В №100 "СЕ", вышедшем в конце ноября прошлого года, была опубликована статья Т. Томаевой "Свой среди чужих, чужой среди своих", затрагивающая больную для нас всех проблему русских католиков.
Если раньше католиками в России были преимущественно представители диаспор традиционно католических народов, то в нашем веке, в особенности в последние десятилетия, стали появляться и этнические русские католики, предки, а зачастую и родители которых исповедуют традиционное для России православие.
Некоторые католики-этнические русские сознательно ставят себя вне какой-либо русской традиции, преклоняясь перед традицией той или иной западноевропейской культуры. Большинство же, в первую очередь молодежь, об этом вообще не задумывается. Некоторые, приходящие в католицизм из православия, стараются отряхнуть со своих ног все, что с последним связано. Многие продолжают сохранять с православием какую-либо связь, параллельно посещая некоторые православные приходы. Принявшие крещение по латинскому обряду с православной традицией практически не сталкиваются вообще.
Главным упреком православных к представителям "иностранных" вероисповеданий, в том числе и к католикам, является то, что те напрочь игнорируют тысячелетнюю русскую православную христианскую культуру, историю, традиции, лезут проповедовать заново учение Христа туда, где оно пустило глубокие корни тысячу лет назад и дало богатейшие всходы и т. п. У большинства в сознании укоренилось, что если ты русский, то чуть ли не автоматически должен быть православным, ну, на худой конец, старообрядцем. В противном случае, как верно заметила Т. Томаева, ты уже в лучшем случае неполноценный русский, а то и "предатель святого Православия", "ренегат", "манкурт" и проч.
Из Русской Православной Церкви людей гонит чрезмерная ретроградность значительной части ее духовенства, предпочитающего жить в XIX столетии, не замечая, что на дворе конец ХХ-го; черносотенная ксенофобия части ее адептов, частенько выдаваемая ими за "чистое православие", и другие причины. Хочется надеяться, что через какое-то время русская Церковь предстанет обновленной, избавленной от многих ныне существующих недостатков, и мое личное мнение - что католикам в России тогда просто нечего будет делать. Сейчас это вроде бы не актуально, но в дальнейшем может встать вопрос о существовании "русского католичества".
За последнее время мне довелось слышать от нескольких знакомых - прихожан московских католических храмов - разговоры о возвращении в православие. А недавно случилось беседовать с настоятелем одной из православных церквей, который похвастался, что за несколько лет, прошедших со времени возрождения его храма, ему уже целых пять раз доводилось совершать "очень трогательный обряд" принятия католиков в лоно православия. Были это потомственные католики или русские, он не пояснил. Я встречал немало молодых поляков и немцев, живущих в России, чьи предки были католиками, однако сами они уже относят себя к православию - причем крещены в нем от рождения. Таким образом, надежды на сохранение католичества в диаспорах не имеют оснований, так как наряду с ассимиляцией этнической идет и ассимиляция духовная. Перспективу в России имеют Церкви, основывающиеся на русской духовной традиции, и, на мой взгляд, русификация католичества здесь крайне необходима. Однако в основном католические священники, работающие в России, являются представителями других народов, воспитанными в своих национальных традициях (польской, итальянской и др.). О местной культуре они, как правило, имеют весьма отдаленное представление, хотя относятся к ней с уважением. Священник, являющийся носителем "своего" католичества, старается привить его и своей русской пастве. Другого он сделать не может, а зачастую и не хочет.
Почему бы нам самим, русским католикам, не вспомнить, что мы, несмотря на то, что в силу разных причин не находимся в юрисдикции Русской Православной Церкви, являемся представителями народа, создавшего одну из богатейших духовных культур христианского мира? Так, Римская Церковь официально признает только тех русских святых, которые были прославлены до разделения 1054 г., - Владимира-крестителя, княгиню Ольгу, Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских. Но даже к этому национальному "русскому минимуму" среди католических святых особого внимания и почитания в наших храмах не наблюдается. А чем плохи традиции русского "бытового христианства"? Думаю, что меньшими католиками от их принятия мы не станем...
Живя в стране с тысячелетней христианской историей, было бы неразумно все это игнорировать. Почему бы Католической Церкви в России не быть такой же национальной и самобытной, как, скажем, польская, испанская и др.? Восприятие нами, русскими католиками, русской христианской духовности могло бы стать реальным шагом к сближению католиков и православных в России.
Сергей Михайлов
"СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ", №6(157), 8 февраля 1998 г. 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...