Друзьям Миссии свв. апп. Петра и Павла,
Пасха 2008

В этом году мне выпала честь писать вступление к «Синему письму 2008», знаку нашей жизни и ежегодному вестнику нашей дружбы с вами. Почему мне, Антонио? Потому что в июле 2007 года на Общем Собрании в Сито меня выбрали главным настоятелем Рабочей Миссии Святых Апостолов Петра и Павла (МАПП).
Это произошло вопреки всем разумным ожиданиям, потому что я являюсь единственным представителем МАПП в России. Моё положение среди братьев маргинальное, можно сказать, экстраординарное, я – исключение, подтверждающее правило.

Когда я спросил братьев, почему выбор пал на меня, ответ обезоружил: «Сейчас мы переживаем исключительный момент!» И когда я согласился с принятым решением, положившись на благодать Бога, основавшего МАПП, монсеньор Жену, епископ Фрибура, который был с нами на собрании в Сито, прокомментировал мое согласие, сказав: «Да, это и мой девиз».
Однако я заметил, что, будучи диаконом, среди моих братьев, в большинстве своём священников, я не смогу исполнять служение главного настоятеля – предстоятельствовать при совершении Евхаристии. Моё служение характеризуется совершением омовения ног. Это, по мере своих возможностей, я и буду делать, следуя за Иисусом, «служителем апостолов», как сказал Святой Иоанн в своём Евангелии (Ин 13,15-17). Дон Оливье, аббат Сито, пришёл к нам на помощь, прокомментировав этот литургический акт, который мы совершили вместе с монахами его монастыря: «МАПП, как маленькая группа учеников Иисуса, переживает ключевой момент в своей истории, решающий этап перехода, Пасху, в которой Учитель идёт в своей миссии до конца и просит нас идти с Ним до конца – в нашей».
Собрание хорошо поработало и определило общие направления пути, который предстоит пройти в это важное время, называло простые приоритеты в нашей достаточно загруженной жизни: продолжение личного обращения, принятие новых вызовов, сохранение своего ясного лица и поиск и обретение средств, которые понадобятся нам в пути.
Конечно, будучи представителем маленькой группы, порой мы испытываем искушение что-то добавить в существующие планы, чтобы выделить себя в Матери Церкви. Но в действительности мы ощущаем глубокое совпадение устремлений нашего братства с устремлениями представителей других общин, наших братьев и сёстер и принимаем то, что им говорит Папа Бенедикт. В этом мы следуем за нашим основателем, который после МАПП создал Школу Веры, чтобы передавать окружающим Слово Божие. И мы понимаем, что призваны быть мужественными людьми, которые заботятся об истине и уважают каждого человека как уникальное создание.
Нас объединяет (в том числе и в этот ключевой момент) благодать. Она держит нас в единении, даже в слабости и рассеянии, чтобы мы могли возвещать Евангелие. Стоя на якоре Церкви апостолов и в вере сегодняшней Церкви, мы являемся членами одной семьи с теми, с кем лично связаны, но нечасто видимся, а также с ищущими братских и радостных отношений соседями. Наша миссия – становиться их ближними (иногда через совместную работу), приглашая их во имя Иисуса жить в большой семье детей Божиих. Наша миссия и в том, чтобы помогать ближнему снова придавать своей жизни, своим отношениям, словам, мыслям и действиям освобождающее их величие. Наконец, наша миссия – приводить ближнего к личному поклонению Богу, Который возлюбил нас.

Моя же задача – представить вам картину того, как живет МАПП сейчас, в ключевой момент своей истории, в своем следовании за Иисусом. Я постараюсь рассказать обо всем так, как рассказал бы дорогим сердцу друзьям, собравшимся вечером у огня, чтобы узнать о наиболее важных событиях нашей жизни. И это необходимо, ведь каждый раз, говоря о своей жизни, мы снова пересказываем её самим себе и лучше понимаем волю Бога, обнаруживаемую в событиях. Сообщая другим что-то о себе, мы осознаём, что наша история несёт Благую Весть, что она – действительно Евангелие спасения для тех, кто слушает свидетельство Христа, Который проходит среди нас, творя добро.

