Бенедикт ХIII (начало)

Бенедикт ХIII был двести пятьдесят вторым Римским Первосвященником.
Пьерфранческо Орсини (по-итальянски Pierfrancesco Orsini), так звали будущего Папу, родился 2 февраля 1649г. в Гравина-ди-Пулья, близ города Бари, в Неаполитанском королевстве. Происходил Пьерфранческо из древнейшего герцогского рода, к которому принадлежали Джачинто Бобоне Орсини, бывший Верховным Понтификом с 10 апреля 1191г. по 8 января 1198г. под именем Целестина III, и Джованни Гаэтано Орсини, бывший Папой с 25 ноября 1277г. по 22 августа 1280г. под именем Николая III. Кроме этих двух Пап родственниками Орсини были ещё трое Верховных Первосвященников. Восемнадцать святых Католической Церкви и сорок кардиналов тоже имели родственные узы с этой семьёй.
Пьерфранческо был старшим сыном 11-го Гравинского герцога Фердинандо (Ферранте) III Орсини и Джованны Франджипани-де-ла-Тольфа. После смерти в Неаполе 24 августа 1658г. своего отца, Пьерфранческо в девятилетнем возрасте стал 12-м Гравинским герцогом и также, кроме этого фьефа, унаследовал ряд других владений.

Но молодой дворянин не представлял свою жизнь в качестве провинциального вельможи и избрал другое поприще - путь служения Богу и Его Церкви в качестве монаха. Отказавшись от герцогского наследства в пользу своего младшего брата Доменико, ставшего 13-м Гравинским герцогом, Пьерфранческо вступил в орден проповедников (доминиканцев) в Венеции в 1667г. и 13 февраля 1668г. принёс обеты в римском доминиканском монастыре святой Сабины. Став монахом, Пьерфранческо получил в ордене новое имя. Теперь это был уже не герцог Орсини и патриций Неаполитанского королевства, а доминиканец, фра (брат) Винченцо-Мария. Затем последовали годы учёбы в Неаполе, Болонье и Венеции, где молодой монах изучал философские и теологические науки. Особый интерес был у Винчецо-Марии к изучению Священного Писания, деяний Соборов и церковной истории. Его любимыми книгами стали труды кардинала Чезаре Барония, которые, по воспоминаниям современников, он перечитал от корки до корки двадцать четыре раза!
Благочестие и успехи в учёбе обратили внимание руководства к Винченцо-Марии, изначально доставившему ордену лишь неприятности, так как его влиятельные родственники не разделяли его стремления посвятить жизнь только Богу. Для Винченцо-Марии были сокращены сроки новициата, а в 21 год он, продолжая ещё сам учиться, уже читал лекции по философии в доминиканском монастыре Брешии. Со временем, благочестие Винченцо-Марии оказало влияние и на его ближайших родственников - его мама, сестра и две племянницы стали членами третьего ордена св. Доминика.
22 февраля 1671г. Винченцо-Мария был рукоположен в сан диакона и два дня спустя, 24 февраля 1671г. состоялась его священническая хиротония, совершённая самим Папой - Климентом Х, бывшим в родстве с семьёй Орсини. Однако священническое служение отца Винченцо-Марии оказалось очень кратким. Его ждала блестящая церковная карьера. Влияние его семьи было столь велико, что с ним считались Римские Первосвященники, желая иметь эту семью своей союзницей. А подчиняться воле Папы - это тоже своего рода крест, которой надо принимать. Вынужден был принять его и молодой доминиканец, отказавшийся от роскоши герцогской жизни, чтобы стать простым монахом. В 23 года ему предстояло надеть кардинальский пурпур, что так не соответствовало его выбору, но что было волей Церкви, которой он обязался подчиняться беспрекословно, принеся обеты.
На тайной консистории 22 февраля 1672г. всё тот же Папа Климент Х возвёл о. Винченцо-Марию в достоинство кардинала-пресвитера вместе с также возведённым в достоинство кардинала-пресвитера Тулузским архиепископом Пьетро де Бонзи (┼11.07.1703г.). В то время о. Винченцо-Марии был ещё на учёбе в доминиканском монастыре Болоньи. Узнав о своём возведении в кардинальское достоинство, о. Винченцо-Мария решительно отказался от такой чести. Он трижды отклонял это назначение, но вынужден был всё же принять его, когда получил приказ от генерала ордена о. Роккаберти. Месяц спустя, 22 марта, Папа вручил новому кардиналу пурпурная биретту. На открытой консистории 9 апреля Климент Х возложил на В.-М. Орсини знаки кардинальского достоинства. 2 мая Папа совершил церемонию запечатывания уст нового кардинала, и, наконец, завершая возведение в кардинальское достоинство, 16 мая того же года совершил обряд распечатывания уст и пожаловал ему кардинальский титул святого Сикста (S. Sixti), на котором он стал преемником племянника Папы Климента IX кардинала Джакомо Роспиглиози (┼2.02.1684г.), переведённого на титул святых Иоанна и Павла (Ss. Ioannis et Pauli).
Начался первый, и недолгий период куриального служения кардинала Орсини.  4 января 1673г. он был назначен префектом Священной конгрегации Тридентского Собора. В этом же году, 17 октября, кардинал Орсини был назначен кардиналом-протектором конгрегации регулярных каноников Святейшего Искупителя (Cl.R.S.Salvatoris). Однако пост префекта он занимал лишь два года, так как тяготился административной работой в курии. Его пожелания о пастырском служении были удовлетворены. Учитывая особое положение кардинала Орсини, знатность его семьи, Папа предложил ему на выбор два архидиоцеза - Салерно и Манфредонию. Кардинал выбрал наиболее бедный и нуждающийся в пастырской заботе - Манфредонию, в Неаполитанском королевстве.
28 января 1675г. Папой Климентом Х он был назначен на Манфредонскую архиепископскую кафедру. Епископская хиротония В.-М. Орсини состоялась 3 февраля 1675г. в римском храме свв. Доминика и Сикста, и была совершена префектом Священной конгрегации Пропаганды веры кардиналом Палуччо Палуччи Альтьери-дельи-Альбертони в сослужении с епископом Витербо Стефано Бранкоччио и епископом Имолы Констанцо Цани. По своему епископскому преемству кардинал Орсини принадлежит к знаменитой "семье" кардинала Сципионе Ребибы.
На следующий год, 22 июля 1676г. скончался Папа Климент Х, и кардинал Орсини впервые принял участие в конклаве, собравшем 63 кардинала. Начавшись 2 августа, конклав завершившимся только 21 сентября избранием кардинала Бенедетто Одескальки, ставшего Папой Иннокентием XI.
