Архиепархия Божией Матери

Доклад по случаю 10-летия освящения собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

Минуло уже десятилетие со дня освящения возрождённого к жизни столичного храма, ставшего позднее кафедральным собором архиепархии Божией Матери в Москве. Русское слово «собор» подразумевает как многочисленность церковного клира, так и представительность церковного собрания.
Даже по меркам сравнительно недолгой истории российского католичества, храм-юбиляр весьма молод. В 1884 году советом московского прихода святых апостолов Петра и Павла было принято решение о необходимости строительства в Москве ещё одного – филиального – храма для растущей приходской общины...

На Кольском полуострове присутствие католиков связано началом строительства торгового и военного порта и самого города Мурманска. Ранее на данной территории проживало лишь местное население, живущее за счет ловли рыбы, охоты и сбора плодов растений, обильно растущих в тундре, а специалистов и рабочих для грандиозной стройки необходимо было привезти с других территорий. Эту проблему решали в большой степени ссыльные. Это были люди разных национальностей: поляки, белорусы, литовцы, украинцы и др., среди которых было много католиков.
Когда город стал развиваться, сюда стремились на заработки люди со всей территории Советского Союза. Таким образом, в Мурманске и в Мурманской области проживают люди разной национальности, различного вероисповедания. Еще в начале 1916 г. настоятель католической общины Петрозаводска попросил разрешения у властей построить католическую часовню в Мурманске для 400 католиков (рабочих, инженеров и солдат), строящих город, порт и железную дорогу. Однако революция помешала этим планам...

