Страницы истории
Выборг - районный центр, находящийся в 136 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Согласно переписи населения 1992 г. в нем проживало 80900 человек. Возник в XI-XII вв. как карельское сторожевое укрепление. В 1293 г. захвачен шведским маршалом Торкелем Кнутсоном, построившим каменный замок. В 1710 г. взят Петром I и впоследствии отошел к России по Ништадтскому миру. С 1811 и вплоть до 1940 г. -вновь в составе Великого Княжества Финляндского. В настоящее время в городе действуют: 2 православные, лютеранская, баптистская, мормонская и другие общины.
Начало христианизации
До XII в. западная часть перешейка оставалась пустынной и лишь появление на берегу Финского залива германских торговцев оживило край. Христианство распространялось здесь в основном новгородцами, но находки готских фибул с надписью "Ave Maria G. Т." и другими, некоторое распространение католических топонимов в Северо-западном Приладожье наводят на мысль о знакомстве корелы с "Pax Latina". Kope-ла, извечная участница (а зачастую и организатор) грабительских походов в земли Шведской Короны, в 1178 г. пленила, увезла к себе и умертвила шведского епископа Рудольфа (Родульфа). В 1227 г., предупреждая стремление корелы к окончательной самостоятельности, князь Ярослав Всеволодович "крести корел, мало не вси людие". На самом деле это сообщение нужно воспринимать так: были крещены представители знати, но их сородичи остались в массе своей язычниками. Это первое и единственное массовое крещение новгородцами карелы и ижоры не затронуло Карельский перешеек и непосредственно прилегающие к нему с севера земли. Они оставались независимыми по меньшей мере до 1280-х гг., а миссионерская энергия Новгорода была направлена к району Онежского озера.
В 1255 г. благородные рыцари Отто Люнеборхский и Дитрих Ки-вельский (вассалы рижского архиепископского собора и ревельского епископа, соответственно) докладывали, что им удалось обратить в христианство значительное число язычников. 19 марта 1255 г. Папа Александр IV поручил рижскому архиепископу Альберту II принять новообращенных в христианскую веру, а если могут они отвести место епископской церкви и назначить содержание, то поставить им особого епископа. Епископом Карелии, Ингрии и Ватландии стал гамбургский священник Фридрих Газельдорф (который так и не выехал из Гамбурга). В 1256-1257 гг. Папа направляет буллу Шведскому королю Вальдемару, объявляя крестовый поход против карел. Чуть раньше была предпринята попытка основания епископской резиденции для епархии Карелии, Ингрии и Ватландии в Нарве (неудачная, впрочем; шведов разбил Александр Невский).
В 1293 г. маршал Торгильс Кнутсон захватил остров Линнасаари и заложил каменную крепость Выборга, а прибывший с его войском епископ Вестероский Петр Элави крестил местных карел. Опираясь на замок, шведы подчинили себе все западно-карельские погосты: Яскис, Эв-ряпяя и Саволакс (всего 14 общин), а в 1300 г. Кнутсон основывает еще одну крепость - Ландскрону - там, где теперь стоит в Санкт-Петербурге Александро-Невская лавра. В Ландскроне была и католическая церковь. Через год ее сравняли с землей новгородцы.
Последнее массовое крещение шведами карел и ижоры состоялось в 1344-1348 гг., после захвата Орешка. Против похода были епископ Або Гемминг и св. Бригитта. Шведский хронист писал (вспоминая, что король брил крещенным ижорам бороды):"... если бы он снял им головы с плеч, они так не обманули бы его".

Приходы и храмы
Кафедральный собор
В Выборге была замковая часовня св. Олафа, устроенная епископом Петром Элавием, участвовавшем в III крестовом походе против карел в 1293 г. Она служила не только гарнизону замка, но и окрестным жителям до открытия городской церкви. В часовне находилась упомянутая в Папском послании от 8 марта 1449 г. алтарная чудотворная икона Богородицы"... через которую Бог творил многие знамения и удивительные чудеса". При наместнике графе Гойя проповедником в замке был священник Клеметти.