В этом же году кардинала Орсини ждало радостное для его сердце решение матери. 21 ноября 1676г. она стала монахиней, сестрой Марией-Батистой-Святого-Духа (Maria Battista dello Spirito Santo) в Гравинском монастыре Пресвятой Богородицы (Santa Maria del Piede), а 2 июля 1681г. она станет настоятельницей (аббатисой) этой обители.
Служение на Манфредонской кафедре было для архиепископа Орсини относительно кратким, и четыре года сустя он был переведён в Чезенскую епархию. 22 января 1680г. Папа бл. Иннокентий XI назначил его епископом Чезенским. Несмотря на то, что Чезенская кафедра не была архиепископской, кардинал Орсини лично продолжал оставаться архиепископом.
Если на Манфредонской кафедре кардинал служил четыре года, то здесь ему предстояло быть несколько дольше - шесть лет. За это десятилетие епископского служения кардинал Орсини проявил себя прекраснейшим архипастырем, отвечающим всем идеалам епископа, начертанным Тридентским Собором. Епископ регулярно посещал приходы своих епархий (причём ездил часто в беднейшие храмы, посещал самые отдалённые деревни), он проводил регулярно собрания подчинённого ему духовенства. Ревностно следил архиепископ за качеством семинарского образования клириков. Много внимания уделял он благотворительной деятельности на вверенных его пастырскому попечению землях. Кардинал Орсини строго следил за дисциплиной своего клира и заботился об укреплении благочестия среди своей паствы, ради чего он всячески способствовал расширению преподавания катехизиса.
Успешное пастырское служение кардинала Орсини не осталось без внимания со стороны Святейшего Отца. 18 марта 1686г. Папа бл. Иннокентий XI назначил его архиепископом Беневенто. С этой кафедрой теперь будет связана вся жизнь не только кардинала Орсини, но и Папы Бенедикта XIII, который пожелает, даже заняв Престол св. Петра, оставить ставшую для него родной епархию под своим управлением.
Выбор Папы Иннокентия XI  был неслучайным, так как Беневентская архиепархия пребывала в плачевном состоянии. Мало того, что паства переживала тогда очень тяжёлое экономическое время, но были ещё и чисто церковные проблемы. Архиепископ Орсини начал жёсткую борьбу с привилегиями, которыми в его епархии незаслуженно пользовались представители местной и неаполитанской аристократии, присваивавшей себе церковное имущество и вмешивавшейся в решения вопросов исключительной церковной компетенции, как например, рукоположение священников. Кардиналу Орсини, принадлежавшему по роду к высшей аристократии, было, в этом плане, легче, чем другим епископам, указывать место светским вельможам. Одновременно с этой задачей, кардиналу предстояло поднять на должную высоту авторитет епископской власти в диоцезе, хранящем недобрую память о годах правления его предшественника кардинала Джироламо Кастальди, бывшего архиепископом Беневентским с 19 февраля 1680г. (┼8.04.1685г.). Необходимо было привести в порядок всю систему церковного управления в епархии и поднять нравственный уровень клира и паствы.
Архиепископ Орсини провёл за время управления Беневентской кафедрой пятнадцать епархиальных синодов, реорганизовал систему каноникатов и приходов. Архиепископ создал кадастр приносящих доход церковных владений Беневентской архиепархии, стремясь привнести рациональное начало в порядок раздачи бенефициев.
Кардинал Орсини провёл в жизнь некоторые принципы социальной политики. Его стараниями 14 февраля 1694г. был учреждён специальный фонд, к услугам которого могли прибегать самые обездоленных крестьяне его епархии. Этот фонд, равно как и  другие меры, направленные на поддержку самых нуждающихся тружеников, стали не только благотворительными мероприятиями, но способствовали оздоровлению всей экономической ситуации. Стараниями кардинала в епархии строились новые больницы.
Дважды, за время его епископского правления, город Беневенто подвергался землетрясениям - 5 июня 1688г. и 14 марта 1702г. Все силы отдавал тогда кардинал на помощь пострадавшим, на восстановление разрушенного стихией. Недаром его стали называть "вторым основателем" города.
За годы служения на Беневентской кафедре, кардиналу Орсини не раз пришлось исполнять свои непосредственно кардинальские обязанности. После смерти 12 августа 1689г. Папы Иннокентия XI, кардинал Орсини принял участие в начавшемся 23 августа конклаве. Конклав опять был долгим, и лишь 6 октября участники выборов Папы (51 кардинал) избрали кардинала Пьетро Оттобони, ставшего Александром VIII. Его Понтификат оказался коротким. Папа скончался 1 февраля 1691г. Снова кардинал В.-М. Орсини участвовал в конклаве, начавшемся 12 февраля и на этот раз продолжавшимся ровно пять месяцев! 12 июля 61 кардинал, участвовавшие в голосовании, избрали Папой кардинала Антонио Пиньятелли, ставшего Иннокентием XII. Его Понтификат завершился 27 сентября 1700г. Конклав 66 кардиналов, среди которых снова был В.-М. Орсини, начался 9 октября и завершился избранием 23 ноября 1700г. кардинала Джованни Франческо Альбани, принявшего имя Климент XI. Понтификат этого Папы продолжался более двадцати лет.
1700г. принёс кардиналу Орсини и большую утрату, 22 февраля в Гравинском монастыре Пресвятой Богородицы скончалась его мать, монахиня, настоятельница монастыря Мария-Батиста-Святого-Духа, которой было около 75 лет (известно только дата крещения, 18.08.1625г., может и совпадающая с рождением). Спустя пять лет мир покинул и младший брат кардинала, 13-й герцог Гравинский Доменико Орсини. Он скончался в Гравине 2 марта 1705г. на 53 году жизни.
Продолжая управлять Беневентской архиепархией, В.-М. Орсини продолжал подниматься по иерархической лестнице. Папой Климентом XI он был возведён 3 января 1701г. в достоинство кардинала-епископа с пожалованием ему субурбикарной кафедры Фраскати, которую он унаследовал от переведённого на кафедру Порто-Санта-Руфины кардинала Никколо Аччиаёли. Четырнадцать лет спустя, 18 марта 1715г., этот же Папа, перевёл кардинала Орсини с субурбикарной кафедры Фраскати на субурбикарную кафедру Порто-Санта-Руфины, освободившуюся с переводом кардинала Н. Аччиаёли на кафедру Остии и Веллетри.
После смерти Папы Климента XI, кардинал В.-М. Орсини принял участие в начавшемся 31 марта 1721г. конклаве. Участники выборов (56 кардиналов) избрали 8 мая кардинала Микеланджело деи Конти, ставшего Иннокентием XIII.
