Бенедикт ХII

Бенедикт ХII был двести вторым Римским Первосвященником.
Жак Фурнье (по-французски Jacque Fournier), так звали будущего Папу, родился в 1285г. (точная дата не известна) в южнофранцузском городе Савердён в графстве Фуа (ныне - департамент Арьеж). Есть сведения, что он был сыном мельника. В этом же году, когда родился Жак, его дядя по материнской линии - Арно Нувель - основал их родовое владение, где и прошли детские годы будущего Папы.
В 1289г. юрист Арно Нувель принял постриг в цистерцианском монастыре Бульбон, куда он взял с собой своего племянника в качестве nutritus’а, то есть воспитанника. Став монахом-цистерцианцем, Жак Фурнье получил затем блестящее богословское образование в Париже, где он учился в Университете, проживая в цистерцианском монастыре во имя св. Бернарда Клервоского. По окончании учёбы Ж. Фурнье стал магистром богословия.
Его дядя Арно Нувель, бывший другом Папы Климента V, стал в 1306г. вицеканцлером Церкви, он также был аббатом цистерцианского монастыря Фонфруа (близ г. Нарбонн, ныне - департамент Од) и вскоре, 19 декабря 1310г., Папой Климентом V был возведён в достоинство кардинала-пресвитера, получив кардинальский титул Sanctae Priscae. Став кардиналом, дядя оставил аббатство Фонфруа, новым аббатом которого в 1311г. стал его племянник - Жак Фурнье. Вскоре Жак Фурнье получил также ответственный пост инквизитора Тулузской провинции.
19 марта 1317г. аббат Жак Фурнье был наречён епископом Памьерским (ныне - департамен Арьеж), став одним из первых епископов этого диоцеза, созданного 16 сентября 1295г. Ожидая епископского посвящения, он понёс утрату - его дядя и покровитель, кардинал Арно Нувель скончался в Авиньоне 14 августа 1317г. А неделю спустя, в Авиньоне 21 августа 1317г. Жак Фурнье был рукоположен в епископский сан субурбикарным епископом Остии и деканом Священной коллегии кардиналом Никколо Альберти, о котором уже говорилось в биографии Папы Бенедикта XI.
Служение епископа Фурнье на Памьерской кафедре продолжалось около десяти лет. 3 марта 1326г. епископ Жак Фурнье был переведён из Памьерской епархии на кафедру Мирпуа (ныне - департамент Арьеж) - ещё более молодой диоцез, образованный только десять лет назад: 26 сентября 1317г.
Но служение во главе этой епархии оказалось очень кратким, только год и несколько месяцев. Папой Иоанном XXII епископ Ж. Фурнье был возведён, 18 декабря 1327г., в достоинство кардинала-пресвитера. Папа пожаловал ему кардинальский титул Sanctae Priscae, тот же, что был у его дяди. С возведением в кардинальское достоинство Жак Фурнье был освобождён от кафедры Мирпуа и переехал в Авиньон, где нашёл плодотворное применение своим богословским познаниям, став советником Папы. На этом посту он оставался до самой кончины Иоанна XXII 4 декабря 1334г. В Авиньоне кардинала Ж. Фурнье прозвали “белым кардиналом”, так как он, вопреки обычаю, вместо пурпурного кардинальского облачения продолжал носить белую цистерцианскую сутану. В 1333г. он стал кардиналом-первопресвитером.
13 декабря 1334г. в Авиньоне на конклав собрались все 24 кардинала и на седьмой день, 20 декабря 1334г., кардинал Ж. Фурнье был избран Папой и принял имя Бенедикт, очевидно в честь святого Бенедикта, по уставу которого он жил, будучи монахом, и также, возможно, в честь своего Предшественника - Бенедикта XI. Коронация нового Папы состоялась 8 января 1335г. Бенедикт XII стал третьим из семи так называемых “Авиньонских Пап” (Климент V и Иоанн XXII до него; Климент VI, Иннокентий VI, бл. Урбан V и Григорий XI - после него).