Выборгский приход впервые упоминается в "Списке королевских приходов Швеции" в 1351-1352 гг., но существовал и ранее. Первоначально церковь Пресвятой Девы Марии и св. Олафа была деревянной и сгорела во время новгородской осады в 1411 г. С 1413 г. начинается вос-станавление храма в камне, а в 1418 г. он освящается во имя Девы Марии и св. Олафа. Вплоть до Реформации в церкви было множество алтарей, (св. Эрика, св. Олафа, св. Бригитты, св. Лаврентия, св. Марии Магдалины). К 1498 г. церковь была достроена (на стене раньше можно было видеть надпись, свидетельствующую об окончании возведения свода). Тогда же епископ Або Магнус Сяркилахти освятил храм. Собор представлял собой высокий трехнефный храм зального типа, крытый двускатной островерхой крышей. Стены здания были сложены из валунов и кирпича, обрамлявшего оконные проемы и порталы. Храм был одним из самых крупных в шведской Финляндии.
Апсиды отсутствовали, храм был украшен выложенными из кирпича крестами. С севера к зданию была пристроена ризница, с юга - притвор для хранения оружия прихожан.
В библиотеке Уппсальского университета хранится манускрипт, свидетельствующий о возведении собора в 1494 г. при наместнике рыцаре Николае Эриксоне и настоятеле Детлеусе. Храм владел земельными угодьями: Лиханиеми, Лидикелля, Койсе, Пунике, Юркилле, Брунсаари, Нурмис, Папула и другими. Городской приход обслуживал также сельскую округу.
При соборе была заведена библиотека. В1409 г. впервые упоминается городская школа. Ее учитель и ректор Иов Йонсон получил собственную печать. В 1485 г. ректор Иаков Бодебек получил звание магистра заграничного университета. В конце XV в. ректором был Иоанн Эразм. Последний ректор, датчанин Клеметти, ввел несхоластическую систему образования (при нем латынь стали изучать по Теренцию и Вергилию). В 1534 г. (1550-х гг.) выехал из города. Ученики, окончившие курс, направлялись для продолжения образования в кафедральную школу Або. Собор перешел в руки евангелистов после королевской реформы 1527 г., с 1554 г. стал кафедральным (лютеранским), при Петре I - православным, в 1910-х гг. - вновь лютеранским, впрочем, был он и пакгаузом. В настоящее время - в руинах.
Церковь Девы Марии и святых ангелов
В 1392 г. королева Маргарита получила благословение Папы на основание в Выборге монастыря доминиканцев. Действовать он начал в замке, затем был перенесен на южную окраину. В 1481 г., спустя 4 года после того, как сгорели деревянные церковь и часовня, было начато возведение каменной церкви, завершившееся в 1490-х гг. (колокольня храма была деревянной). Монастырская церковь на ул. Луостаринкау (Монастырской) была базиликальной, с высокой двускатной кровлей и готическими сводами. Импосты портала украсились рельефами, фронтон - нишами и крестами. Над хором и алтарной частью устроили маленькую колокольню; с юга, через особую пристройку, входили в церковь прихожане.
После секуляризации земельных угодий монастыря (имения Нур-ми, Карпола, Папула с кирпичным заводом, подаренным Карлом Кнутсоном) и закрытия самого монастыря, его строения были разобраны для починки крепостных стен, а церковь какое-то время была зернохранилищем, но с конца XVI в. здание было передано лютеранскому приходу. Храм был перестроен в 1828 - 1832 гг.; после Великой Отечественной войны в нем расположился цех завода "Электроинструмент". 5 ноября 1989 г. в уже пустовавшем здании вспыхнул пожар. В 90-е гг. XX в. руины храма были переданы Новоапостольской общине.
Церковь монастыря францисканцев
Впервые упомянута в 1403 г., когда по булле Папы Бенедикта IX монастырь обрел хранителей в лице епископа Або, деканов Уппсалы и Ревеля, некоторых знатных горожан. Монастырь располагался у Водяных ворот при Карельском тракте. Первоначально был деревянный, а в камне выстроен в 1445-1449 гг. на средства настоятеля прихода Эйряпяя.С 1478 г. гвардиан монастыря Стефан Лаврентий становится главой Датской провинции. В 1486 г. в монастыре "серых братьев" ("черными братьями" в средневековом Выборге называли доминиканцев) состоялось заседание провинциального капитула Северных стран. После Реформации церковь и монастырь закрыты. Здания сохранялись до XVII в., затем были разобраны при ремонте башни св. Андрея (монастырь пустовал с 1541 г.).
Часовня Марии Магдалины при городском лепрозории
Благословение Папы на устройство госпиталя получил 29 марта 1475 г. Эрик Аксельсон. Часовню должны были обслуживать шесть священников.

Окрестные приходы
В окрестностях Выборга существовали также сельские приходы.