Несмотря на высокий пост в Священной коллегии кардиналов, В.-М. Орсини не пользовался большой популярностью в Римской курии, где с определённым недоверием посматривали на его социальные эксперименты в Беневентской епархии и считали неспособным к ведению масштабных политических и дипломатических дел. Всё это, а так же постоянная удалённость кардинала Орсини от Папского Двора и его безучастность в активности различных фракций Священной коллегии, не вызывали к нему никакого интереса на конклавах. Так было и в 1724г., когда 7 марта скончался Папа Иннокентий XIII.
20 марта 1724г. начался конклав, где 53 кардинала решали вопрос о преемнике Иннокентия XIII. В течение двух месяцев кардиналы не могли прийти к решению, так как различные группировки блокировали избрание наиболее очевидных кандидатов. И тогда появилась кандидатура кардинала Орсини. Но ещё до этого на конклаве произошло неожиданное событие. 15 апреля заседания вынужден был покинуть из-за болезни декан Священной коллегии кардинал-епископ Остии и Веллетри Себастьяно Антонио Танара (5 мая он скончался). Старейшим стал кардинал Орсини. Это было как указание свыше. Но став старейшим из кардиналов, он ничего не мог поделать - выборы затягивались и решения не принималось. Тогда 25 мая он начал читать новенну св. Филиппу Нери. Новенна ещё не кончилась, как 70-й день выборов стал последним. 29 мая 1724г. кардинал Винченцо-Мария Орсини был избран Верховным Первосвященником Вселенской Церкви. В этом последнем туре за него проголосовали все кардиналы, кроме одного, самого В.-М. Орсини, проголосовавшего за кардинала Фабрицио Паолуччи. Но кардинал Орсини решительно отказался. 24 часа потребовалось двум кардиналам-иезуитам Джованни Батиста Салерни и Джованни Батиста Толомеи, чтобы уговорить кардинала Орсини. Но и тут кардинал-доминиканец согласился условно, так как желал получить приказ от генерала своего ордена, втайне надеясь, что тот не отважится отдать приказ избранному Папе. Генерал ордена доминиканцев был приглашён на конклав и незамедлительно распорядился подчиниться волеизъявлению Святого Духа, выраженному всеми кардиналами. Выслушав приказ как приговор, кардинал Орсини обратился тут же кадиналу-пенитенциарию с просьбой освободить его от обета, данного Богу, и заключающегося в отказе от принятия всяких иных, кроме уже имеющихся, достоинств и почестей. Освобождение от обета было тут же получено и кардинал Орсини принял имя Бенедикт в память о своём великом Предшественнике Папе-доминиканце Бенедикте XI.
Надо заметить, что со времени Бенедикта XII уже были Папы Бенедикт XIII и даже два Бенедикта XIV, но все они принадлежали к так называемой Авиньонской линии периода Великой схизмы и в отличие от Римской и Пизанской линий считались антипапами. Однако, кардинал Орсини сначала был объявлен как Бенедикт XIV, так как Авиньонского Бенедикта XIII помнили, чего нельзя сказать о двух его малоизвестных преемниках. Но очень быстро в Риме разобрались с этим вопросом, и избранный Винченцо-Мария Орсини стал всё же Бенедиктом XIII. Ведь если в 1484г. кардинал Джамбаттиста Чибо принял имя Иннокентий VIII вслед за Иннокентием VII, бывшим Папой из Римской линии периода Великой схизмы, а следом за ним в 1492г. кардинал Родриго де Борха окончательно развеял сомнения в законности и Пизанской линии, приняв имя Александр VI (вслед за "пизанским" Римским Папой Александром V), то в 1523г. кардинал Джулио де Медичи стал Папой Климентом VII, хотя такой уже был в Авиньонской линии, которая, таким образом, окончательно признавалась незаконной. Поэтому в 1724г. кардинал Орсини стал Бенедиктом XIII, а не XIV.
По окончании конклава, Папа Бенедикт XIII был торжественно перенесён на sede gestatoria в ватиканскую базилику св. Петра, но здесь он повёл себя несколько неожиданно для окружающих. Верховный Понтифик, вопреки сложившемуся церемониалу, спустился с sede gestatoria и, склонивший, поцеловал порог базилики, прежде чем вступить туда в качестве Римского Первосвященника. Затем, к ужасу церемонемейстера, он сам отправился в Предел Святых Даров, сказав последнему, что "Мы недостойны быть даже уборщиком в этом священном храме". Бедный же церемонемейстер был в полной растерянности, не зная, следует ли теперь хору петь "Ecce sacerdos magnus", так как Папа просто шёл по базилике и не был поднят для обозрения всем.
Став Папой, Бенедикт XIII сначала пожелал не вселяться в роскошные Папские апартаменты, но смирился с тем, что это его решение могло бы повредить организации церковной жизни в Риме. Однако, проведя первую ночь в огромной папской кровати, он настоял, чтобы она была заменена. В папские покои доставили его простую монашескую, покрытую жёстким покрывалом, к которой он привык. В первые три дня после избрания, Папа категорически отказался принимать кого-либо и провёл всё это время в непрестанной молитве.
В праздник Пятидесятницы, 4 июня 1724г., Папа Бенедикт XIII был коронован в соборе св. Петра. Тиару на голову Верховного Понтифика возложил кардинал-диакон Пьетро Оттобони. 24 сентября того же года Папа совершил торжественную интронизацию в Латеранской архибазилике. К началу Понтификата Бенедикту XIII было 75 лет, 52 года из которых он был кардиналом Святой Римской Церкви.
Девизом Понтификата Бенедикта XIII стали слова: "Quod non rapui exsolvo". Понтификат Бенедикта XII был предсказан ещё в XII столетии св. Малахией (епископом Арма и другом св. Бернара Клервоского), в пророчестве которого, определившего все Понтификаты до Второго Пришествия Иисуса Христа, этот Папа определён как "Miles in bello" - "Солдат на войне". В официальном церковном комментарии этого пророчества относительно Папы Бенедикта XIII, опубликованном в Папском ежегоднике за 1902г., говорится, что этот Папа принадлежал к семье Орсини, активно участвующей в различных препетиях того времени; что этот Папа, заняв Престол св. Петра, распространил на всю Католическую Церковь почитание святого Григория VII, великого защитника Церкви от посягательств светской власти, сделав это вопреки жестоки нападкам на него янсенистов и галликан, подрывавших вероучение и единство Церкви. Об этом будет ещё ниже сказано.
Герб Папы, как и требовала традиция, сохранил свой прежний, кардинальский, но только, естественно, теперь вместо кардинальской шляпы и кистей, он имел тиару и ключи апостола Петра. Герб состоял из трёх частей - одного верхнего поля и двух нижних. Левое нижнее представляет собой родовой герб Орсини. На правом нижнем изображена трёхэтажная башня на лазурном (вверху) и зелёном (внизу) фонах. Верхнее поле герба имеет чёрно-белую расцветку (серебряная гора на чёрном фоне), коей положено быть на гербе доминиканца. На этом верхнем поле изображена держащая факел собака - символ монахов-доминиканцев. Собака лежит на книге. Над собакой имеется венчающая гору золотая корона, из которой выходит пальмовая ветвь влево и три лилии вправо. Над короной расположена золотая шестиконечная звезда.