Католическая община г. Владимира была основана в 1891 г., в то время, когда присутствие католиков в российской провинции начало увеличиваться, во многом благодаря усилению свободы вероисповедания и проявлению большей терпимости в тогдашнем русском обществе.
Архиву Владимирской губернии был передан протокол заседания Губернской Строительной Комиссии от 12 февраля 1891 г., на котором была рассмотрена просьба о приобретении участка земли под строительство часовни, которую должны были освятить по католическому обряду. Комиссия передала эту просьбу губернатору, и он дал утвердительный ответ, уполномочив саму комиссию приступить к действию 19 июня 1891 г. Комиссия приняла соответствующее постановление 28 июня, решив продать участок земли недалеко от "Золотых Ворот", исторического въезда в город, где можно было бы построить вышеуказанную часовню.
Строительство часовни было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. Из ежегодника Могилевской митрополии 1898 г., в юрисдикции которой находились все католики, проживающие на всей территории Российской Империи, мы узнаем о том, что часовня была освящена в 1894 г. как филиал Нижегородского прихода и была освящена во имя Божией Матери - Царицы Святого Розария. В том же самом ежегоднике говорится о архиепископе Симоне Мартине Козловском, как о занимающем должность митрополита, и об отце Иосифе Пизанко, как о капеллане Владимирской часовни. В то время, по сведениям ежегодника, часовня служила домом молитвы для 1353 верующих.
Создание самостоятельного прихода
Спустя всего десять лет со дня освящения часовня была возведена в ранг приходской. К счастью, губернский архив сохранил целиком дело, касающееся этого события, которое было открыто 13 декабря 1903 г. и закрыто 4 марта 1904 г. С просьбой об этом обратился капеллан, отец Тадеуш Ронкайтис, вместе с верующими. Первыми поставившими свои подписи были - статский советник Эразм Петрович Кржанович, советник окружного трибунала Ярослав Иосифович Вилькевич, и губернский бухгалтер Филипп Антонович Паули - католики, занимавшие самые высокие посты в городе. По их именам можно сделать вывод об этническом многообразии католической общины. Официально эта просьба была представлена 16 декабря 1903 г. с приложением списка католиков, проживавших во Владимире и окрестностях в 1902 г. Речь шла о 1129 верующих, из которых мужчин было 723 человека, а женщин - 426. В самом городе проживал 371 верующий, а остальные жили в окрестных селениях, в центрах индустриального или военного значения, где были сконцентрированы рабочие и военнослужащие польской, литовской и немецкой национальностей.
12 января 1904 г. местный православный епископ Сергий направил губернатору собственноручно написанное письмо, в котором заявил, что "...с моей стороны нет никаких возражений относительно учреждения... автономного Римско-католического прихода во Владимире для всей губернии". Подобное заявление является достаточно знаменательным примером соблюдения корректности в отношениях католиков и православных.
Получив одобрение со стороны православного владыки, губернатор написал в курию могилевского архиепископа, с тем, чтобы узнать, не имеется ли также со стороны католической митрополии возражений по поводу просьбы местной общины. 29 января 1904 г. курия дала ответ за подписью архиепископского викария прелата Денисовича, в котором содержалась поддержка просьбы владимирских католиков. Ввиду отсутствия каких-либо возражений 11 февраля 1904 г. приход был официально учрежден губернатором. Это решение было утверждено 26 февраля Департаментом духовных дел иностранных исповеданий МВД и подписано вице-министром.
К делу прилагался доклад на русском языке, датируемый 12 декабря 1903 г.; он был подготовлен самими католиками в адрес губернатора, с тем, чтобы объяснить причины их просьбы. Мы процитируем некоторые отрывки: "Около 20 лет назад, когда во Владимире и окрестных деревнях проживало приблизительно 150 лиц, принадлежащих римско-католической конфессии, владимирские католики для проведения литургических служб и удовлетворения своих духовных потребностей, приглашали настоятеля Нижегородского прихода, который вначале приезжал 3-4 раза в год, а позднее, с ростом числа верующих, по истечении каждого месяца, вызывая каждым своим визитом глубокую признательность со стороны самих верующих. Но с ходом времени, в связи с дальнейшим ростом численности верующих, также и эти периодические визиты священника оказались недостаточными, на основании чего, вследствие просьбы католиков города Владимира, митрополит всех римско-католических общин Империи назначил для Владимирской