Ныне много говорится о возрождении Католической Церкви в России: храмов, административных структур, общин и т. д. Возрождение - сложный процесс. В нем идет соединение прошлых традиций и современного менталитета верующего человека, к тому же принадлежащего к разным поколениям и народам. Поэтому и проявляется большое внимание к истории Католической Церкви в целом и ее отдельных приходов. Это - первый аспект.
Во-вторых, известную роль в развитии религиозного сознания играет Декрет II Ватиканского Собора "Об апостольстве мирян". В нем говорится, что "апостольство мирян, проистекающее из их христианского призвания, не может никогда отсутствовать в Церкви". Декрет подчеркивает, что каждый мирянин должен развивать полученные дарования, соответствующие условиям, использовать личные дары, принятые им от Духа Святого. Следовательно, и ныне представляется интересным изучение вклада отдельных прихожан в деятельность своих общин. К тому же, не только знаменитых личностей. На личность, действующую на определенном историческом фоне, включая и глобальные перемены, обращает сегодня внимание и социальная история.
В связи с этим мне бы хотелось добавить несколько строк к уже опубликованным статьям о храме свв. Петра и Павла в Москве (См. "Свет Евангелия", 1996 г., № 9 и № 27 за 1999 г.).
До "радикальных преобразований" 1918 г. приход храма свв. Петра и Павла проводил большую социальную деятельность. Об этом уже писали. Следует лишь добавить некоторые имена деятельных прихожан.
В 1882 г. деканом и настоятелем стал И. С. Баранцевич, а до него был декан-каноник Пиотровский. Ему помогали два викарных священника, органист, бухгалтер, секретарь. В церковный совет (его состав: председатель, четыре синдика, четыре кандидата, три члена Совета и секретарь) в разные годы входили: П. О. Пирлинг (умер в 1886 г.), который заведовал кассой и надзирал за счетной частью; Б. Бениславский (умер в 1887 г., и совет был вынужден пригласить юрисконсульта со стороны), занимавшийся письмами и ведением судебных и других дел, связанных с юридическими вопросами; Гедвилло А. Ф. и Э. Ф. Штуцман совместно с деканом отвечали за приходскую школу для мальчиков и др.
За порядком и нуждами богадельни для престарелых и неимущих женщин наблюдала Софья Францовна Пирлинг. Богадельня имела собственный денежный фонд, большой взнос в который шел от самой г-жи Пирлинг. Так, в 1887 г., благодаря ее усилиям и усилиям архитектора Э. С. Юдицкого, в помещении богадельни установили вентиляцию.
В сыром здании стало тепло и сухо. Престарелых женщин не оставляли без медицинской помощи: безвозмездно ее оказывал доктор медицины, статский советник К. Х. Бек и аптекарь Ферейн, отпускавший лекарства по низким ценам. В богадельне проживали более З0 человек. Кандидатки в богадельню иногда сами вносили какие-то пожертвования в этот фонд. Среди них значатся следующие фамилии: Макарова - 151 руб. 70 коп., Кравчинская - 50 руб., Афанасьева - 50 руб.
С. Ф. Пирлинг курировала и приходскую школу для девочек. В ней должно было быть два отделения: элементарное и подготовительное. В 1887 г. в ней 8 учителей и гувернанток обучали 175 девочек (из них 130 - проживали, а 45 приходили учиться). Эти данные упоминаются в отчете Совета церкви свв. Петра и Павла за 1887 год.
В данный период Софья Францовна даже провела некоторый ремонт здания школы за свой счет. Отчеты по школе она предоставляла непосредственно Митрополиту всех римско-католических церквей в России. Женская школа находилась в сфере внимания и дамского комитета, а также прихожан французской общины"
Доктор медицины В. В. Пенчковский безвозмездно посещал учащихся обеих школ в случае серьезных заболеваний, иногда по 2 раза в день. Ж. И. Штуцман (супруга синдика) содействовала улучшению гигиены и питания в школах.
Деятельное участие принимали и другие прихожане, например, своими пожертвованиями. В коллектной книжке за 1882 г. Б. Бениславского список лиц, пожертвовавших на школу и ремонт храма, довольно обширный - более 55 человек (на сумму 525 руб.). А по коллектной книжке П. О. Пирлинг сумма составила 875 руб. Пожертвования вносились как ценными бумагами, так и наличными. Можно назвать некоторые имена - действительного статского советника С.Н. Мацевского, горного инженера К. К. Косецкого, потомственного почетного гражданина В. А. Эларова, вдову контр-адмирала Ф. Михареву, А. Оттаво, А. и К. Катуар, И. И. Ценкер, г-жу Дюгамель и др. В результате, на счету храма к 1883 г. имелось 19 500 рублей в ценных бумагах и 23 056 рублей наличными.
В 1886 г. сгорел большой деревянный сарай. На этом месте приход решил построить двухэтажное здание. Безвозмездно руководил работами архитектор А. Е. Вебер, который являлся в тот период членом церковного совета. На первом этаже строящегося здания предполагали устроить комнаты для служащих, а комнаты на втором этаже сдавать внаем.
Таким образом, сегодня для настоятеля и прихожан храма свв. Петра и Павла важно как возвращение и восстановление храма, так и возрождение прошлых традиций. И они упорно трудятся в этом направлении.
Солодова Т. С.,
г. Тула
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 39 (237), 24 октября 1999 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...