Бенедикт XIII стал четвёртым и последним на настоящий момент доминиканцем, занимавшим Престол св. Петра. Все его предшественники Папы-доминиканцы были людьми исключительной святости и все они ныне прославлены Католической Церковью в лике святых или блаженных. Первым Папой из Ордена проповедников стал в 1276г. блаженный Иннокентий V, вторым - блаженный Бенедикт XI в 1303г., третьим - святой Пий V в 1566г. Бенедикт XIII, как мы увидим, достойно продолжил этот список.
Через неделю после коронации, 11 июня 1724г. Папа совершил свой первый визит за пределы папских храмов и аппартаментов. Он посетил больницу во имя Святого Духа, где лично преподал таинство последнего Причащения (Viaticum) одному умирающему.
Папа любил посещать римские монастыри. В первый же после своего избрания праздник святого Доминика (4 августа 1724г.) Бенедикт XIII отправился в доминиканский конвент (Santa Maria Sopra Minerva), где разделил трапезу со своими собратьями по ордену проповедников. В день памяти святого Франциска Ассизского (4 октября 1724г.) Папа, облачённый в простой доминиканских хабит, посетил римский храм св. Марии (S. Mariae in Aracoeli) и затем также ужинал с монахами.
Заняв Престол св. Петра, Бенедикт XIII сохранил для себя лично аскетическую жизнь и старался быть в первую очередь пастырем, а не правителем, поставив во главу угла решение духовных вопросов, занятие которыми он предпочитал политике. Большое внимание уделял Папа дисциплинарным проблемам, стремясь изгнать из Церкви все мирские увлечения клира. Он проследил, чтобы кардиналы отказались от мирского великолепия князей Церкви и довольствовались только положенными им облачениями.
Во время нередких загородных прогулок Папа распорядился докладывать ему, если кто поблизости находился при смерти и желал получить благословение лично от Верховного Понтифика. Так что Бенедикт XIII часто покидал свой экипаж и спешил к больному, что оказывало сильнейшее впечатление не только на страдающего, но и на всех окружающих.
В принятии политических решений он доверял своему окружению. Первым его государственным секретарём в 1724г. стал кардинал Фабрицио Паолуччи, за которого Бенедикт XIII голосовал во время конклава. Это был человек исключительных духовных качеств и бывший также незаурядным политиком, возглавлявшим госсекретариат во время всего Понтификата Климента XI - с 1700г. по 1721г. После смерти кардинала Паолуччи 12 июня 1726г., Папа Бенедикт XIII назначил на этот пост 13 июня архиепископа Никколо Марию Леркари, ставшего кардиналом в декабре этого же года. Вицеканцлером (а фактически канцлером) Церкви в период всего Понтификата Бенедикта XIII был Пьетро Оттобони (┼29.02.1740г.), внучатый племянник Папы Александра VIII, кардинал-диакон, короновавший Бенедикта XIII и через три недели после коронации возведённый Папой в достоинство кардинала-пресвитера. Во время Понтификата Бенедикта XIII было два генеральных викария Рима. До 12 июня 1726г. это был уже упоминаемый кардинал Ф. Паолуччи, а после его кончины, этот пост занял 13 июня 1726г. Просперо Марефоски (┼24.02.1732г.), возведённый в кардинальское достоинство Бенедиктом XIII 20 декабря 1724г. Деканами Священной коллегии в это время были последовательно три кардинала: Франческо дель Гюидиче (┼10.10.1725), назначенный Бенедиктом XIII на вакантную (после смерти во время конклава кардинала-декана) субурбикарную кафедру Остии и Веллетри 12 июня 1724г.; Фабрицио Паолуччи с 19 ноября 1725г. и Франческо Барберини (┼17.08.1738г.), назначенный 1 июля 1726г. Кардиналом-камерленго Святой Римской Церкви в течении всего Понтификата Бенедикта XIII был Аннибале Альбани (┼21.10.1751г.).
Папа Бенедикт XIII хотя и с большой любовью относился к своим родственникам, не стал приближать их ко двору и не позволили никому из них вмешиваться в свои дела. Однако он, став Папой, взял с собой в Рим многих из своего беневентского окружения, что стало своего рода непотизмом, хотя и при отсутствии родственных связей.
Приходится отметить такой факт, что Папа Бенедикт XIII находился под сильнейшим влиянием Никколо Косчиа, бывшего его ближайшим сотрудником ещё в Беневенто. Уже 26 июня 1724г. Н. Косчиа был назначен архиепископом Траянополитанским in partibus infidelium, 11 июня 1725г. был возведён в достоинство кардинала-пресвитера и 5 сентября того же года Бенедикт XIII, сохранивший за собой Беневентскую кафедру, назначил его своим коадъютором в этой епархии. Фактически же, кардинал Н. Косчиа стал всевластным правителем Папского государства. Пользуясь безграничным доверием Папы, кардинал Н. Косчиа широко использовал в своих интересах церковное имущество. Конец этому был положен лишь со смертью Бенедикта XIII и восшествием на Престол св. Петра Папы Климента XII. После рассмотрения всех дел специальной комиссией, кардинал Косчиа был подвергнут различным прещениям. На него был наложен штраф в 200 тысяч экю, и он был на 10 лет заключён в замок св. Ангела, лишившись даже кардинальского голоса. Однако, по древней традиции, после смерти Папы Климента XII в 1740г. кардинал Косчиа участвовал в конклаве, а новый Папа - Бенедикт XIV - многим обязанный Папе Бенедикту XIII, освободил друга своего покровителя, кардинала Н. Косчиа, от уплаты штафа, который кардинал так, впрочем, и не заплатил. Н. Косчиа уехал из Рима в Неаполь, где спокойно жил ещё 15 лет, до самой смерти. Следует отметить, что римляне, всегда вспоминавшие с благодарностью Папу Бенедикта XIII, пытались поджечь дом его ближайшего помощника - кардинала Косчиа, столь нелюбим он был в народе.
Если в духовном плане Папа Бенедикт XIII был прекрасным образцом для подражания, то о его экономической политике это можно сказать лишь при большом допущении. Как и в Беневентской епархии Папа решил, став во главе Папского Государства, привнести в жизнь некоторые принципы социальной политики. Однако Бенедикт XIII не учёл, что некоторые принципы, приносящие прекрасные плоды при воплощение в жизнь на церковном уровне и в рамках одной епархии, не могут осуществлять точно также на уровне независимого государства. Папа распорядился снизить налоги и обеспечить возможность получения всеми нуждающимися доступных ссуд. Но к концу Понтификата стало ясно, что это не принесло изменения в экономическую ситуацию, равно как и желаемого облегчения положения малоимущих, но государственная казна при этом была опустошена.
