Гатчина - районный центр, расположенный в 46 км от Санкт-Петербурга. Этот населенный пункт был впервые упомянут в 1499 г. (новгородское село Хотчино). В XVII-XVIII вв. являлся владением Шведской короны, а с 1721 г. село возвращено России. В 1720-х гг. Гатчина - имение царевны Натальи Алексеевны; в 1783 г. село приобретено Екатериной II для Великого князя Павла Петровича. Городом является с 1796 г. В 1923-1929 гг. именовался как г. Троцк, в 1929-1944 гг. - Красногвардейск.
Несостоявшаяся резиденция принца Конде
Еще 23 сентября 1794 г. в Гатчинском дворце Великий князь Павел Петрович издает указ, в котором говорится: "Поколику по поднесенному докладу, о нужде и желании служителей Наших и Гатчинских жителей
как лютеранского, так и католического исповедания, иметь приличный образ собрания для богослужения установленный, ... то повелеваем в Гатчинском посаде нашем на правой руке Главной улицы, идущей от дворца (проспект Павла I - бывший Октябрьский), воздвигнуть нашим иждивеньем нарочитый храм... с самым местом им занимаемым на 20 сажен в ширину и к тому же еще в некотором удалении, на построение училища и пасторского дома 60 сажен в длину - всемилостивейше даруем и уступаем сим Гатчинским Лютеранским и Католическим обществам в вечное владение...".
Кроме того, он предписал выделить 40 сажен общей церковной земли для общей пашни. Указ предусматривал совместное (по особому расписанию) совершение богослужений, и назначал попечителем церкви статского советника барона Карла фон Борка.
В 1799 г. в Гатчине "сооружена была деревянная церковь для общего моления", но, вопреки утверждениям некоторых авторов, католики, по неизвестным нам причинам, ее не посещали.
Одновременно с постройкой церкви, в 1798-1800 гг., по повелению Павла I после принятия им на себя звания Великого Магистра Мальтийского ордена, в парке строится Приоратский дворец, наместником которого становится граф Литта (приор, принц Конде, бывал в официальной резиденции нечасто и богослужения в восточной части здания, так называемой капелле, не совершались), а сам "приорат" так и не стал резиденцией принца.
12 октября 1799 г., в благодарность за заступничество, мальтийские рыцари, хранители реликвий, поднесли в дар Павлу I часть древа Святого Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери и десницу св. Иоанна Предтечи (в 1919 г. святыни были вывезены за рубеж и следы их теряются в 1941 г.).
История
Первая часовня устроена в 1800 г. в частном доме. Упоминание о гатчинских католиках встречается в архивных делах 1803 г.: "Приходская часовня деревянная, курат - отец Винибальдус, реформат (т. е. монах Ордена францисканцев-реформатов - прим. ред.)", но уже в 1809 г. священника в Гатчине не было. В 1811 г. приход, наряду с Царским Селом, обслуживал аббат Цезарис. В 1820-х - 1840-х гг. Гатчина относилась к Царскосельскому приходу; в 1830 г. здесь было 30 католиков.
С 1841 г. богослужения совершались в зале Гатчинского сиротского воспитательного дома (по просьбе его директора), с 18 июля 1843 г. сюда был назначен капеллан с жительством в Гатчине.
С 1845 г. часовня находилась в нижнем этаже здания богадельни (в богослужениях принимали участие воспитанники института, ученицы гимназии и военные чины). В 1874 г. молельню предполагали перенести из Сиротского института в здание упраздненной городской гауптвахты, но, вероятно, ее "приютила" женская гимназия, откуда 25 сентября 1876 г. богослужения вновь были перенесены в Сиротский институт, причем доступ был ограничен.
21 мая 1876 г. каноник Мацулевич получает Высочайшее соизволение на устройство в новых кварталах Гатчины "... особой молельни с квартирами священнослужителя и сторожа".