губернии самостоятельного священника-капеллана, о назначении которого местные католики были извещены губернатором 7 сентября 1893 г. В то время строительство церкви, на которое было получено разрешение, не было еще завершено и общая численность католиков не соответствовала требованиям закона об учреждении автономного прихода, исходя из которого церковь, не являясь приходской, не снабжается официальными книгами для регистрации рождений, бракосочетаний и смертей. Подобная обстановка осталась и в настоящее время, так что о каждом обряде, который осуществляет местный священник-капеллан, вынуждены сообщать в приход Нижнего Новгорода, для того, чтобы его зарегистрировали в приходских книгах и стала возможной выдача свидетельств на руки просителям. В настоящих условиях, заинтересованные лица должны принимать во внимание, что для получения свидетельств необходимо, в лучшем случае, не менее 7 дней. Кроме того, часто происходит так, что у заинтересованных лиц возникает срочная необходимость в предъявлении документов в различные учреждения, чтобы иметь возможность получать заработную плату, пенсию, признание прав на наследство и т. п.". Другой ежегодник Могилевской митрополии, датируемый 1910 г., уже включал в свои списки приход Божией Матери - Царицы Святого Розария во Владимире-на-Клязьме, состоящий из 1500 верующих; настоятелем его в то время был о. Амброзиус Пацтукас (скорее всего, литовец, как и настоятель в 1903 г. о. Ронкайтис), который был указан там и как преподаватель Закона Божиего в женской гимназии.
Долгая советская зима
Последний ежегодник Могилевской митрополии, относящийся к январю 1926 г., (митрополитом в то время был архиепископ Эдуард фон дер Ропп, находящийся, впрочем, в изгнании), упоминает уже только 500 прихожан владимирского храма. Администратором прихода был о. Антоний Дземешкевич, который одновременно являлся настоятелем в Нижнем Новгороде, где насчитывалось 1200 верующих (цифры приблизительные). Именно он был последним католическим священником во Владимире.
Судьба прихода Божией Матери - Царицы Святого Розария похожа на судьбу всех католических приходов Советской России, за исключением двух французских храмов в Ленинграде и Москве. Протокол заседания Советского районного правления сообщает о решении, относящемся к "ликвидации римско-католической церкви во Владимире", которое было принято 25 декабря 1930 г. (в день Рождества!). Протокол сообщает о принятии решения в следующих словах (стереотип аналогичных "ликвидации" тех лет): "Принимая во внимание, что религиозная община в обсуждаемом вопросе отказывается от использования Церкви, что не поступило в течение необходимых для этого сроков срочных запросов со стороны других групп верующих об использовании оной, без учета указаний государственной административной службы - что церковь как дом молитвы - ликвидируется - решается указать новое предназначение этого самого здания". Другой протокол тех дней информирует о том, что было предложено предназначить здание для размещения в нем городской библиотеки, но не имеется документов, которые свидетельствовали бы о фактическом осуществлении такого проекта.
Тридцатые годы в России были годами окончательного упрочения сталинской власти, в планах которой Католической Церкви не отводилось никакого места, как, впрочем, и иным вероисповеданиям. Здание владимирского храма, как отмечено в документах инвентарной службы горсовета, в 1939 г. было приспособлено для работы радиоретранслятора, с эксплуатацией в этих целях высоты колокольни. Дом священника был отведен под жилище, и там проживало на протяжении долгих лет одновременно от 8 до 12 семей. Среди этих семей были и семьи бывших прихожан храма, которые пытались сохранить историческую память общины. Еще в 1987 г. там проживала жена органиста, которая хранила у себя некоторые вещи, принадлежавшие приходу, среди которых было несколько снимков храма, относившихся к тому периоду, когда он еще действовал (сегодня они находятся в городском реставрационном бюро Владимира).
К концу 1970-х гг. был воплощен проект использования всего ансамбля в целом - и дома священника, и храма - в качестве выставочного зала. Это предложение исходило от городского музея. 10 февраля 1978 г. инженером И. В. Арзамасцевым был составлен технический паспорт на оба здания - для отчета инспектората по сохранности памятников истории и культуры Министерства Культуры Советского Союза (№ 17004201/02). Что касается храма, документ отмечает в исторической сноске имя архитектора И. Карабулова, спроектировавшего в 1891 г. храм, и дает следующую оценку строению - "памятник в стиле псевдоготики, что характерно для конца XIX в. и являет собой образец сооружения католического культа, редкого для Владимирской области". Прилагалось несколько копий оригинала проекта, фотографии храма "внутри и снаружи" в период до его закрытия и на момент составления документа.