Говоря о внутренней политике Папы Бенедикт XIII, надо отметить, что он смог прекратить одну довольно долго тянувшуюся куриальную распрю. В 1682г. Папа Иннокентий XI провёл реформу трибуналов, но это решение привело к различным спорам и перебранкам о юрисдикции, в особенности о правах папского мажордома разбирать проступки, совершённые в папском дворце. Декретом Бенедикта XIII была внесена предельная ясность во все эти вопросы и тем самым прекращена всякая полемика по этому поводу.
Во время Понтификата Бенедикта XIII пришлось обострение конфликта между Святым Престолом и королём Португалии Иоанном V (король в 1706-1750г.г.). Иоанн V хотел, чтобы отозванный из Рима Папской нунций архиепископ Винченцо Бики (┼11.02.1750г.) был возведён в кардинальское достоинство до того, как он покинет Португалию. Бенедикт XIII, предпочитавший лучше уступить, чем допустить возникновение конфликта, готов был согласиться с требованием короля Португалии, но всё же, чувствуя себя не очень опытным в дипломатии, предоставил решение этого вопроса на усмотрение соответствующей конгрегации. Дипломаты же Папского Престола сочли невозможным удовлетворить просьбу Португальского короля, так как это создавало прецедент, позволяющий впредь противиться воле Папы и делающий Папу неспособным отзывать своих же представителей без согласия светских властей.
Узнав о решении Рима, король Иоанн V пришёл в неподобающий христианскому монарху гнев и приказал португальскому кардиналу Жозе Перейре (┼28.09.1738г.), находившемуся в Риме, немедленно покинуть Вечный город. Король также отозвал из Рима своего посла при Святом Престоле господина Меллу и кроме того всех португальских прелатов и вообще всех своих подданных. После этого Иоанн V приказал покинуть Лиссабон папскому нунцию Джузеппе Фиррао (┼24.10.1744г.), которого, впрочем, он никогда не признавал в качестве нунция. Король также распорядился, чтобы прежний нунций - Винченцо Бики - оставался в Португалии, несмотря на приказ Папы прибыть в Рим и на то, что невыполнение данного распоряжения грозило архиепископу церковными прещениями. Но даже эти решения не удовлетворили гнев монарха, и он запретил кому бы то ни было из португальцев обращаться в Рим с какими-либо просьбами, запретил направлять традиционные пожертвования Святому Престолу (в том числе и плату за диспенсации от препятствий к браку) и запретил любые экономические контакты с Папским Государством. Король Иоанн V не осознавал, что его поведение вело страну к грани, за которой начиналась уже формальная схизма, чего совершенно не желали католики Португалии, не разделявшие неразумных притязаний своего суверена.
Папа Бенедикт XIII старался пробудить у короля Португалии здравый смысл и привести его к примирению. Для этого Папа обратился за помощью к королю Испании Филиппу V, надеясь с его помощью восстановить прежние добрые отношения. Филипп V старался найти решение и повлиять на Иоанна V, за сына и наследника которого, будущего короля Иосифа (Жозе) I, выдал свою дочь. Однако, разногласия между Римом и Лиссабоном продолжали сохраняться и достались по наследству Преемнику Бенедикта XIII - Папе Клименту XII, которому и предстояло решить вопрос о назначении кардиналов из Португалии, так как король требовал признания за патриархом Лиссабонским права на автоматическое получение кардинальского достоинства, но это была уже проблема следующего Понтификата, блестяще тогда, кстати сказать, и решённая.
В двадцатые годы XVIII века в Риме проживал законный король Англии из династии Стюартов Яков III (┼1766г.), сын свергнутого в 1688г. Якова II (┼1701г.). Этот король и в соответствии с парламентским актом 1701г. был лишён возможности взойти на престол, занятый тогда уже представителями Ганноверской династии. Папа Бенедикт XIII пытался, как мог, скрасить тяжёлый жребий этого монарха. Например, он предоставил в его распоряжение ряд покоев своего Предшественника, Папы Иннокентия XIII, с соответствующим убранством. 6 марта1725г. Папа Бенедикт XIII лично совершил таинство крещения младшего сына Якова III - Генриха (по крещению: Генрих Бенедикт Мария Климент) Стюарта, который, после смерти отца и затем старшего брата, с 1788г. считался сторонниками Стюартов королём Генрихом IX, но этот "король" не имел наследников, так как стал видным церковным иерархом, будучи возведённым Папой Бенедиктом XIV в кардинальское достоинство и со временем заняв в 1803г. высшую после Папы церковную должность декана Священной коллегии кардиналов. Интересно отметить, что кардинал Генрих Стюарт установил абсолютный рекорд нахождения в достоинстве кардинала - 60 лет и 10 дней.
В отношениях Святого Престола с Францией в период Понтификата Бенедикта XIII одним из доминирующих вопросов была проблема янсенизма. После смерти Папы Климента XI, который знаменитой буллой "Unigenitus" от 8 сентября 1713г. осудил 101 еретическое положение этого учения, Папа Иннокентий XIII также негативно относившийся к сторонникам этих заблуждений, обещал не предпринимать шагов в отношении Церкви во Франции до достижения совершеннолетия французским королём Людовиком XV. Однако, Иннокентий XIII, по совету Страсбургского епископа кардинала А. де Рогана, согласился не предпринимать пока никаких мер только при условии, что янсенисты сами не дадут к тому новых поводов. Но если Папа Иннокентий XIII твёрдо держался принятого на себя обязательства, то во Франции дело обстояло иначе. Папский нунций информировал Рим, что ряд непокорных епископов продолжают публиковать в своих епархиях преисполненные заблуждениями пастырские послания. Узнав об этом, Иннокентий XIII направил 24 марта 1722г. два бреве - несовершеннолетнему королю Людовику XV и регенту Франции герцогу Филиппу Орлеанскому. Он объяснил, что непокорность епископов в первую очередь вредит даже не Риму, а королю, чей приказ о приостановке всех споров отваживаются нарушить его же французские епископы. Ход был рассчитан точно и возмущённый регент нашёл методы заставить местных епископов замолчать, тем более, что те в такой ситуации решительно не могли аппелировать к Риму, жалуясь на вмешательство светских властей.