«Синее письмо» существует уже 53 года. Первое было написано Жаком Лёвом 25 сентября 1955 году в Пор-де-Бук, после основания МАПП, состоявшегося 15 сентября, в праздник Богоматери всех скорбящих. Автору первого письма было 47 лет, это был зрелый, испытанный человек, а с ним рядом была маленькая группа молодых французов с юга страны, горевших желанием жить по своей вере среди рабочих. Годом ранее было принято решение о прекращении служения священников-рабочих, и Жак внял голосу Церкви, оставил работу докера и начал готовить почву для «новой евангелизации», как скажут позже.
Сейчас на дворе 2008 год, и мы отмечаем столетие со дня рождения Жака. Многие из тех, кто его любил и следовал за ним в его инициативах, скоро соберутся во Фрибуре благодаря «Фонду Жака Лёва», продолжающему дело «Фонда Школы Веры» – встреча назначена на 22-25 апреля. Филипп и Эрик будут нашими представителями на этой встрече друзей и расскажут об отношениях Жака с миром рабочих того времени и с «его старшей дочкой» – МАПП. Со свидетельствами выступят также Жорж из Монреаля, Бернар Кугуль из Лалинда и отец Пито из Парижа, который расскажет о переписке Жака и Мадлен Дельбрель. Ноэль Эбишер и сестра Мари Габриель как бывшие директора поведают о перспективах Школы Веры, переехавшей из Фрибура (Швейцария) в Ямусукро (Кот д’Ивуар).
 

Через десять лет после первого письма, в 1965 году появилось второе «Синее письмо», датированное днём воздвижения Креста. Оно ознаменовало новый этап существования МАПП – период её канонического признания Церковью. Но сколько теней и света вокруг Славного Креста, которому принадлежит победа… Письмо было обнародовано через год после смерти первого члена команды Поля Ксарделя, который погиб в Бразилии от удара грузовика, возвращаясь с работы. Ему было 34 года и он, по словам Жака, был «тем, кто мог вести нашу Миссию, перевязывать старые раны, неся одновременно и человечное, и евангельское начала, которые соединял в себе с твёрдостью и постоянством». В том же самом году в возрасте 60 лет умерла Мадлен Дельбрель, вдохновительница и давняя подруга Жака и МАПП. «Мадлен, живым примером своей абсолютной веры, соединённой с абсолютной близостью к людям, поможет нам <…> жить так, чтобы наше присутствие в мире было не уподоблением ему, а даром».

Через пять лет, в 1970 году, «Синее письмо» появилось ко дню Рождества в Фрибуре, куда в 1968 году был переведён Центр Подготовки и где в 1969 году начала свою жизнь Школа Веры. Это письмо сообщило Благую Весть о рождении Иисуса, но также рассказало о существовании новых команд МАПП, распространявших своё свидетельство на все четыре стороны света. Это свидетельство было отныне известно в Тулузе и парижском округе Вильпарисис, в Монреале (Канада) и Токио (Япония), в Сан-Паоло и Сальвадоре-да-Бахия (Бразилия).
Это письмо – как иконы Рождества, на которых новорождённый изображен уже не в яслях, а в могиле, что говорит о его смертном предназначении. Письмо 1970 года завершается словами о борьбе с «князем мира сего», которая закончится преданием Иисуса смерти на кресте, но без отчаяния, как сказано в Откровении, потому что «число его 666» (Откр 13,18). Как пишет Жак, «для древних совершенным числом была цифра семь, она означала полноту, завершённость, победу. Поэтому эти три цифры, символизирующие зло, показывают, что оно, казалось бы, всегда близко к тому, чтобы одержать верх, его окончательный триумф зависит только от одной единицы, отличающей шесть от семи! Но каждый раз оно терпит неудачу и проигрывает. В этом одновременно наша мука и наша надежда: борьба, в которой мы участвуем, никогда не кончается… ».