Техпаспорт дома священника присвоил официальное имя этому строению, спроектированному тем же Карабуловым, - "дом священника", и оно было объединено вместе с храмом в "уникальный архитектурный ансамбль". При его оценке повторяется в точности такое же определение, какое уже было дано храму. Прилагаются копии оригинальных проектов и 10 фотографий дома того времени, когда составлялся документ.
В 1980-е годы городской музей приступил к осуществлению проекта, начав с дома, откуда были выселены жильцы, которым предоставили коммунальные квартиры на окраине. По завершении общей реставрации, в 1986 г., городским музеем в "доме священника" был открыт выставочный зал, получивший название "Музей одной картины". На нижнем этаже были оборудованы служебные помещения и открыто несколько залов для экспонирования работ школьников, в то время как весь верхний этаж был перестроен под минитеатр на 50 мест, со всем необходимым оснащением. В 1988 г. музей обязал реставрационное бюро начать восстановительные работы также и в храме, где предполагалось открыть концертный зал органной музыки, но эти работы, не успев начаться, были заморожены из-за нехватки фондов.
Воскресение из небытия
В конце 1980-х гг., когда Советский Союз был охвачен реформами, появилась надежда на улучшение положения дел в области свободы вероисповедания. Подлиное возрождение религиозной свободы стало возможным, в том числе и для католиков, после визита М. Горбачева в Ватикан и его исторической встречи с Папой Иоанном Павлом II, которая состоялась 1 декабря 1989 г.
Тем временем во Владимире самым неожиданным и провиденциальным образом возродилась католическая община. После получения регистрации в Горсовете верующие обратились с просьбой о возвращении храма. Реставрационное бюро, заинтересованное в продолжении прерванных работ, охотно их поддержало. Значительное влияние оказало вмешательство немецкого католика из г. Эрлангена, побратима Владимира, который находился в тот момент в городе на Клязьме для координации распределения гуманитарной помощи. Несколько священников из Эрлангена, которые прибыли в то время во Владимир, также оказали поддержку в этом деле местным католикам. 1 марта 1992 г. Горсоветом было официально принято решение о возвращении храма католикам. В те же дни верующие из Владимира встретились с архиепископом Кондрусевичем в Москве, что позволило приходу вновь влиться в число общин Апостольской администраторы вместе с другими тридцатью, которые были вновь открыты в том же году.
Архиепископ был с визитом во Владимире в апреле 1992 г. в сопровождении о. Стефано Каприо, который с 1989 г. был капелланом для итальянцев в Москве, и которому было вверено попечение о приходе с момента его открытия. Был подписан новый контракт с реставрационным бюро о реконструкции церкви. В последующие месяцы прихожане вместе с о. Каприо установили контакт с директором Городского музея, Алисой Ивановной Аксеновой, с целью проведения переговоров также о возвращении "дома священника". Работы по реставрации храма продвигались очень быстро, к июню 1993 г. они были уже завершены.
В декабре 1992 г. состоялась официальная встреча между архиепископом Тадеушем Кондрусевичем и местным православным епископом Евлогием, целью которой, кроме прочего, было проинформировать владыку о предстоящем открытии во Владимире католического прихода. Архиепископа Тадеуша Кондрусевича при этом сопровождал мон-сеньор Джузеппе Казале, архиепископ митрополии Фоджи-Бовино в Италии, откуда родом и о. Стефано Каприо. Встреча, проходившая в добросердечной атмосфере, обнаружила со стороны представителей Православной Церкви большую открытость, основанную на признании за католиками права на открытие их храма во Владимире.
Владимирская католическая община состоит из 300 прихожан. Богослужения в храме Божией Матери - Царицы Святого Розария проводятся регулярно, особенно по воскресным дням, когда собирается вся община. 21 ноября 1998 г. был создан Пастырский совет прихода, во главе с председателем - о. Стефано Каприо. На первом заседании Пастырского совета были созданы приходские комиссии: литургическая, благотворительная, катехизационная, а также административно-экономический совет. Работу данных комиссий осуществляют наиболее активные прихожане, 3-4 раза в году собираясь для обсуждения проведенных и намечаемых работ.