Такая непростая ситуация досталась в наследство от Иннокентия XIII Папе Бенедикту XIII, который не замедлил воспользоваться тем, что находился в дружеских отношениях с Парижским архиепископом кардиналом Луи Антуаном де Ноайе (┼4.05.1729г.), которого начал активно склонять к необходимости подчиниться булле "Unigenitus". Кардинал, которому было уже за семьдесят, с беспокойством задумался о последствиях того, что поддерживал позицию четырёх непокорных епископов и прочих янсенистов. Уже 19 июня 1724г. Л. де Ноайе направил Папе Бенедикту XIII послание, в котором пообещал подчиниться булле "Unigenitus". Кардинал предал осуждению все 101 еретические заблуждения, осуждённые буллой, но кои раньше сам же разрешал публиковать. В это же время кардинал Ноайе отозвал своё пастырское послание 1719г. и всё остальное, написанное им против буллы. Не ограничившись только этим, Л. де Ноайе направил пастырское послание, где рассказал о своём письме Папе. Это было мужественное решение в условиях сильного давления янсенистов. В ответ на это Папа Бенедикт XIII в возвышенных выражениях воздал честь Парижскому архиепископу и даровал ему право провести в Париже юбилейные торжества, о чём просил кардинал, но также указал, что всё ещё упорствующие противники буллы "Unigenitus" не могут быть допущены на празднование Юбилея.
Поступок кардинала, вызвавший сильное впечатление в Риме, не оказал должного влияния на мятежных епископов, бывших смиренно послушными кардиналу, когда тот был в оппозиции, но забывших о всяком послушании, когда кардинал сам подчинился Святому Престолу. Кое-кто из оппозиционеров стал даже ещё более дерзким. Тогда Эмбрюский архиепископ, о котором ещё пойдёт речь ниже, предложил созвать поместный Собор и заставить явиться туда того, кто стал рьяным оппозиционером, чтобы, рассмотрев проблему, можно было либо осудить его, либо даровать прощение. Папа Бенедикт XIII одобрил предложение архиепископа, так как был уверен, что большинство епископов займут подлинно католическую позицию, несмотря на горстку смутьянов, лишь создающих много шума вокруг своей оппозиционности.
Король Людовик XV, считающийся совершеннолетним с 1723г., обещал согласиться с любым решением будущего поместного Собора, если таковое будет принято и одобрено Папой. После этого шестнадцать епископов собрались для рассмотрения проблемы. Епископы же, бывшие сторонниками янсенистского учения, постоянно апеллировали к теме созыва Вселенского Собора, который, по их мнению, и должен был решить богословскую проблему. Когда же наиболее рьяного епископа-апеллянта вызвали на поместный Собор, он вынужден был явиться, но отказывался отвечать на предъявленные обвинения и доказательства, по-прежнему взывая к будущему Вселенского Собору. Не взирая на это, собравшиеся епископы лишили своего собрата, занявшего столь радикальную позицию, права исполнять его епископские обязанности и выразили пожелание, чтобы этот епископ был отправлен в ссылку в аббатство Шас-Дьё в Оверни. Данный приговор, равно как и другие решения этого поместного Собора были одобрены Папой Бенедиктом XIII, а король Людовик XV распорядился воплотить их практически. Таким образом в Понтификат Бенедикта XIII была завершена проблема с так называемыми янсенистами-апеллянтами.
Во время пришедшегося на Понтификат Бенедикта XIII Юбилейного года, о чём будет сказано ниже, в Риме была изготовлена юбилейная медаль, напоминающая Франции о той роли, которую она должна играть в церковной жизни. Медаль напоминала о Карле Великом - "Carolo Magno Romanae Ecclesiae vindici" - защитнике Римской Церкви.
Говоря о борьбе с янсенизмом, нельзя не отметить, что Бенедикт XIII, поддерживая томистское учение о благодати, но будучи человеком толерантным и стремящимся к достижению согласия, стремился, как мог, ослабить войну янсенистов с их основными противниками - молинистами, защищавшими буллу "Unigenitus". В бреве "Demissas preces" Бенедикт XIII высказался определённо в защиту учения о действенной благодати и о предопределении без предрешения заслуг человека, давая богословские определения, отстаиваемые томистской школой. По этому вероучительному пути, предлагаемому Папой, вполне могли прийти к полному богословскому единству с Церковью янсенистские богословы и епископы-аппелянты, о которых уже говорилось выше. Однако, как мы уже видели из сказанного до этого, события стали развиваться не так, как хотел бы Папа, хотя и привели к хорошему завершению истории с янсенистами. В 1727г. была обнародована булла "Pretiosus", составленная в Священной конгрегации инквизиции и указывавшая на необходимость жёсткой молинистской позиции в защите буллы "Unigenitus". Этим документом проводилась в жизнь традиционная позиция Римской курии, с которой, в глубине души Папа не был согласен по методологическим принципам, но которую вынужден был всё же одобрить и воплощать сам. Во всей этой истории Папа Бенедикт XIII, всегда бывший "чужаком" для опытных куриальных дипломатов, вынужден был подчиняться их политике, и ему лишь оставалось переживать своё одиночество и невозможность заниматься тем, к чему было привязано его сердце монаха-доминиканца - проповедью и словом склонять к Церкви как целые мятежные группировки, так и отдельных людей. В 1728г. в Равенне были изданы три тома его богословских сочинений.
Бенедикта XIII во время своего Понтификата должен был решить ряд проблем связанных с так называемым "Сицилийским трибуналом", упразднённым в 1715г. Папой Климентом XI. Это решение привело лишь к неприятностям, разбирать которые досталось Бенедикту XIII. Папа как мог пытался решить эту проблему, но, не будучи искусным дипломатом, смог добиться немногого. Изданная 30 августа 1726г. булла содержала тридцать пять статей, определяющих рассмотрение различных церковных дел Неаполетанского королевства, оставляя наиболее важные на усмотрение Святого Престола. С первого взгляда казалось, что решение было в интересах Рима, но на самом деле Папа восстановил за монархом некоторые древние привилегии, которые как раз и намеривался упразднить Климент XI. Заключённый же в 1727г. конкордат с королём Виктором Амадеем II был для Папы Бенедикта XIII вообще дипломатическим провалом, так как содержал многочисленные уступки Святого Престола в судебном и юрисдикционном плане. Только из-за любви к миру Папа Бенедикт XIII шёл на уступки в ряде не слишком принципиальных вопросов и не проявлял присущей ему твёрдости и убедительности, отличавших его в защите вопросов вероучения. В споре с Неаполитанским королём Папа уступил, отменив решение Климента XI и гарантировав королю и его преемникам право назначать судей для решения церковных вопросов (наиболее существенные, правда, остались за Святым Престолом, как уже говорилось). Король получил право патронажа над храмами и монастырями в своих владениях, но его требование о получении доходов с вакантных бенефициев всё же Папа не удовлетворил. Но не стоит особо упрекать Бенедикта XIII за эти решения, так как надо учитывать в какой плачевной ситуации оказались лишённые епископов епархии королевства, и Папа считал что положение должно быть нормализовано во что бы то ни стало.
