Никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, Первоверховный Апостол, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и отпускать грехи предана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судьи.
III Вселенский Эфесский Собор (11 июля 431 г.)

Конклав – (лат. cum – с; clavis – ключ) собрание Коллегии кардиналов, на котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы-выборщики в прямом смысле этого слова, закрыты от внешнего мира – отсюда и происходит название: по традиции, собрание проходит в Сикстинской капелле, двери которой закрываются на ключ. Процедура конклава – выборов нового Понтифика – оставалась практически неизменной с конца XIII до XX века.

Выборы Понтифика в древности и раннем средневековье

В различные эпохи истории Церкви процесс избрания нового Понтифика был неодинаков. В рамках газетной статьи, безусловно, невозможно подробно представить все тонкости, поэтому мы ограничимся представлением лишь основных особенностей.


Согласно церковному праву, Понтифик не может выбрать себе преемника. По преданию, св. Петр самолично избрал 24 священников и диаконов, помогавших ему в управлении Римской Церковью. Этим советникам вменялось избрать преемника святого Епископа. Историки Церкви и специалисты Канонического права полагают, что в первые века порядок избрания нового Епископа Рима ничем не отличался от порядка в иных епархиях, т. е. нового Папу выбирали духовенство и верующие Вечного города. Некоторые полагают, что право избирать Преемника св. Петра было исключительной привилегией римского духовенства, а миряне получили допуск к выборам лишь во времена св. Сильвестра I (314-335).
В кратком историческом очерке мы постараемся показать, что принцип выборности Понтифика соблюдался в Римской Церкви всегда. Св. Киприан рассказывает, что в выборах Папы св. Корнелия (251-253) принимали участие епископы Римской провинции, духовенство и народ: «Он стал епископом по велению Бога и Его Церкви, по свидетельству почти всего духовенства, собрания епископов и всех добрых людей» (Послание к Антонию, п.8). Практически то же самое говорится в послании римского духовенства, адресованном императору Гонорию по случаю избрания Папы св. Бонифация I (418-422), т. е., спустя 167 лет. Вплоть до падения Западно-Римской империи (476) вмешательство светских властей в выборы Понтифика не было столь заметным, как в будущем. Император Констанций, правда, попытался в 355 г. навязать антипапу Феликса II, однако его протеже епископат тут же обвинил в ереси.
Иногда можно услышать, что в древности и в средневековье Папы сами назначали своих преемников. Кардинал Чезаре Бароний, выдающийся историк Церкви, в своих “Annales ecclesiastici” отмечает, что св. Григорий VII (1073-1085) перед смертью назвал своим преемником будущего блаж. Виктора III (1086-1087); схожим образом тот в 1086 г. указал на кандидатуру Оддона де Лажери (Папа Урбан II, Понтификат: 1088-1099). В данном случае речь идет о праве Папы (can. "Si Transitus", 10) назвать имя человека, которого он считает наиболее подходящим для этого служения; кардиналы же не обязаны слепо его слушаться. Об этом свидетельствует тот факт, что хотя Григорий VII пытался облегчить в будущем, избрание Виктора III, Святой Престол оставался после его смерти вакантным 12 месяцев. Значит, утверждать, что избрание того или иного Понтифика заранее предрешено, неверно.
Нужно сказать, что вмешательство светской власти всегда было не по вкусу римскому духовенству. Об этом, например, свидетельствует нежелание соблюдать соответствующие декреты, изданные Понтификами, такое случалось в период Понтификата Папы св. Симплиция (468-483 г.). Примеру императоров последовали варварские короли Италии, первым вмешался в выборы нового Папы св. Симмаха в 498 г. правитель остготов Теодорих (+526), арианин между прочим. В последние годы жизни Теодорих в последние годы жизни он развязал гонения против Церкви: заточил в тюрьму Папу св. Иоанна I (523-526), а после его смерти попытался назначить Феликса III (IV) (526-530). К счастью, св. Феликс оказался достойным, по мнению законных выборщиков, и его кандидатура была утверждена в ходе голосования.
После падения Остготского королевства (537) правителям Восточно-Римской империи удалось ненадолго восстановить свое влияние в Италии. Василевсы попытались применять принцип «Что угодно императору, имеет силу закона» и по отношению к Римской кафедре (в самой Византии союз власти с христианской Церковью сложился уже в IV-V вв.; императоры имели сан иподиакона, во время литургии могли находиться в алтаре). Восстановив влияние на полуострове, императоры требовали, чтобы выборщики согласовывали свое решение с экзархом Равенны, наместником императора. откуда оно передавалось императору в Константинополь и до тех пор, пока последний не подтвердит это решение, новоизбранный не мог именоваться Епископом Рима.