 

На правах рекламы:

сновное преимущество индивидуального шкафа-купе - его функциональность. К примеру, угловой шкаф в сочетании с традиционно прямым наиболее полно использует пространство углов интерьера квартиры. Вы можете узнать у нас на сайте шкаф угловой цена

Решение Арбитражного суда Мурманской области

город Мурманск                              дело № А42-1472/2009
29 мая 2009 года


Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Власова В.В., при ведении протокола судьей, при участии от ОАО «Мурманскпромстрой» Большакова А.Н. (доверенность от 02.02.2009), генерального директора Невской Н.Н. (паспорт, протокол от 31.10.2008). Осипов С. В. (доверенность от 02.04.2009), от Местной религиозной организации приход Святого Михаила Архангела Римско-католической Церкви в Мурманске Куликова С. Ю. (доверенность от 01.01.2009), рассмотрев в открытом судебном заседании иск ОАО «Мурманскпромстрой» к Местной религиозной организации приход Святого Михаила Архангела Римско-католической Церкви в Мурманске о признании договора недействительным.

История католичества на Калужской земле уходит в глубь веков. Вплоть до середины XV в. Калуга являлась пограничным городом на рубежах Великого Московского княжества. С XV в. в городе существовала немецкая слобода, в которой жили литовцы, поляки и немцы. Ее стали называть Кукова слобода, впоследствии - Куков переулок. Но если говорить о жизни прихода, то вести временной отсчет можно лишь с середины XIX века, времени, когда в городе появился постоянный священник. Основателем римско-католической общины в Калуге был о. Ежи Войчкус, который возглавил приход св. Георгия Великомученика в 1869 г.
Капеллан и ученый
Его преемником стал о. Петр Саницкий, уроженец г. Вильно (совр. Вильнюс). Примерно с 1878 г. он являлся капелланом Московского военного округа, настоятелем римско-католического прихода св. Георгия Великомученика в г. Калуге, куратом Тульского католического прихода Рождества Пресвятой Богородицы (до 1897 г. - часовни, с 1896 г.- филиальной церкви).
Усилиями о. Петра Саницкого в 1880 г. калужской общине удалось купить двухэтажный кирпичный дом - бывшую "Школу цифири". На средства прихожан дом был перестроен под храм. В церковной общине было 1500 человек, помимо войсковых чинов, число которых достигало порой 700 человек (в городе стоял Ингерманландский полк). Находилась церковь в Куковом переулке (ныне ул. Первомайская). В 1892 г. (по иным сведениям, в 1893 г.) католиков Калуги посетил епископ Франциск Сы-мон, суффраган Могилевский, ректор Петербургской духовной академии. Епископ отслужил в храме мессу и принял экзамен по богословию у детей.
О. Петр в течение долгого времени окормлял не только католиков Калуги и Тулы - время от времени он навещал верующих Орловской и Рязанской губерний. Служение священника было весьма интенсивным: он постоянно служил мессы в двух приходах, исповедовал сотни людей, совершал таинства крещения и венчания. Так, например, он крестил братьев Лукомских - Георгия и Владислава, - которые стали известными художниками и искусствоведами, прославившими Калужский и Орловский края. О. Петр хоронил усопших, проявляя большое внимание и участие к близким покойного. От Калуги до Тулы ему приходилось ездить на лошадях 120 км. по грунтовой дороге. Кроме того, его приглашали в удаленные поместья для совершения таинства крещения и отпеваний.
Петр Петрович был человеком высокообразованным, прекрасно владел языками, интересовался ботаникой, знал зоологию, анатомию. Он был знаком с известными учеными: русским ботаником Д. Литвиновым, с Цинглером, Кауфманом, Пачосским и др. О. Петр Саницкий проводил научные изыскания - изучал флору и фауну Калужской губернии, провел в крае орнитологические исследования, опубликовал научные статьи. При создании в Калуге музея он подарил учредителям 9 папок гербария, в котором были собраны 400 видов растений Калужского края.
Когда группа студентов решила организовать в городе общество любителей природы, то эта инициатива нашла самую горячую поддержку у о. Петра, который оказал молодым людям помощь в благом начинании. Общество было организовано в 1910 г. и на первом же собрании за труды по изучению и исследованию природы края о. Саницкий был избран его первым почетным членом; почетными членами данного общества в разное время были: Д. П. Литвинов, К. Э. Циолковский и другие. В мае 1911 г. в сопровождении своей сестры о. Петр возвратился в Вильно, прослужив в Калуге почти 33 года!
Сквозь тернии - к свободе