Однако не всегда Папа Бенедикт XIII в дипломатических вопросах шёл на уступки. Когда Гродненский сейм принял пять законов, ограничивающих церковные свободы и оскорбительные в отношении Апостольской нунциатуры, которую возглавлял папский представитель Винченцо Сантини, Папа направил жалобу королю Польши Августу II. Когда же стало ясно, что это не принесло никакой пользы, Бенедикт XIII своей властью объявил эти пять законов утратившими юридическую силу и объявил прещения в отношении тех, кто эти законы принимал.
На Понтификат Папы Бенедикта XIII пришёлся юбилейный год. На тайной консистории 26 июня 1724г. Папа объявил о проведении XVII юбилей Католической Церкви и на праздник свв. Петра и Павла соответствующая булла - "Redemptor et Dominus noster Jesus Christus" - была оглашена в ватиканской базилике св. Петра (17 декабря состоялось вторичное оглашение этой буллы). 24 декабря 1724г. Папа торжественно отворил Святые Врата великой базилики св. Петра, в то время как три его легата открыли такие же врата в Латеранской великой архибазилике и в великих базиликах св. Павла-вне-стен и св. Марии Великой. Торжественное закрытие Врат состоялось в том же порядке 24 декабря 1725г. Так как во время Юбилейного года были, согласно булле "Cum nos" от 6 июня 1724г., приостановлены возможности получения всех прочих индульгенций, Папа решил всё же сделать исключения, и новой буллой от 2 марта 1725г., "Decet Romanum Pontificem", изъял из этого исключения индульгенции, относящиеся к привилегированным алтарям, индульгенции in articulo mortis, индульгенции, касающиеся легатов a latere, нунциев, инквизиторов, индульгенции, связанные с перенесением Святейших Даров больным, и индульгенции при чтении молитв Angelus. Так как Бенедикт XIII принадлежал духовно к Ордену Проповедников (доминиканцев), на праздник св. Фомы Аквинского, 7 марта 1725г., он посетил окормляемый доминиканцами храм Santa Maria Sopra Minerva, где отслужил Святую Мессу. Папа также определил, что посещение этого храма приравнивается к посещению четырёх великих базилик. О числе паломников в Рим во время Юбилейного года можно судить по регистрационным записям приюта Пресвятой Троицы, занимающегося размещением прибывших на торжества. В этом списке 382.140 человек, среди которых есть даже 370 бывших рабов из разных стран, выкупленных отцами из Ордена Пресвятой Девы Марии выкупа невольников (Ordo Beatae Mariae de Mercede redemptionis captivorum).
На праздник Corpus Christi Юбилейного года, Бенедикт XIII отказался от обычая, следуя которому Верховный Первосвященник коленопреклонённым держал монстрацию со Святыми Дарами, находясь на платформе, переносимой во время процессии на плечах придворных. На этот раз Папа со Святыми Дарами весь маршрут прошёл пешком.
Во время Юбилейного года Папа Бенедикт XIII провёл заседание Римского Синода, открывшегося в Латеранской архибазилике 15 апреля, во второе воскресенье Пасхи, и завершившегося 29 мая. 30 мая в Сикстинской капелле отцы, участвовавшие в работе синода, в присутствии Верховного Первосвященника подписали принятые документы. На синоде присутствовали представители только высшего итальянского духовенства: тридцать кардиналов, шесть архиепископов, тридцать восемь епископов, три аббата и тридцать пять полномочных представителей отсутствующих епископов. Синод провозгласил, что изложенные в направленной против янсенизма Папой Климентом XI  знаменитой булле "Unigenitus" положения являются вероучительными и обязательными, предав осуждению всё, написанное против этой буллы. Составленные по итогам синода статуты были опубликованы буллой "Quantor cum supra" от 25 октября 1725г., и стали на многие десятилетия каноническими указаниями по проведению поместных синодов.
Сам факт проведения такого Синода, не собираемого уже столетиями, показывает как близко к сердцу принял Папа внутренние вопросы жизни своей новой епархии (и митрополии) - города Рима (и его окрестностей), рассматривая её не только как Вселенский центр, но и как обычный диоцез, со многими присущими тому времени проблемами.
Во время Юбилейного года буллой "Creditae nobis coelitus" от 9 мая 1725г. Бенедикт XIII напомнил епископам об обязанности учреждать епархиальные семинарии. Для контроля над этим Папа создал специальную комиссию - "Congregatio Seminariorum", хотя в Риме существовала созданная Папой Сикстом V "Congregatio pro universitate studii romani", но занимавшаяся только вопросами высшего, а не семинарского образования. Только в ХХ веке Папа Бенедикт XV (опять же Папа по имени Бенедикт!) присоединил действующую при Священной консисториальной конгрегации секцию по делам семинарий к Священной конгрегации образования и переименовал её в Священную конгрегации семинарий и университетов.
Во время Юбилея Папа Бенедикт XIII взял на себя обязанности Великого Пенитенциария, чем подчеркнул необходимость сделать всем верующим серьёзный акцент на таинстве покаяния в этот год. Папа также серьёзно подумывал о возрождении практики наложения публичных епитимий за наиболее тяжкие проступки.
Дважды за время своего Понтификата, в 1727г. и в 1729г., Папа посетил свою Беневентскую епархию, формальное управление которой он сохранял за собой. Оба этих посещения связаны с проведением там провинциальных синодов Беневентской митрополии, на обоих из которых Папа председательствовал не только как Верховный Первосвященник, но и как местный митрополит. В 1727г. он был рад снова побывать в своём кафедральном соборе и в городе, который покинул три года, отправляясь на последний для него конклав. Прибыв из Рима в Гаэту, Папа был встречен на территории Неаполитанского королевства с подобающими воинскими почестями. Проведя ночь на 31 марта 1727г. в доминиканском монастыре в Капуе, он отправился в Беневенто, но вынужден был ещё немного задержаться в Червинаре, остановленный неожиданным снегопадом, сделавшим дороги непроходимыми. В Беневенто Папа направил капитулу собора небольшое послание, взяв темой для него слова Евангелия от Иоанна, говорящие об овцах, слышащих голос своего пастыря. Проведя в Беневенто более месяца, Папа участвовал тут в богослужениях Страстной недели и Пасхальных торжествах, он освятил несколько новых алтарей, уделял таинства, посещал больницы и дал множества аудиенций. 12 мая 1727г. Бенедикт XIII отправился назад в Рим.