По настоянию императора Юстиниана I еще при живом Понтифике, св. Сильверии (535-536) был возведен римлянин Вигилий (537-555). В 556 г. опять при поддержке императора епископатом, духовенством и народом Рима был избран Папа Пелагий I (556-561) (Liber diurnus Rom. Pont.,2). Этому активно противились римляне: примерно в середине VII в. в главнейших городах Италии появляется новая сила – вооруженное ополчение (militia). Недоверие Византии, выразившееся в репрессивных мерах по отношению к выборам Епископа Рима, давало militiae возможность заявить о своих симпатиях: городское войско Рима активно вмешивается в выборы Папы Иоанна V, сирийца по происхождению (685 – 686 г.). Ситуация осложнялась тем, что римляне жили бок о бок с лангобардами-арианами, вторгшимися в Италию в 568 г. В результате Святой Престол месяцами оставался вакантным.
В 684 г., вняв просьбе св. Бенедикта II (684-685), император Константин IV объявил: ждать утверждения новоизбранного Понтифика василевсом не нужно, достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века: Папа св. Захария (741-752) после своего избрания не стал посылать известие в Константинополь, рассудив: какая польза от еретика, закрывающего у себя в государстве монастыри, принуждающего монахов вступать в брак…
Получив в 756 г. от франкского мажордома Пипина Короткого отнятые у лангобардов земли, Папа Стефан II (III) (752-757 гг.) укрепил позиции Понтификов как светских властителей.
Высшее духовенство постепенно сближается со светской аристократией, тем более что его представители нередко происходили из тех же семей. К моменту распада в конце IX в. империи Каролингов, Церковь оказалась полностью включенной в феодальную структуру общества. Еще в 607 г. Папа Бонифаций III издал декрет, по которому выборщики могли встречаться только спустя три дня после похорон почившего Епископа Рима. В 769 г. Латеранский синод постановил следующее: римский клир может избирать Папу из числа пресвитеров и диаконов; участие мирян в выборах запрещалось, но после своего избрания Понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет вызвал недовольство влиятельных мирян, и Папа св. Николай I Великий (858-867 гг.) на синоде в Риме в 862 г. восстановил выборные права римских нобилей. Папа Иоанн IX (898-900 гг.) подтвердил обычай совершать посвящение Понтифика в присутствии императорских посланников.
Германские императоры пытаются присвоить себе привилегию подтверждения кандидатуры новоизбранного Понтифика, ссылаясь на договор, заключенный Папой Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно вмешивались в избрание Пап. В 963 г. император Оттон I потребовал римлян поклясться в том, что они никого не изберут Папой, до тех пор, пока император не объявит о назначении. Еще два примера: император Оттон III содействовал избранию Григория V (саксонец, Понтификат: 996-999 гг.; первый Папа не итальянец после 752 г.), Сильвестра II (француз, Понтификат: 999-1003 гг.), а Генрих III оказал влияние на исход выборов Климента II (саксонец, Понтификат: 1046-1047), Дамаса II (баварец, Понтификат: 1048), св. Льва IX (эльзасец, 1048-1054) и Виктора II (немец, Понтификат: 1055-1057). Кстати, Лев IX приложил немало усилий для восстановления приоритета Церкви: узнав о своем “избрании”, он облачился в одеяния паломника и сохранял свой титул епископа до тех пор, пока не был провозглашен Папою кардиналами и народом Рима.
Эпохальные перемены в процедуре избрания Епископа Рима происходят в XI в., начало им положил Папа Николай II (Понтификат: 1059-1061 гг.). Согласно его декрету "In nomine Domini", кардиналы-епископы вначале обсуждают друг с другом имена кандидатов на Престол св. Петра и выбирают из них наиболее достойных. После сообщения этой важной информации остальным кардиналам, начинается общее голосование, с результатами которого должны будут выразить свое согласие (laudatio) все духовенство и миряне. Кандидатов выбирали из римского клира до тех пор, пока не находили достойного. При избрании, согласно документу, нужно было считаться с правами императора Священной Римской империи, он, в свою очередь, был обязан проявлять такое же уважение к Апостольскому Престолу. Если выборы невозможно провести в Риме, они могли состояться в любом другом месте. О каких именно правах идет речь в конституции, неясно, по-видимому, о традиции сообщать императору результаты выборов заранее, чтобы он мог их подтвердить. Св. Григорий VII (1073-1085 гг.) был последним Понтификом, просившим подтверждение у императора.
X Латеранский Вселенский Собор в 1139 г. передал право выбирать Папу исключительно в ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 г., проходивший в Понтификат Александра III (1159-1181 гг.), обнародовал декрет "Licet de Vitanda": новым Папой становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих кардиналов. В декрете не говорится, как следует поступать, если так и не удается собрать большинство голосов. Сложная ситуация не заставила долго ждать: после смерти Климента IV (1265-1268 гг.) Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев. Чтобы в будущем подобное не повторилось, Папа блаж. Григорий X (1271-1276 гг.) Конституцией “Ubi periculum majus ” (1274 г.), обнародованной на II Лионском Соборе, установил порядок избрания Пап, сохранившийся, с небольшими изменениями, до наших дней.