Со времени распространения деятельности МАПП по четырём сторонам света прошло 38 лет, и мы стали свидетелями того, что борьба, действительно, никогда не заканчивается, несмотря на то, что «наша сила в знании, что Победитель – это Иисус Христос».
Я не смогу проследить путь представителей МАПП в эти годы, используя «Синие письма». Здесь, в Москве нет архивов МАПП, к тому же ее истории после 1970 года в письменном виде вообще не существует. Мы располагаем лишь хроникой первых ее шагов в 1955-1970 гг., зафиксированной в «Отверстых небесах».
Но могу ли я сегодня кратко определить, в чём состоит особенность настоящего момента и сравнить его с историей 38-летней давности? Этот вызов превосходит мои писательские способности и, возможно, ваши возможности уделить этому внимание. Поэтому я составлю лишь общую картину, несколькими яркими штрихами обозначив на ней то, что характерно для Миссии. Вы можете дополнить ее, если прочтете «Синее письмо» за 2005 год с календарём за 2006 год.

Франция 2008 года – это не Франция 1970 года. Церковь только что вышла из жесточайшего кризиса самоидентификации, который продолжался более двадцати лет и оправдывает старое изречение, которое – я надеюсь – мне простят коренные французы: «Франция – старшая дочь Церкви, она может предложить лечение от болезней, которыми заразилась первой». МАПП также переболела всеми этими болезнями. Сейчас, когда маятник возвращается в центр, вместе с Церковью она возвещает Евангелие в неустойчивом и хрупком обществе, переживающем перемены.
Наша команда отпраздновала 50 лет своего присутствия в Тулузе. Её верность своей задаче признана в епархии. Члены команды различаются двумя способами присутствия: первый – более институциональный – означает работу в приходах, его представляют Жильбер, Христиан и Бруно; второй – более незаметный – подразумевает деятельность в народном квартале, его предпочли стрелянные воробьи из Бразилии Жан-Клод и Гаспар, наши братья без границ. Мы надеемся, что вместе они сохранят наследие МАПП и каждый сумеет передать его молодым людям, в большом количестве прибывающим в розовый город на учёбу.
В Эшурньяке трудится Мишель, которому уже исполнился 81 год. Несмотря на почтенный возраст, он сохранил свой пыл, молодость души и активность, будучи верным последователем Жака в этом знакомом нам монастыре. Прошлой осенью он поехал в Бразилию, в Жойнвиль, чтобы завершить передачу слова Божиего людям в «Семеандо» и снять там фильм.
В Лурде уже два года находится Доминик, в молитвенном служении он продолжает присутствие Пьера Ейруа в доме Святого Фомы Аквинского, построенном на месте, где жил его прадедушка, доктор Буассари. И ему нужно много терпения, поскольку его организм иногда его подводит (ночью Пасхи, 23 марта, он отошел ко Господу) .
В Сен-Сульпис-де-Фавьер Манфред сопровождает в мире сестёр-доминиканок, которые тоже переживают перемены. Он сотрудничает со всеми, особенно активно работает в приходе, где Пьер и Клэр служат многим людям, но прежде всего – Слову Божиему. Их последняя новость – создание интернет-сайта «Служители Слова». Нужно приехать на место, чтобы представить себе это. Возможно, там доведется встретить и Джузеппе, который приезжает из Базош, чтобы поделиться богатствами миссии в глубинке Бос.
В Асньэр, после субботнего периода, Нико возобновил своё служение среди обездоленных, в особенности – иностранцев, с добровольцами Секур Католик, где он является теперь сопровождающим священником. Команда Монфермей закрылась в августе. Невозможно объяснить всего, что происходит, в жизни всегда есть место тайне...

Швейцария и город Фрибур 2008 года уже не те, что в 1970 году. Страну окружает Европейский Союз, и сейчас, когда входящие в него страны больше не конфликтуют, пожалуй, не существует очевидных преимуществ сохранять нейтралитет. Мне было достаточно посетить Мари-Жозе и её семью, чтобы осознать экономические, культурные и религиозные перемены, затронувшие регион. Кто мог представить все это 40 лет назад?
Эрик присоединился к Филиппу и Жилю в Вийяр-сюр-Глан в новой команде служения, пришедшей на смену команде подготовки. Школа Веры в Фрибуре закрылась, чтобы продолжить свою работу в Африке. Мы сохраняем близость к епископу Фрибура, который остается нашим епископом-покровителем. Наш новый дом более скромный, он же служит «подворьем» при епископе. Трём членам команды предложено придумать новый способ присутствия рядом с молодёжью, взрослыми, семьями…