На пути в Вечный Город, Папа снова посетил доминиканцев В Капуе, затем францисканцев в Теано и прибыл в бенедиктинское аббатство Монте-Кассино. Здесь 19 мая 1727г. он совершил новое освящение знаменитого собора, основанного св. Бенедиктом в 529г., освященного первый раз Папой св. Захарием в 748г., вторично освященного после перестройки в 1061г. Папой Александром II, и сейчас восстановленного после серьёзных разрушений в результате землетрясения. В память об этом третьем освящении Бенедикт XIII направил 27 августа 1727г. аббату монастыря С. Гадалета бреве, которым подтвердил древние и пожаловал некоторые новые орденские привилегии. 28 мая 1727г. через ворота св. Иоанна Папа Бенедикт XIII вернулся в Рим. С 6 по 13 ноября того же года Папа совершил поездку в Витербо. 28 марта 1729г. Папа отправился вторично в Беневенто, где с 24 апреля по 12 мая состоялся провинциальный синод. 10 июня Бенедикт XIII из Беневенто, останавливаясь по дороге на несколько дней в Альбано, вернулся в Рим.
Папа Бенедикт XIII был знаменитым проповедником своего времени. Он, принадлежа к ордену доминиканцев, официально называемом орденом проповедников, не переставал обращаться к пастве и с Беневентской кафедры и с высоты Престола св. Петра. Известен такой пример: во время землетрясения, разрушившего город Беневенто и, в частности, епископский дворец, архиепископ Орсини едва избежал смерти под обломками своей резиденции. Он был спасен почти что чудом. Но он тут же направился, несмотря на пережитое потрясение, в кафедральный собор, где собралось в эти страшные минуты множество людей, и в течении 45 минут проповедовал им, найдя проникновенные слова утешения и ободрения. Как подсчитали его современники, кардинал Орсини и Папа Бенедикт XIII произнёс 4392 проповеди, и это без учёта его пастырских посланий.
Очень ответственно относился кардинал Орсини и будущий Папа Бенедикт XIII к исполнению сугубых епископских обязанностей - освящению храмов и алтарей. За более чем полувековое епископское служение на многих, в том числе и на Римской, кафедрах он освятил 380 церквей и 1632 алтаря. В том числе им освящён алтарь ризницы Сикстинской капеллы в Ватикане, о чём свидетельствует соответствующая памятная надпись.
За время своего Понтификата Папа Бенедикт XIII совершил десять епископских хиротоний. 2 июля 1724г. он рукоположил назначенного им же 12 июня архиепископом Эмбрюнским Пьера Герэна де Тенсина (┼2.03.1758г.), впоследствии Папой Климентом XII возведённым в кардинальское достоинство и затем ставшим архиепископом Лионским и примасом Галлии. Одновременно с Эмбрюнским архиепископом, 12 июня 1724г. Папа Бенедикт XIII  назначил архиепископом Феодосийским in partibus infidelium Просперо Лоренцо Ламбертини, которого лично рукоположил в сан в часовне св. Павла при Квиринальском дворце в Риме 16 июля в сослужении с двумя архиепископами in partibus infidelium:  Мирским, Джованни Франческо Николаи, и Назианзским, Никколо Мариа Леркари. 30 апреля 1728г. Бенедикт XIII объявит архиепископа Ламбертини кардиналом-пресвитером, возведённым in pectore 9 декабря 1726г., а в 1740г. кардинал Ламбертини станет Папой Бенедиктом XIV. Интересно отметить такой факт, что от Пап Бенедикта XIII и Бенедикта XIV имеет своё апостольское преемство и Папа Бенедикт XV, а о принадлежности к этой линии Бенедикта XVI информация публиковалась нами ещё в прошлом году. Также как мы говорили, что Папа Иоанн Павел II был наследником по епископской хиротонии Пап Бенедикта XIII и Бенедикта XIV. Кроме того к этой линии относят себя и все ныне здравствующие представители российского католического епископата. 21 сентября 1724гг. Бенедикт XIII рукоположил назначенного им же 11 сентября архиепископом Филиппийским in partibus infidelium  Джузеппе Аккорамбони (┼21.03.1747г.), впоследствии им же возведённым 20 сентября 1728г. в кардинальское достоинство. 26 сентября 1725г. Бенедикт XIII рукоположил в епископский сан священника родом из фантастически далёкой по тем временам испанской колонии Колумбия - Грегорио де Мольеда-и-Клерка (┼1.04.1756г.), впоследствии назначенного архиепископом ещё более экзотического города Ла-Плата (ныне город Сукре) в испанской колонии Боливия. 18 ноября 1725г. Папа Бенедикт XIII совершил епископскую хиротонию кардинала Джулио Альберони (┼26.06.1752г.), возведённого в кардинальское достоинство и назначенного епископом Малаги ещё Папой Климентом XI в 1717г. На следующий день, 19 ноября, кардинал Альберони был освобождён от кафедры Малаги, так как, будучи кардиналом мог быть епископом, не имея кафедры, но не мог получить хиротонию, не будучи назначенным на кафедру. 30 декабря 1725г. Папа Бенедикт XIII совершил епископскую хиротонию своего собрата по доминиканскому ордену Томаса Доминика Вильямса (┼3.04.1740г.), назначенного 22 декабря епископом Тибериопольским in partibus infidelim и Апостольским викарием в Англии. На праздник св. Иосифа, 19 марта 1726г., Бенедик XIII рукоположил кардинала Мельхиора де Полиньяка (┼20.11.1741г.), возведённого в кардинальское достоинство Папой Климентом XI и Папой Бенедиктом XIII утверждённым 20 февраля 1726г. на архиепископской кафедре Оша (Франция), куда кардинал был назначен королём Людовиком XV. Год спустя, 23 марта 1727г., Бенедикт XIII совершил епископскую хиротонию Антонио Саверио Джентили (┼13.03.1753г.), назначенного 17 марта архиепископом Петренским in partibus infidelium и впоследствии Преемником Бенедикта XIII, Папой Климентом XII, возведённым в кардинальское достоинство. На Рождество 1727г. Бенедикт XIII  посвятил в епископы Пьера Эрмана Доске (┼4.03.1777г.), назначенного 26 ноября епископом Самосским in partibus infidelium и направленного в далёкую Канаду в качестве вспомогательного епископа Квебекской епархии (впоследствии - епископ Квебекский). На следующий год, 30 марта 1728г., Бенедикт XIII совершил последнюю епископскую хиротонию, рукоположив Франческо Сципионе Боргезе (┼21.06.1759г.), наречённого 8 марта архиепископом Траянопольским in partibus infidelium, и впоследствии этим же Папой возведённым 6 июля 1729г. к кардинальское достоинство.

Александр Крысов
"Свет Евангелия", №17-18, 24 апреля 2006 г.