 

История конклава

Согласно конституции “Ubi periculum majus ”, кардиналы должны через десять дней после смерти Понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно (например, Папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем городе, если на него не наложен интердикт. Там, в полной изоляции от влияний внешнего мира, они должны были избрать нового Епископа Рима. Зал, в котором проходит голосование, запирается на ключ (cum clave). Под угрозой отлучения от Церкви, кардиналы не могли передать «в мир» ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно.
Если кардиналы не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион (еда подается два раза в день). Еще через пять дней выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто-либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины  вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не действутет, если выборщик заболел: в случае выздоровления, он мог продолжить участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением этих предписаний. Всякий, кто не уважал законы конклава, не только подвергался дисциплинарному воздействию, но оказывался отлученным от Церкви ipso facto.
Строгие предписания сразу вызвали недовольство у многих, однако первые же выборы, проходившие по схеме, изложенной в “Ubi periculum majus”, оправдали ее. Первый в истории конклав длился лишь один день. Второй – всего неделю. К сожалению, в год смерти Григория X состоялось три конклава. Папа Адриан V (11.07-18.08.1276), яростный противник новой системы выборов, прожил немногим более месяца после своего избрания и не успел принять меры. А вот Иоанну XXI (XX) (1276-1277) хватило времени официально приостановить действие "Ubi periculum majus". Результаты не заставили себя долго ждать: за 18 лет между приостановлением закона о конклаве до его восстановления в 1294 г. Святой Престол оставался вакантным и по шесть, и по десять месяцев, а выборы, завершившиеся избранием св. Целестина V (1294; был избран не будучи кардиналом, через несколько месяцев отрекся) длились два года и три месяца.
Папа Бонифаций VIII (1294-1303) добавил в Кодекс канонического права предписания Григория X (к. 3, Liber sextus, I,6) и с этого времени все Епископы Рима избираются на конклаве. Папа Григорий XI (1371-1378) незадолго до кончины дал кардиналам право выбрать его преемника вне конклава, однако они не воспользовались этим.
В XV в. Церковь постигло новое испытание: Папа Григорий XII (1406-1415), созвавший в 1414 г. Констанцский Собор, призванный положить конец «Великой схизме» умер до окончания его работы. Святой Престол оставался вакантным два с половиной года. Перед проведением новых выборов в 1417 г. Отцы Собора сделали следующие дополнения: в конклаве должны участвовать кардиналы трех степеней (кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры, кардиналы-диаконы) и 6 прелатов из т. н. «католических наций» (Англии, Германии, Франции, Италии, Испании). Прецедент участия в конклаве не только кардиналов, завершившийся, впрочем, благополучным избранием Мартина V (1417-1431), по-видимому объясняет, почему Юлий II (1503-1513), Павел III (1534-1549), Пий IV (1560-1565) и Пий IX (1846-1878) требовали: в случае смерти Понтифика во время Вселенского Собора, выборами занимается только Коллегия кардиналов, а не Отцы Собора.
Пий IV в Булле "In Eligendis" (1562) объявил, что избрание Понтифика не обязательно может проходить на конклаве, однако это решение отменил Григорий XIII (1572-1585). Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах Григория XV (1621-1623): Буллах "Æterni Patris" (1621), "Decet Romanum Pontificem" (1622) и “Caeremoniale Romano Pontifice”. Относительную свободу вновь дал Пий VI (1775-1799) в Булле «Quum nos superiore anno», согласно которой кардиналы могут менять по своему усмотрению некоторые положения о конклаве (например, решать, собираться ли за закрытыми дверями). Блаж. Пий IX в Булле "In hac sublimi" (1871) разрешил кардиналом большинством голосов выбирать: проводить ли конклав взаперти. Вопросам, связанным с конклавом Пий IX также посвятил Конституции "Licet per Apostolicas Litteras" (1874) и "Consulturi" (1877), а также "Регламент, обязательный к соблюдению Свящ. Коллегией в период, когда Апостольский Престол вакантен» (1878).
В XX в. Понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению во время периода sede vacante, достаточно вспомнить имена св. Пия X (“Vacante Sede Apostolica”, 1904; Понтификат: 1903-1914), Пия XI (motu proprio Cum proxime, 1922, Апостольская конституция “Quae divinitus”, 1935; Понтификат: 1922-1939). Согласно распоряжениям Апостольской конституции Пия XII (1939-1958) “Vacantis Apostolicae Sedis”  (1945), и motu proprio блаж. Иоанна XXIII (1958-1963) “Summi Pontificis electio” (1962) проходили выборы Павла VI (1963-1978). Сам Павел VI Апостольской конституцией “Romano Pontifici eligendo” (1975) ввел несколько измененный порядок проведения конклава: ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце Рима, отменив тем самым постановления Григория XV, ограничил число выборщиков сто двадцатью. В согласии с нормами “Romano Pontifici eligendo” состоялись два конклава: 6-26 августа 1978 г. (Иоанн Павел I, 1978) и 28 сентября – 16 октября того же года (Иоанн Павел II, 1978-2005).

Ольга Карпова, "Свет Евангелия", №15, 2005 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...