Бразилия тоже уже не та, какой была в 1970 году. Это большая страна, куда я надеюсь поехать в скором времени, чтобы составить о ней собственное представление, менее искажённое, чем то, которое распространяют СМИ. По словам наших братьев, вернувшихся оттуда, дороги, в прошлом – глинобитные, теперь заасфальтированы. Пути, изъезженные членами команды МАПП, пролегают между большими городами: Осаско, Сальвадор, Сан-Пауло, Белу-Оризонти, Жоинвиль, Куритиба. Страна гордится своими свершениями, которые помещают её на подобающее ей как по её населению, так и по сельскохозяйственному и промышленному развитию место среди великих мировых держав. Однако человеческая цена, которую приходится за это платить, остаётся по-прежнему очень высокой, сохраняются несправедливость и насилие. И огромная Церковь этой страны не перестаёт задавать вопросы о собственной миссии и, отвечая на них, лучше понимает свою задачу, мобилизует силы.
Мы тоже гордимся своей историей. Наша бразильская команда состоит из молодёжи, полной энергии и способностей. Ренато, Элиас, Жан и Фабиано – бразильцы, получившие хорошую подготовку, они – тот цвет, которому Господь даёт завязаться там, где «огонь пожрал пастыря» (я ссылаюсь на Поля Ксарделя и его тетради). Жомар бодрствует вместе с ними как свидетель старшего поколения. У них большие стремления и большие планы. Да благословит их Бог в их свершениях в этом году, им нужно принять решение о новой миссии!

Япония 2008 года – это не Япония 1970 года, это амбициозный гигант, снова занявший своё место среди великих. Сейчас страна переосмысливает свою историю, культуру и идентичность. Церковь также призвана переосмыслить своё присутствие, особенно среди мигрантов-иностранцев перед лицом требований культуры и вопросов о смысле, которые задает молодежь.
Наша команда два года находится в Токоросава, она сопротивлялась бурям и стихиям. За это время её члены стали твёрдыми снаружи и нежными внутри, как орехи! Они призваны к святости и восхищают нас, напоминая нам о нашем призвании. Со временем они изменили вид служения; двое из них, Луи и Реми, продолжая свою работу, они стали священниками для японцев и иностранцев, Джулиано продолжает свои инициативы евангелизации, он также является приглашённым проповедником в университетах.

Россия 2008 года – это уже не СССР 1970 года, когда мы собирались работать на стройках, поскольку в то время это было единственной возможностью присутствия в стране. Начиная с 1985 года страна пережила чудовищные метаморфозы. Сначала они поставили страну на колени и заставили потерять миллионы людей. И вот теперь, начиная с 2000 года, вместе с другими странами, рождёнными на руинах СССР, Россия медленно возвращает себе достоинство, культуру и веру.
Я уже давно нахожусь здесь как свидетель, не имея возможности жить обычной жизнью МАПП, но лелею надежду, что однажды мечты об активной деятельности смогут стать реальностью. Я служу по мере своих сил вместе с братьями и сёстрами из других общин и вижу, что происходят перемены к лучшему. Социальная ситуация становится более стабильной, Церковь открывается для миссии и начинает оглядываться в поисках того, что она могла бы изменить, чтобы стать ближе к людям с их заботами и ответить на их нужды.

Канада 2008 года тоже уже не Канада 1970 года. Наши братья Жорж, Андре и Жан больше не с нами, как в 1970-м. Они юридически автономны, но остаются братьями по духу. Квебек пережил свою тихую революцию, Церковь пережила распад католической культуры. Жители города снова взяли на себя роль миротворцев, воодушевляемых верой в мире, который их ценит. Наши братья в Монреале боролись среди бедных и молодых. Мы желаем им сохранить общее наследие Жака.

В этом году на нашем собрании мы вспомнили всех тех, кто прошёл с нами часть пути за эти 38 лет, кто нес служение в Италии, Германии, Израиле… Иногда мы теряем друг друга из виду, но затем, как в прошлом январе, происходит непредвиденная встреча, как это случилось с Джанни Кольдзани, который принял моего православного друга Виктора в Урбанском университете в Риме для написания докторской диссертации о миссии. Он был нашим консультантом по миссии на встрече друзей в Вербанье в 1995 году. И мы вспоминали всех тех, кто в ней участвовал, и благодарили Бога за это.
Даже если наши пути разошлись, сердца многих призванных в нашу миссию часто оставались соединёнными. Иногда легко понять причины тех или иных событий, в иных случаях это сделать труднее. Оглядываясь на пройденный путь, можно лучше понять друг друга. Очень часто благодать, которая нас соединила, остаётся в наших сердцах и мы можем по-прежнему вместе благодарить Бога. Многие из нас молятся друг за друга и переписываются по электронной или обычной почте. Милость Божия со временем меняет наши взгляды но, ни на йоту не меняя Его заповеди, позволяет нам видеть Его сердцем.