Католический приход в Калуге существовал до 1936 г. О трудностях, обусловленных переменами, которые произошли в стране и изменили жизнь верующих, говорилось не раз, в том числе и на страницах нашей газеты. Подробнее следует рассказать о пастыре, поддерживавшем в годы "воинствующего атеизма" тех, кто искренне верил в Господа. В те годы прихожан окормлял о. Ян Павлович, который много сделал для благоустройства церкви и участка вокруг нее. Благодаря его усилиям и труду прихожан аллея близ храма была усажена цветами, а возле церкви поставлены скамейки. Священник разделил участь многих священнослужителей того времени - он был арестован и вскоре погиб.
Демократические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов изменили к лучшему положение Католической Церкви в России. В 1993 г., благодаря усилиям местных католиков, в Калуге была зарегистрирована католическая община латинского обряда. Председателем церковного совета был избран А. В. Корсаков. Сразу же встал вопрос о храме. Старое церковное здание за годы Советской власти было изрядно перестроено по усмотрению тех организаций, которые в разные годы в него вселялись. Территория вокруг храма тоже была застроена. Что было делать? Где служить мессу? В ноябре 1994 г. у общины появился, наконец, настоятель. Это был о. Мирослав Копчевский, францисканец.
Таким образом католическая община св. Георгия Великомученика вступила в новый этап своего развития. Работа, которую она ведет, разнообразна и касается многих сторон жизни.
Мессы стали регулярно проходить в часовне, устроенной в Доме культуры электромеханического завода. Многих прихожан интересовала христианская литература, и постепенно с помощью настоятеля собирается небольшая библиотечка, которой могли пользоваться все верующие.
Католическая община Калуги постепенно росла и численно, и духовно. В немалой степени это было заслугой катехизации, которой о. Мирослав уделял большое внимание. Во время Великого Поста 1995 г. настоятель готовил многих прихожан к Первому Причастию. Вместе со своим настоятелем калужские католики участвовали во всенощном бдении в одном из храмов г. Москвы. В Москву возил о. Мирослав и нескольких юных прихожан. А летом 1995 г. молодых католиков Калуги ждал сюрприз - поездка в Чехию. Именно такие поездки помогают молодежи ощутить себя частью Вселенской Церкви.
Осень 1995 г. и последующие месяцы можно назвать временем "борьбы за землю" для строительство храма. Было несколько вариантов обрести свой храм: добиваться возвращения старого здания, которое когда-то было католической церковью, или просить о выделении земли под строительство нового. Остановились на втором варианте. Ходатайство верующих было удовлетворено не сразу. Но, наконец, на ул. Поле Свободы было решено заложить новый католический храм. После получения земли прихожане вместе со своим настоятелем целый месяц трудились над подготовкой площадки под строительство.
В конце апреля 1996 г. прибывший в Калугу о. Агостино Гардин -генеральный министр ордена братьев меньших конвентуальных - отслужил мессу и освятил площадку, где предполагалось заложить новый храм. В своем интервью местному телевидению монсеньор Гардин сказал: "Я хочу пожелать этому городу и великой России мира и добра... Мира, который должен быть внутри нас, в наших сердцах".
Летом 1996 г. началось строительство. Из Германии привезли деревянные сборные блоки, которые под руками строителей становились стенами и кровлей храма. Работали русские, немцы, поляки. Через неделю новый храм встретил своих прихожан. Это был настоящий праздник, кульминацией которого стало 22 сентября 1996 г., когда церковь была освящена Апостольским администратором для католиков латинского обряда европейской части России архиепископом Тадеушем Кондрусевичем.
В Юбилейный 2000 год завершилось и благоустройство приходского дома в Калуге. В нем есть телезал с прекрасной видеотекой по христианской тематике, библиотека, комната для собраний и реколлекций, трапезная. В деревне Мужачи (под Калугой) завершился ремонт дома, предназначенного для проведения духовных упражнений. В доме были приняты представители групп "Матери в молитве". Движение "Матери в молитве" создано в Англии Вероникой Вильяме при поддержке и горячем участии ее сестры Стефании и братьев Мориса и Питера, и получило распространение в России. Подобная группа есть и в одном из православных приходов Москвы. Духовные упражнения для участников этих групп проходили в Калуге еще в 1999 г. Тогда же архиепископ Тадеуш Кондрусевич встретился с их участницами. 22 июня 2000 г. был освящен "Дом утешения" в Калуге. Дом является российским центром групп "Матери в молитве".

 

 

На правах рекламы:

На сегодняшний день мы предлагаем недорогой хостинг php mysql, email, perl, ssi и т.д. при этом дешевый хостинг мы обеспечиваем полным сервисом и поддержкой. Мы также бесплатно поможем перенести Ваш сайт с другого хостинга.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...