В гербе Бенедикта XVI, избранного на престол святого Петра 19 апреля, сочетаются многовековая традиция и неожиданные новые элементы. В нем на красном фоне, обрамленном золотом, изображена золотая раковина; в правом углу - голова коронованного мавра в красном воротнике; в левом углу - бурый медведь с высунутым красным языком, несущий груз красного цвета, окаймленный черным.
Традиция выбора Папами личного герба насчитывает по крайней мере восемь столетий. В эпоху Возрождения появилась традиция украшать гербом правящего Верховного Понтифика шедевры архитектуры, книги, папские декреты и документы различного характера.
После избрания Папы часто оставляли герб своего рода, если таковой имелся, либо составляли новый герб из символов, указывающих на идеалы их жизни, прошлое служение либо на программу Понтификата. Нередко они привносили определенные изменения в герб епископского служения.
Композиция герба Папы Бенедикта XVI довольно проста: щит имеет чашевидную форму, популярную в церковной геральдике (другая широко распространенная форма герба - конская голова; такой формы был, например, герб Павла VI). Поле герба Бенедикта XVI, варьируя композицию его кардинальского герба, окрашено в красный и золотой цвет. Основное поле красного цвета обрамлено двумя боковыми золотыми долями в верхних углах, напоминающими “каппу” - литургический плащ, восходящий к монашеской духовности святого Бенедикта.
На гербе Папы Бенедикта XVI представлены символы, размещавшиеся ранее в его архиепископском и кардинальском гербах, только в папском они расположены иначе.
На центральном, самом почетном поле щита, окрашенном в красный цвет, изображена большая золотая раковина, имеющая троякую символику. Прежде всего, это богословский символ, связанный с ограниченностью богопознания. Раковина напоминает историю святого Августина, который однажды встретил на берегу моря мальчика, переливавшего ракушкой воду из моря в ямку на берегу. На вопрос, зачем он это делает, ребенок ответил, что пытается перелить море. Августин увидел в этом намек на свое безуспешное стремление постичь ограниченным человеческим разумом бесконечность Бога. Легенда имеет явный духовный смысл, приглашает постигать Бога, пусть и скромными человеческими силами, прибегая к неисчерпаемым богатствам богословия. Также раковина многие столетия считается символом паломника; этот символ Бенедикт XVI хотел сохранить, идя по стопам великого Папы-странника Иоанна Павла II.
В верхних долях щита представлены еще два символа, связанные с Баварской традицией, которые Йозеф Ратцингер ввел в свой герб, став в 1977 г. архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским. В верхнем правом поле щита изображена голова мавра темно-каштанового цвета с красными губами, красной короной и воротником, с золотым кольцом в ухе. Это - древний символ Фрайзингской епархии, установленной в VIII веке. В баварской геральдической традиции голова мавра встречается довольно часто и называется caput ethiopicum (эфиопская голова) или фрайзингский мавр.
В левом верхнем поле щита изображен медведь бурого цвета, несущий на спине груз. Согласно древней легенде, первый епископ Фрайзинга, св. Корбиниан (родился ок. 680 г. в Шартре, Франция; скончался 8 сентября 730 г.), путешествуя верхом в Рим, въехал в лес, где на него напал медведь и растерзал коня. Однако святой сумел не просто укротить хищника, но и навьючить на него свои пожитки, заставив везти из до Вечного Города. Поэтому на спине медведя изображена некая ноша. Медведь, укрощенный благодатью Бога также символизирует Фрайзингского епископа, на которого возложено бремя епископского служения.
По традиции, на гербе Верховного Понтифика за щитом располагаются два ключа на манер Андреевского, косого креста: золотой - справа (власть разрешать) и серебряный - слева (власть вязать). Очень редко ключи помещаются над щитом. Они также интерпретируются как символы духовной и светской власти Епископа Рима. Ключи перевязаны красным шнуром, в знак единства двух властей. Появление этого элемента, безусловно, вдохновлено словами Христа, обращенными к Петру: “И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах” (Мф 16,19). Следовательно, ключи - символ власти, дарованной Христом св. Петру и его Преемникам.
В светской геральдике щит, как правило, увенчан шлемом либо короной. На гербе Верховного Понтифика долгое время размещались не одна, а целых три короны - знаменитая “тиара”: в 1130 г. появилась одна корона, в 1301 г. Бонифаций VIII добавил вторую корону во время конфликта с королем Франции Филиппом Красивым, в ознаменование победы духовной власти над светской, а Бенедикт XII в 1342 г. добавил третью корону, означавшую нравственный авторитет Папы над любыми светскими монархами.
Со временем, теряя значение светского символа, серебряная тиара с тремя золотыми коронами стала обозначать тройную власть Верховного Понтифика: духовную, судебную и вероучительную. Тиара возлагалась на голову Папы в день коронации, использовалась во время торжественных богослужений. Павел VI свою драгоценную тиару, подаренную Миланской архиепархией, пожертвовал на дела благотворительности и начал служить в простой митре, однако изображение тиары сохранилось и на его гербе, и на гербе Святого Престола. Тиара была на гербах Иоанна Павла I и Иоанна Павла II.
Бенедикт XVI решил заменить тиару на своем официальном гербе митрой. Правда, папская митра сохранила символику тиары: серебряное поле пересекают три золотые полосы (символы духовной, законодательной и вероучительной власти), соединяемые в центре еще одной золотой полосой, указывающей на единство трех властей в одной личности.
Еще один новый символ герба Папы Бенедикта XVI - паллий, размещенный под щитом. Ранее не было традиции помещать его на гербе Верховного Понтифика, однако паллий - важная литургическая инсигния Епископа Рима, и его часто изображали на скульптурных и живописных портретах понтификов. Он указывает на его служение как пастыря стада, вверенного Христом. Многие Верховные Понтифики изображены в палии на знаменитых медальонах базилики святого Павла вне стен, в т. ч. - все Папы, правившие в период с V по XIV в.
И в светской, и в церковной геральдике принято изображать под щитом девиз владельца. На архиепископском и кардинальском гербах Йозефа Ратцингера были начертаны слова Cooperatores Veritatis (“Соработники Истины”). Этот девиз остается идеалом его жизни, однако, согласно геральдической традиции папских гербов последних столетий, он не изображен непосредственно под щитом.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...