Церковь Святого Креста. Приход Эйряпяя (ныне - поселок Барышево)
Впервые упомянут в 1348 г., затем в 1448-1449 гг. в связи с ремонтом церкви "серых братьев" (миноритов) в Выборге (по завещанию настоятеля церкви Генриха Макерланда францисканский монастырь получил необходимые деньги), что может указывать на то, что в середине XV в. приход обслуживали францисканцы. По преданию, церковь была построена на том месте, где отступавшие русские бросили реликвии из Выборга (1294 г.) - камни с изображениями креста, на которых шведские епископы крестили язычников (эти камни можно было видеть в деревне Муолаа - современное Стрельцево - еще в 1940-х гг.).
Церковь св. Петра. Приход Яэски (Яскис, ныне - поселок Лесогорский).
Впервые упомянута в 1415 г.
В шведское время погост Яэски присоединили к погосту Эйряпяя.
Церковь св. Олафа. Приход Кивеннапа (ныне - поселок Первомайское).
Местонахождение первой церкви (приход выделяется из прихода Эйряпяя в 1445 г.) неизвестно. Финские ученые считают, что она находилась в деревне Кивеннапа, сгорела во время наступления русских войск в 1495 г.; вторую церковь построили подальше от границы, в селе Хан-ттула. В составе прихода была деревня с удивительным названием - Паавинкюля ("Папская деревня" - по преданию, в Средние века эти места посетил лично Папа Римский, в память об этом была, якобы, установлена красивая арка, называемая "Папскими воротами").
Церковь прихода Уусикиркко (ныне - поселок Поляны).
Приход выделился из погоста Эйряпяя в 1445 г.
Церковь Всех Святых. Приход Пихланиеми.
Уже в Средние века между деревнями Пихлайнем и Ахвенярви стояла часовня Allhelgons Kapell, в начале XVI в. упоминается католический приход Pilax. Место, где стояла часовня до начала 1940-х гг. называли "Каппеликангас" ("капелланская роща").

К вопросу о Выборгской епархии
Часто можно слышать, как говорят и пишут: "Выборгский кафедральный собор был основан ранее 1352 г.", некоторые авторы сообщают о "древней Выборгской епархии, ведущей свою историю с 1065 г." Но как могла она быть основана прежде епархии Або (1158 г.), епархий Карелии, Ингрии и Ватландии (1255 г.) и, наконец, прежде самого Выборга (1293 г., если не принимать в расчет древнейшее поселение XII в., языческое)? Может быть, кафедра была перенесена из другого города, или речь идет о кафедре города Выборг в Дании?
Финские источники, как кажется, ясно свидетельствуют об обратном. Наместники Выборгского замка стремились развивать город. Род Бъёльке, например, пожертвовал домскому собору Вестерозе ("основателю Выборгской церкви") остров Саяминкисало с условием, что в Карелии будет основана самостоятельная епархия. 25 февраля 1362 г. Снор-ре Хаакон, его супруга Зигрид Бенедикта, а 1 марта - также Стен Пен-тти отдали половину острова епископу Тому (вторую половину пожаловал король Альбрехт 14 декабря 1464 г.) с той же целью. В 1415-1416 гг. просьба была подтверждена Тордом Бондом по приказу королевы Маргариты. Но Выборг так и не стал центром епархии. Епископской кафедрой город обзавелся лишь в 1554 г. Правда, епископом стал Павел Юс-тунен, лютеранин.
После Реформации
Городская церковь перешла протестантам, вероятно, в 1534 г., оба городских монастыря пустовали к 1541 г. Уже к 1594 г. все церкви (кроме францисканской, закрытой) действовали как лютеранские. В 1677 г. король Густав Адольф в Эребро приказал, чтобы "каждый, кто вернется к учению папистов ... никогда не мог иметь жилища в пределах Швеции. Он будет ... схвачен на смерть кровавую".
Согласно решению Риксдага 1780-х гг., указам короля Швеции и императора России, деятельность неправославных и нелютеранских приходов была жестко ограничена, католические ордены, миссии и преподавание учения других религий в Финляндии строжайше запрещены.
Возрождение католического прихода
Но уже конце XVIII в. появляются первые католики в "Старой Финляндии" (стеклодувы, солдаты). В конце 1790-х гг. из-за резкого увеличения числа католиков (поляки, литовцы) среди солдат Выборгского и других гарнизонов основание прихода стало необходимым.
