Недавно несколько кардиналов выступили с предложением догматически закрепить титул "Соискупительницы" по отношению к Пресвятой Деве Марии. Насколько это богословски корректно? Какова вероятность, что такой догмат будет провозглашен Католической Церковью?

Владимир Мамонтов, Москва

Активное участие Марии в тайне искупления человеческого рода вовсе не новая тема богословия, народного почитания или учительства Церкви. Это объективная данность, явствующая из Священного Писания.
Ангел просил Марию дать утвердительный ответ ("Се, раба Господня!») на весть об искупительном рождении Спасителя человечества. Поэтому нет ничего возмутительного в использовании термина «Соискупительница», который применяли по различным поводам богословы, епископы и даже Папы, как это делал не раз Папа Иоанн Павел II.
Еще в период понтификата Папы Войтылы не раз делались предположения (хотя только на уровне журналистских обсуждений) о провозглашении догмата, связанного с данным титулом. Подобные обсуждения никогда не выходили за рамки свободного диспута верных и пастырей, не фигурируя в официальных документах и тем более в повестке дня синодальных или соборных структур.

Следовательно, несмотря на высказывания некоторых епископов и кардиналов, реальная перспектива подобной гипотезы не усматривается. Впрочем нет причины и запретить использование данного термина, учитывая изобилие Марианских терминов, используемых как в западной, так и восточной духовности, делающих Марию ориентиром для почитания, богословских размышлений, искусства и духовности всех времен и всей Церкви.
Конечно же, нужно избегать крайностей в выражении почитания в экуменическом контексте, когда роль Марии понимается по-разному среди католиков, православных и протестантов. Я не думаю, что в будущем Католическая Церковь в одностороннем порядке провозгласит Марианские догматы.

О. Стефано Каприо

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...