Приобретенный 20 апреля 1876 г. от отставного рядового И. Тима-шева участок участок находился по адресу: "Ингербургская часть, угол Николаевской и Безымянной улиц, пустопорожнее место". Построенная молельня представляла собой обыкновенный дом с тремя простыми окнами ближе к алтарной части. 19 декабря 1876 г. часовню Христа Спасителя на 400 человек освятил почетный каноник Мацулевич, утварь и фисгармония были переданы из часовни Сиротского института. Колокола освящены 15 августа 1880 г.
5 декабря 1885 г. капеллан, прелат Антоний Бересневский, подал властям прошение о разрешении постройки новой часовни по ул. Николаевской, 27. Новая часовня была окончена 18 марта 1887 г.
20 сентября 1901 г. Саломея Линевич пожертвовала на постройку церкви дом (оцененный в 10000 рублей ассигнациями) по улице Люцев-ской, 67 (ныне улица Чкалова). Из-за того, что дарственная была оспорена в 1902 г., дом не был продан и впоследствии сдавался приходом внаем.
Храм
О развитии прихода свидетельствует тот факт, что в 1901 г. в нем было совершено 100 крещений, 32 бракосочетания, 40 отпеваний; более 1000 человек исповедывались перед Пасхой, 20 было преподано Первое Причастие. Поэтому закономерно, что 17 марта 1906 г. Управляющий Могилевской архиепархией просил МВД разрешить гатчинским католикам построить на собственные их средства новую каменную церковь возле существующей ветхой часовни.
По смете стоимость постройки составляла 37319 руб. ассигнациями, собрано же было 26000 руб., отчасти уже куплены материалы для постройки, поэтому 24 апреля 1906 г. МВД разрешило начать строительство, продолжавшееся с 3 июля 1906 г. по 11 ноября 1911 г. (руководители - архитектор Л. Шишко, инженер-техник С. Йоча, архитекторы Барышников и Харламов, гражданский инженер Трифонов).
Новая церковь была освящена 13 ноября 1911 г. епископом Яном Цепляком и стала филиальной церковью прихода св. Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге с 8 марта 1918 г. Церковь расположилась "... на участке прихода, лицевым фасадом к Александровской улице, в 7 саженях от нее". "Стены и колокольня - из кирпича на известковом растворе, снаружи облицована кирпичом, внутри - под штукатурку. Полы - цементно-бетонные. Церковь покрыта сводами системы «Монье», внутри устроены деревянные хоры и винтовая лестница". Здание решено было в псевдоготическом стиле.
Военное лихолетье
В 1915-1916 гг., после занятия Царства Польского и западных губерний германскими войсками, в Петербургскую губернию, в том числе в окрестности Гатчины, прибывают беженцы-католики. 24 ноября 1915 г. специально для удовлетворения их духовных нужд прибывает священник Станислав Иртман, назначенный капелланом беженцев. В1916 г. беженцев-католиков в окрестностях Гатчины было 5700 человек, то есть почти в 3 раза больше, чем постоянных прихожан. Именно для беженцев были устроены в 1916-1917 гг. часовни в Тайцах, Вырице, Дивенской и Сиверской. Кроме того, в Гатчине возникает особое, "польское" военное кладбище. С 1917 г. здесь работает приходская школа.