Начало ему положил Указ Павла I от 11 марта 1799 г.:"... Чтобы учредили в Выборге римского исповедания церковь... для воинских чинов, в Выборгском гарнизоне находящихся". Митрополит Сестренцевич 17 апреля 1799 г. поручил окормление новой общины Позинскому доминиканскому монастырю Витебской губернии, переведя в Выборг половину братии (затем эта обязанность перешла к Забяльскому монастырю Литовской провинции). В некоторых архивных документах основание прихода отнесено к 1796 г.
8 октября 1799 г. в Выборг прибыл первый настоятель - иеромонах Дионисий Филевский. Вначале богослужения совершались в зале, нанимаемом от магистрата (рядом с Екатерининской ул., где раньше собирался немецкий лютеранский приход). 27 ноября 1801 г. Александр I разрешил основать отдельное церковное здание и выделил для этого 8000 руб. серебром. На эти деньги был приобретен и переделан каменный дом по Екатерининской ул. (в Средние века это была монастырская школа францисканцев, а с 1790-х гг. - зал рыцарского собрания).
В 1802 г. церковь освятил настоятель - иеромонах Дионисий Виль-чевский во имя св. Гиацинта. После присоединения Старой Финляндии к конституционному Великому княжеству приходское духовенство окорм-ляло всю Финляндию (а на практике - и заонежскую Карелию), так как по 1855 г. Выборгская церковь была единственной на этих землях (границы прихода: на востоке - Ладога и Русское море, на западе - Аланды и Ботнический залив, на севере - Ледовитый океан). С 1809 г. территория бывшей епархии Або вошла в состав Могилевской архиепархии, с 23 марта 1812 г. по 8 июня 1920 г. Выборг входил в состав архиепархии (затем - Апостольского викариата и епархии Финляндии). К середине 1830-х гг. приход составляли большей частью поляки: военные, пленные и арестанты. В 1903 г. власти хотели закрыть церковь, но этого не случилось. В1913-1916 гг. при приходе действовал дом Общества Святого Семейства, по просьбе настоятеля Карлинга устроена школа-интернат для девочек (ул. Екатерининская, 4), в которой работали две монахини. Другой пансионат был открыт в октябре 1913 г.
Служивший в приходе с 1911 г. настоятель Густав-Адольф Кар-линг, первый после Реформации финский священник, перешедший в католичество в 1904 г., внес оживление в приходскую жизнь, проповедуя на местном языке.
После обретения Финляндией независимости в Выборге трудами настоятеля Хольцера, с 1924 г. - провикария Апостольского викариата был открыт детский дом недалеко от парка Монрепо. При Хольцере открыли также детский сад для англоговорящих детей. В доме на ул. Нейтсюткату с 1927 г. действовала часовня. Детским домом занимались монахини конгрегации Святейшего Сердца. В декабре 1939 г. они эвакуировались в Голландию, а детей перевели в Лахти.
Приход во время войны также эвакуровался в Лахти, но с декабря 1942 г. церковь вновь была открыта и освящена епископом Коббеном. Окончательно была закрыта в 1944 г. Здание сохранилось и с 1972 г. используется художественной школой.

Часовни
С конца XVIII работали стекольные заводы в Йоханнесе (город Приморск) и Уусикиркко (поселок Поляны), при которых в 1840-х гг. регулярно совершались богослужения, изредка священники посещали завод в Питкяранте (1887-1899 гг.). Однако официально никаких молелен при этих мануфактурах не было. В середине 1930-х гг. совершались богослужения в частных квартирах в Кексгольме (город Приозерск).
В 1907-1908 гг. приход св. Екатерины в Санкт-Петербурге приобрел имение "Павон лепо" (станция Местеръярви) Уусикирккской волости. В 1909 г. св. Урсула Ледуховская открыла в Сортавале (так называлась эта деревня) подобие тайного новициата и школу, в 1910 г. в здании устроили часовню и квартиру священника. К1914 г. вокруг школы возникло небольшое польское поселение (около 100 человек). В Сортавале хотели даже открыть церковь, но МВД не допустило этого. 12 августа 1914 г. мать Урсула, как подданная Австро-Венгрии, покинула Россию. В часовне служили: священник Иоанн ван Гоммерих (1910-1911 гг.), священник Феодор ван Хойген (1910-1911 гг.), оба из братства Святого Духа, священник Адольф Карлинг (1912-1914 гг.), священник Иоанн Сенкус (1911-1912 гг.).
После Первой Мировой войны Сортавала опустела, епископ Коб-бен и о. Хольцер хотели было устроить там бенедиктинский монастырь, но в 1926 г. имение было продано.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...