В эти дни я спрашивал себя, в чём состоит «ключевой момент», этот окончательный переход, к которому мы призваны сегодня. Я нашёл ответ в двух текстах, давших мне озарение.
Первый текст взят из Второзакония (2, 14): «С тех пор как мы пошли в Кадес-Варни, и как прошли долину Заред, минуло тридцать восемь лет». Народ мог бы войти в обетованную землю раньше, после того, как пересёк пустыню, если бы не испугался в Кадес-Варни. Услышав слова посланных вперёд для исследования земли, они лишились мужества. Иисус Навин и выжившие из народа Божиего, которые жили в пустыне, войдут в обетованную землю только через 38 лет, здесь в долине Заред. Иисус Навин осуществил этот окончательный переход, исполнив слова, которые были сказаны ему Моисеем: «Будь твёрд и мужествен» (Втор 31,23).
Второй текст – фрагмент Евангелия от Иоанна (5, 5), мы недавно читали его во время Великого Поста: «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет». Он ждал у купальни Вифезды в Иерусалиме, чтобы кто-нибудь опустил его в воду в момент схождения Ангела; он надеялся таким образом выздороветь. Он почти потерял всякую надежду, когда Иисус, проходя мимо, спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» … Хочешь ли ты ещё быть здоров после 38 лет безрезультатного ожидания? И поскольку он ещё обнаруживает в нём веру, то говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Этот человек, ходящий в вере со своей постелью на плече, посреди своих неверующих и враждебно настроенных братьев – наш гид вместе с Иисусом Навином в этот ключевой момент.

Дорогие друзья, мы все призваны быть «твёрдыми и мужественными», и, как только Господь сделает нам знак выходить, «взять нашу постель» и пройти через брод, который есть перед каждым из нас, чтобы идти вперёд к обетованной земле. Все мы переживаем ключевой момент нашей истории, мы призваны идти до конца нашей миссии, следуя за Иисусом.
Где мы находимся сейчас на нашем пути? Что нужно сделать, чтобы поторопить этот знак? Папа Бенедикт говорит нам: ничего другого, кроме как «отдать Богу всё то, что Он дал нам». И вступительная молитва пятого воскресенья Великого Поста предлагает нам вот эти слова: «Господи Боже наш, помоги нам ревностно подражать любви Твоего Сына, Который, возлюбив мир, предал Себя на смерть».
Да пригласит нас Господь к радости горницы, чтобы мы были рядом с Ним, когда Он отходит от мира сего к Отцу, и увидели Его в «отверстых небесах» сидящим одесную Отца. Мы узнаем, что Он Жив, когда Он придёт открыть наши могилы и даст нам выйти из них.

Ваш брат и диакон
Антонио
Москва, 2008 г.


Примечания :
1. Это письмо посылается вам на праздник Пасхи и, я надеюсь, дойдет до вас в 2008 году. Не удивляйтесь, что у нас не было письма за 2007 год. Нужно было перевести стрелки часов нашего «Синего письма». В 1582 году Церковь тоже привела свой календарь в соответствие с солнечным временем и её календарь стал «григорианским». Это может заставить вас улыбнуться, но у Русской Православной Церкви до сих пор «юлианский» календарь, восходящий к Юлию Цезарю, начиная с 46 г. до н.э.!
2. Последние «Синие письма» были очень интересными и удачно выполненными в плане типографии. Но у нас больше нет секретариата в Монфермей, и пока ещё нет нового. Пусть нас простят франкоговорящие друзья, сейчас мы находимся в процессе переосмысления нашего «Письма» и хотим выпустить его в форме, соответствующей новым вызовам. Мы переживаем  переходный период. Помогите нам, как можете.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...