"Власть Советов"
Некоторое время после революции приход жил относительно спокойно, но 18 ноября 1922 г. церковь впервые была опечатана, 11 мая изъята золотая и серебряная утварь. Во время "визита" государственных чиновников произошло трагическое событие - профанация Пресвятых Даров. Вот как описывает зто происшествие в рапорте Могилевскому архиепископу Иоанну Цепляку капеллан церкви о. Чегис: "...Явилась гатчинская комиссия по изъятию церковных ценностей. Я первым долгом разъяснил, что наша церковь настолько бедна, что имеются только крайне необходимые Св. сосуды, которых изъятие принесло бы существенный ущерб нашему культу... Председатель комиссии попросил все церковные Св. сосуды принести в канцелярию. Я отказался. Комиссия потребовала ключи от церкви, и все, присутствующие в канцелярии, пошли в церковь... Комиссия направилась в пресвитериум к алтарю, предлагая открыть в большом алтаре Цимбариум, где хранятся Св. Дары, для осмотра сосудов. Я категорически отказался открыть и выдать ключи... Несмотря на наш отказ, комиссия подошла к алтарю. Вызвали слесаря, взломали Цимбариум, вынули оттуда сосуды со Св. Дарами и осматривали - из какого металла. Потом открыли сосуд со Св. Дарами и сами начали пересыпать Св. Дары в другой. Я тотчас подбежал к алтарю, во избежание дальнейшего кощунства оставшуюся часть Св. Даров докончил сыпать в тот же сосуд, а последний прочистил. Два остальных сосуда со Св. Дарами вставил в Цимбариум... Комиссия взяла сосуд-дарохранительницу, серебряную. После этого комиссия пошла в боковой алтарь церкви. Открыли там сам Цимбариум, и оттуда взяли сосуд-чашу с пате-ною серебряной". Все события, описанные в рапорте, полностью соответствуют протоколу, составленному комиссией.
13 декабря 1922 г. церковь вновь была закрыта из-за отказа верующих подписать с властями договор на использование здания храма. 4 сентября 1922 г. произошло столкновение прихожан с милицией, а с 1 июня 1923 г. прихожане дают расписку - обязательство о принятии церкви в свое ведение и 2 июня 1923 г., после обращения в Совнарком, храм был вновь открыт.
16 июня 1922 г. была закрыта старая часовня Христа Спасителя. Архиепископ и прихожане требовали ее возвращения, но безрезультатно.
15 августа 1931 г. был арестован за "...антисоветскую пропаганду и организацию нелегальных католических обществ" о. В. Чегис (постановлением Коллегии ОГПУ 7 марта 1932 г. он приговорен к десятилетней ссылке, а 26 сентября 1933 г. выехал по обмену в Литву).
С 1937 г. церковь Пресвятой Богородицы не действовала, в январе 1939 г. была официально закрыта и обращена в пекарню. Здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. После войны в нем разместилась котельная, а в последнее время - мастерская и гараж фирмы "Аякс".
Зимой 1963 г. (1965 г.) на Гатчинском кладбище служил мессу настоятель Ленинградской католической церкви о. Ян Буткевич, пытавшийся возродить приход. Собралось на это богослужение не менее 100 человек. До конца 1970-х гг. католики собирались на молитву в доме Ха-лецких, вблизи кладбища.
Возрождение
2 ноября 1992 г. священник Эдмунд Каптуркевич совершил заупокойную мессу на кладбище в Загвоздке (исторический район Гатчины), после которой верующие решили возродить приход, зарегистрированный 6 декабря 1993 г. 11 апреля 1993 г. священник Джузеппе Пеллицар-ри, салезианец, совершил первую Пасхальную литургию. Первоначально богослужения проводились в актовом зале СПТУ.
Но активное возрождение прихода началось с 1994 г., после назначения его настоятелем священника-салезианца Веслава Домбровского SDB. Вначале богослужения совершались в том же актовом зале. Это были воскресные мессы. Со временем прихожане стали встречаться и в течение недели для чтения молитв Розария и участия в литургии Крестного Пути во время Великого Поста. Посещаемость была небольшой -около 20 человек на мессах и пять-шесть - на Розарии и Крестном Пути. Не были забыты пресса и радио. Менее чем через год после приезда о. Веслава полуразрушенный храм был возвращен общине.
Сегодняшний день
Хотя здание храма было разрушено, часть его, - там, где раньше находился алтарь, выглядела почти нетронутой. Ее и начали восстанавливать первой. Летом 1996 г. в боковой комнате, а с лета 1997 г. в отреставрированной алтарной части возобновились богослужения.

 

 

На правах рекламы:

База данных "юридическая консультация беларусь" создана в первую очередь в целях оказания точной и своевременной юридической помощи по законодательству Республики Беларусь, основное направление это разработка для типовых договоров и образцов договоров , а так же договоров по индивидуальному заказу.