Девизом Понтификата Бенедикта XII стали слова: “Benedic, Domine, haeriditati tuae” - “Благослови, Господи, наследие Твоё”. Герб нового Папы был очень прост - серебряное поле с красной (червлёной) каймой. Понтификат Бенедикта XII был предсказан ещё в XII столетии св. Малахией (епископом Арма и другом св. Бернара Клервоского), в пророчестве которого, определившего все Понтификаты до Второго Пришествия Иисуса Христа, этот Папа определён как “Frigidus abbas” - “Леденящий аббат”, что, как мы увидим ниже, точно отражает его служение в качестве Верховного Понтифика.
Папа Бенедикт XII, на собственном опыте прекрасно знавший проблемы монашеской жизни своего времени, много уделил внимания совершенствованию различных орденов и был преисполнен решимости положить конец злоупотреблениям, процветавшим в монастырях, причём как в материальной, так в духовной сферах. Эти действия Папы нередко приводили к конфликтам с орденами.
Программа реформ была изложена Папой в булле “Pastor bonus” от 17 июня 1335г. Первой заботой Бенедикта XII стали, конечно, духовно родные ему цистерцианцы, которым была посвящена булла “Fulgens sicut stella” уже от 12 июля 1335г. В следующем году, буллой “Summi magistri” от 20 июня 1336г., Папа наметил план централизации управления бенедиктинскими монастырями, что, однако, вызвало недовольство среди самих бенедиктинцев, отнюдь не стремившихся к этому. Ещё большее недовольство вызвало решение Папы в среде францисканцев, которым Верховный Понтифик адресовал буллу “Redemptor noster” от 28 ноября 1336г. Серьёзным был конфликт Папы и с орденом доминиканцев. В разгар этого конфликта Бенедикт XII был готов даже пойти на роспуск и ликвидацию ордена.
Как и блаженный Бенедикт XI, Папа Бенедикт XII отказался оказывать какое-либо покровительство своим родным и близким и помогать им с продвижением по службе (хотя, конечно, ему пришлось всё же сделать в этом плане исключение). Он считал, что Верховные Первосвященники Церкви, подобно Мельхиседеку, вообще не имеют родственников.
В политическом плане Святой Престол, как и в предыдущие Понтификаты, продолжал находиться в тесной связи с Францией, королём которой был тогда Филипп VI Валуа. Это, естественно, не могло не сказываться негативно на отношениях с императором Людвигом IV Баварским, конфликт с которым во время Понтификата Иоанна XXII дошёл до того, что император поддерживал антипапу Николая V. Вопрос с антипапой решился ещё при Иоанне XXII, и Бенедикт XII пытался теперь наладить отношения с императором. Но по настоянию последнего в 1338г. выборщики провозгласили, что отныне вновь избранный император не нуждается ни в каком утверждении со стороны Святого Престола.
Безуспешно пытался Папа Бенедикт XII остановить начавшуюся в его Понтификат Столетнюю войну между Францией и Англией.
Успешной оказалась миротворческая политика Бенедикта XII на Пиренейском полуострове, где Кастилия и Португалия, находящиеся в состоянии конфликта, заключили мир и совместными усилиями добились победы над мусульманами, вторгшимися на христианские земли Пиренейского полуострова.
В начале Понтификата, в июле 1335г., Бенедикт XII выразил намерение перенести Папскую резиденцию из Авиньона назад в Рим, но под давлением ряда кардиналов, которым он доверял решение стоящих перед Церковью политических задач, Папа отказался от этого плана и два года спустя, в июле 1337г., принял окончательное на тот момент решение, что Папский двор будет и дальше располагаться в Авиньоне.
