приобрести надгробия с могил, за которыми никто уже не ухаживал. С памятников сбивались старые надписи и делались новые. Вокруг храма Димитрия Мироточивого есть несколько таких могил, на которых, по словам старожилов, надгробия с католического кладбища. Вокруг часовни располагались захоронения в виде склепов, но это, скорее всего, были надземные имитации. Сейчас на месте часовни еще возвышается часть фундамента и лежат груды мусора. Святой обязанностью нашего поколения должно быть желание привести это место упокоения многих псковских католиков в достойный вид.
В наше время
До 1992 г. псковичи католического вероисповедания в большинстве своем молились дома, некоторые для ежегодной исповеди и причастия ездили в Ленинград или на свою родину - в Латвию (например, Маркова Ю. С), Белоруссию, на Украину. Там же крестили детей. Некоторые для того, чтобы помолиться, посещали православные храмы.
С 1992 г. Юзефа Станиславовна Маркова начала собирать потомков католиков. Она дала объявления по радио, через газеты, назначая место встречи. В первый раз собралось чуть более 10 человек, но этого было достаточно для регистрации общины, и 28 мая 1992 г., после 60-летнего перерыва, в Пскове вновь появляется приход Пресвятой Троицы, пока еще без священника и без места совершения богослужений. Неутомимая Юзефа Станиславовна едет в Москву к архиепископу Тадеушу Кондрусевичу с просьбой прислать в Псков священника. Первым приезжал для ознакомления с приходом - по благословению Тадеуша Кондрусевича - о. Яцек Кучмик OFM, и первая месса после столь долгого перерыва совершена на квартире Юзефы Станиславовны. На эти богослужения собираются те, кто еще помнит богослужения в храме Пресвятой Троицы, их потомки. Те католики, кто волею судеб оказались жителями Пскова и области.
В ноябре 1992 г. в Псков для постоянного окормления верующих приезжает о. Кшиштоф Пожарский, и почти год месса совершается на квартирах прихожан, так как, несмотря на настойчивые обращения к органам местного самоуправления о возвращении принадлежащего приходу здания храма, просьба эта не была удовлетворена. Приход становился все больше, люди узнавали друг от друга о регулярных богослужениях, и вскоре квартиры верующих, где о. Кшиштоф был вынужден совершать мессу, не могли вместить всех желающих услышать Слово Божие.
О. Кшиштоф приобрел на окраине Пскова дом, в котором силами прихожан была оборудована часовня и жилые помещения для проживания священника. 18 декабря 1993 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил часовню, в которой с тех пор регулярно совершаются богослужения.
Началась нормальная приходская жизнь: появились оборудованный класс для занятий с детьми в рамках воскресной школы, а также для проведения катехизации. Самым радостным и запоминающимся событием для возродившегося прихода стала поездка сентябре 1993 г. в Аглону (Латвия) на встречу с Папой Иоанном Павлом II.
Пора надежд
Рождество 1993 г. прихожане встречали в уже освященной часовне, была устроена ставшая с тех пор традиционной елка для детей. Всё время своего пастырского служения в Пскове о. Кшиштоф отдавал делу возрождения прихода, возвращения храма. Одновременно о. Кшиштоф вел большую работу по возрождению католических приходов - в Новгороде, Великих Луках, Петрозаводске, Мурманске, Архангельске. В 1994 г. прихожане обратились с официальным обращением в администрацию области с просьбой о возвращении исторического католического храма, в котором в настоящее время находится учебный центр. Однако в данной просьбе было отказано.
В ноябре 1996 г. о. Кшиштоф был назначен настоятелем храма св. Станислава в Санкт-Петербурге, и в Псков приехал из Польши о. Адам Стычень. О. Адам, на попечении которого оказались приходы Пскова, Луги и Великих Лук, продолжил работу с местными властями по возвращению храма, со своими просьбами обращается даже к Президенту России, но, ввиду невозможности найти подходящее помещение для переселения расположенного в здании храма учебно-курсового комбината бытового обслуживания населения, было найдено компромиссное решение.
В1998 г. по просьбе прихода администрация г. Пскова предоставила земельный участок для проектирования и строительства нового католического храма. Участок находится по ул. Плехановский Посад, 64, вблизи Димитриевского погоста, на котором находилась часовня и старое католическое кладбище. Выделенный под проектирование и строительство участок был неблагоустроен и захламлен, там были самовольно установлены металлические гаражи.
Проект нового католического храма на 200 мест был выполнен в соответствии с техническими условиями городских служб и органов государственного надзора и контроля. Он утвержден градостроительным советом города, научно-методическим советом НПЦ по охране памятников истории и культуры Псковской области. При подготовке и разработке проектно-строительной документации был произведен опрос жителей квартала, который показал, что большинство жителей не возражает против строительства католического храма.
В 1997 и 1998 г. прихожане совершили паломничество по святым местам Польши, были запоминающиеся поездки в Лугу на годовщину освящения вновь открытого храма св. Николая, в Новгород. 23 мая 1999 г. псковичи присутствовали на первом после Октябрьского переворота рукоположении католических священников в Петербургской духовной семинарии. Один из неопресвитеров, о. Владимир Тимошенко, свое служение в священном сане начинал именно в псковском приходе и теперь продолжает его уже в качестве викария. Настоятелем прихода Пресвятой Троицы ныне является о. Кшиштоф Каролевский. Псковские священники окормляют также и приход в Великих Луках.
Дважды приход Пресвятой Троицы принимал "небесных паломников"- в октябре 1996 г. его посетила статуя Матери Божией Фатимской, а в марте 1999 г. имели возможность помолиться перед саркофагом с мощами св. Терезы Младенцы Иисуса, который был доставлен к месту строительства нового храма.
28 августа 2000 г. приход Пресвятой Троицы пережил одно из самых важных событий в своей новейшей истории - освящение земли под строительство нового храма и освящение креста.
Однако через некоторое время радость псковских католиков была омрачена: 3 апреля 2002 г. на стройплощадку прибыл представитель инспекции государственного архитектурно-строительного надзора области и потребовал остановить работы. Лишь через несколько часов настоятель получил официальное предписание, подписанное начальником инспекции Госархстройнадзора области Валерием Полупановым, в котором строительство объявлялось приостановленным. Настораживало "странное совпадение": прекращение строительства храма наступило поеле обращения к властям православного епископа Псковского и Великолукского Евсевия воспрепятствовать "Римо-Католической Церкви осуществить свои захватнические цели". Через несколько дней опасения католиков подтвердили чиновники (губернатор Псковской области Евгений Михайлов, начальник Главного управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области Владимир Моисеев, пресс-секретарь губернатора Псковской области Наталья Турбова), признавшиеся, что в этой истории позиция епархиального управления РПЦ сыграла не последнюю роль. В городских СМИ и на телевидении появилась серия публикаций и сюжетов, носивших антикатолический характер.
После нескольких недель напряженного ожидания и пересмотра архитектурного проекта строительство было возобновлено. Верующие надеятся, что на этот раз ничто не помешает довести его до конца, и под сенью Пресвятой Троицы, благодаря заступничеству Пресвятой Девы Марии и молитвам св. Терезы новый псковский храм вскоре сможет распахнуть свои двери...

 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...