Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, есть ли в Католических Богослужения какой-либо аналог Православной Ектении Просительной? Быть может она называется как-то иначе? Я пытался найти в Интернете, но не удалось. Для меня представляет особую важность данный кусочек: "Христианской кончины жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим". В Католической Церкви есть в том или ином виде подобное прошение?
Заранее спасибо.
Храни Вас Бог!

С уважением,
Сергей.


Прежде всего, греческий термин "ектенья" на самом деле носит очень общий характер (подобно терминам "литания" или "сынапте" и другим) и используется во всех христианских литургических традициях, восточных и западных, в различных формах и вариантах, для обозначения совместной молитвы  христиан в литургическом собрании.
По большому счету выражение  "ектенья просительная" – это повторение одного и того же понятия, тавтология, своего рода  “молитва молитвенная” или “молитва молитв”, и, следовательно, она не имеет особого содержания, которое отличало бы ее от любых других формулировок совместных молитв Церкви, имеющих вообще респонсориальную структуру (служитель предлагает интенцию, а народ отвечает взыванием) и широкий диапазон прошений по различным поводам.
Первые христиане молились согласно обычаям еврейской литургии, в частности литургии Иерусалимского храма, о чем повествуют Деяния Апостолов  (2,42-48); то есть, для молитвы они использовали псалмы и тексты еврейских “благословений” (berakot), основанных на воспоминании о чудесных деяниях Бога в истории. Сама Евхаристия возникает на основе "beraka", благословения хлеба и вина, произнесенного Иисусом во время Тайной Вечери.

Впоследствии христиане добавили спонтанные молитвы верных во время евхаристического собрания. Впервые о таком способе молиться сообщает святой Иустин Философ, апологет и мученик середины II века, который в своей первой Апологии описывает воскресное собрание христиан, во время которого после чтения слова Божьего “предстоятельствующий произносит, обращенные ко всем слова увещевания и призыва подражать всем тем прекрасным примерам, о которых мы слышали; а затем мы все стаем и вместе молимся ”.
Таким образом, эти “молитвы верных” являются ответом народа на возвещаемое в литургии Евангелие,  в которых все собрание присоединяется к священническому служению предстоятеля и молится за всех людей и обо всех нуждах; ее возникновение восходит к ранней Церкви, задолго до выделения западных и восточных традиций и отдельных обрядов различных Церквей.
Следовательно, эта череда молитв изначально была спонтанной, не кодифицированной, но со временем выкристаллизировались различные постоянные литании и ектеньи, в которых созерцаются нужды вселенской Церкви, гражданского общества, местных общин и отдельных верующих.
В Божественной Литургии Святого Иоанна Златоуста, одной из главных в Церкви византийского обряда (но не единственной и не самой древней), встречаются различные ектеньи, среди которых и ектенья, называемая "просительной", где излагаются 6 прошений похожего содержания, касающиеся внутреннего покоя верных: 1) за текущий день (Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна), 2) о заступничестве ангела-хранителя (Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших), 3) о прощении грехов (Прощения и оставления грехов и прегрешений наших), 4) о благе души и о мире в мире (Добрых и полезных душам нашым и мира мирови), 5) о тихом течении и завершении  жизни (Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати) и 6) о христианской смерти, достойной предстать на Страшный суд (Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны  и добраго ответа на страшнем судищи Христове).
То есть речь идет о молитвах, подходящих каждому верному и всякой жизненной ситуации, несмотря на то, что все же интимный тон отражается контекст монашеской общины, преимущественного места зарождения литургических традиций, в особенности в византийской литургии.
Существует множество примеров подобных молитв и литаний в литургии и традиции латинских Церквей Запада; в частности молитвы о “благой кончине” были особенно распространены в Средневековье, и до сих пор практикуются во всех Церквях. В сегодняшней римской литургии предпочитают подражать опыту ранней Церкви и оставлять достаточно широкое пространство для спонтанных молитв верных, которые готовятся отдельными людьми или группами до начала воскресной литургии, или же произносятся импровизированно во время самой литургии.

Священник Стефано Каприо
для «Procatholic.Ru»