Бенедикт XII оставил богатое богословское наследие, в частности, знаменитую буллу “Benedictus Deus” от 29 января 1336г., посвящённую небесному состоянию святых и блаженных. Бенедикт XII определил окончательно вероучение, заключающееся в том, что души умерших, не имеющие за собой никаких непрощённых и неискупленных покаянием грехов, немедленно после смерти тела переходят в состояние блаженного лицезрения, не дожидаясь, для обретения этого высшего счастья, дня Страшного Суда. Этой буллой Папа определил, что отныне и до скончания веков определяется Апостольской властью, что души всех святых были, есть и будут лицезреть Христа, будучи приобщены ко святым ангелам в Царствии Небесном, так как после страдания и смерти Господа нашего Иисуса Христа они могут лицезреть Бога блаженным видением. Папа также провозгласил этой буллой, что, по Божиему волеизъявлению, души несчастных, умерших в состоянии смертного греха, сразу же после своей кончины низвергаются в ад, где начинают претерпевать вечные адские муки. Бенедикт XII отметил, что, несмотря на уже вынесенный Божественный приговор, всё-таки в день Страшного Суда все без исключения люди предстанут перед Престолом Божиим со своими телами и дадут ответ за свои деяния, чтобы принять то, что заслужили.
По инициативе Византийского императора Андроника III Палеолога Папа Бенедикт XII вёл переговоры о возможности достижения единства Византийской Церкви с Католической. Помимо переговоров с Византией, Папа был обеспокоен положением христиан в Армении, подвергшихся нашествию мусульман в начале столетия. Призывая оказать помощь христианам этого края, Папа, тем не менее, в 1341г. издал документ, указывающий на отклонения от ортодоксии в учении Армянской Церкви о первородном грехе, о чистилище и о таинствах.
В Авиньоне, бывшем тогда фактически Папской столицей, Бенедикт XII продолжил строительство знаменитого папского дворца-замка, начатое его Предшественником - Иоанном XXII. Будучи очень скромным в личной жизни, Бенедикт XII считал, таким образом, необходимым подчеркнуть величие Папского служения.
Во время своего Понтификата Бенедикт XII продолжал поддерживать контакты с известным итальянским поэтом Франческо Петраркой, с которым был знаком ещё до своего избрания на Престол св. Петра. Впрочем, благодаря язвительным оценкам именно Петрарки, Бенедикт XII обрёл в глазах потомков негативный образ, совершенно им не заслуженный.
Бенедикт XII отличался строгостью нравов и неустанной борьбой за чистоту церковного учения. Он также был великим благотворителем и жертвовал не мало средств на помощь обездоленным. Папа тщательно относился к вопросу о распределении церковных бенефиций и всячески боролся со всё возрастающим в ту эпоху стремлением духовенства к обогащению. В политическом плане его Понтификат был менее удачен, что легко объясняется той сложнейшей ситуацией, в которой находилась Церковь, и неискушённостью Папы в решении политических проблем, к чему он явно не имел призвания и доверялся мнениям своих помощников - кардиналов.
Скончался Папа Бенедикт XII в Авиньоне на праздник св. евангелиста Марка 25 апреля 1342г. Его Понтификат продолжался 7 лет, 4 месяца и 6 дней.
За время Понтификата Бенедикта XII канонизаций не было. Папа совершил два кардинальских назначения, в 1338г. и 1339г., возведя в достоинство князей Церкви семь человек, в том числе и Руанского архиепископа Пьера Роже де Бофора, ставшего его Преемником на Престоле св. Петра - Папой Климентом VI.
Папа Бенедикт XII был погребён в Авиньонском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы (Notre-Dame-des-Doms). В бенедиктинском издании житий святых, читаемых за богослужением, Бенедикт XII помещён в качестве блаженного и поминается таковым 25 апреля: VII kalendas Maii - Avenione, Beati Benedicti, Papae nomine XII.
Александр Крысов
"Свет Евангелия", №33, 4 сентября 2005 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...