Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему мирян в Католической Церкви причащают без вина, хотя Спаситель на Тайной вечере ясно сказал, что необходимо приобщаться вином и хлебом?
С уважением, Ю.А.


Причащение Тела и Крови Христовых вспоминает и актуализирует жест Иисуса на Тайной Вечере перед смертью, когда Господь совершил вместе со Своими учениками иудейский обряд Пасхального благословения, предусматривавший совместное вкушение благословенных хлеба и вина, наделив этот ритуал новым сакраментальным значением приобщения телу и крови. Таким образом, наиболее полной формой Святого Причастия является причащение под  “двумя видами”, хлеба и вина,  что и происходит во всех обрядах различных христианских церквей. Католическая церковь также рекомендует в особо торжественных случаях использовать оба вида как для священников, так и для верных, особенно в маленьких общинах, где это легче сделать. В некоторых монашеских общинах и церковных движениях подобная практика евхаристического причащения стала уже нормой.

Однако это правда, что на протяжении многих веков в Католической церкви под двумя видами могли причащаться только священники, тогда как все остальные верующие причащались только под видом хлеба. Подобное решение восходит к Тридентскому собору, состоявшемуся в середине XVI века, когда евхаристическому культу было дано новое торжественное определение, обусловленное катехизическими, пастырскими,  догматическими причинами, а также борьбой с протестантской ересью. Римский Катекизис, принятый Триденским собором, подобное решение объясняет следующим образом:
“Что касается Евхаристического обряда, церковным законом запрещается, без специального разрешения Церкви, верным, кроме священников совершающих Жертвоприношение, принимать причастие Евхаристии под двумя видами. Как объясняет Тридентский собор, 
хотя Христос на Тайной Вечере установил и преподал апостолам это почитаемое Таинство под видом хлеба и вина, это установление  не имело цели обязать всех верных  принимать таинство под двумя видами. Более того, Искупитель, говоря об этом таинстве, чаще всего упоминает об одном виде: «Ядущий хлеб сей будет жить вовек. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6,51). По многим и очень веским причинам Церковь не только решила принять, но и утвердить своей властью норму о причащении под одним видом хлеба. Прежде всего, нужно было особенно следить за тем, чтобы кровь Господня не падала на землю, а этого трудно избежать, когда подаешь ее большой массе народа. Во-вторых, поскольку Евхаристия всегда должна быть готова для больных, была опасность, что при долгом хранении вино могло прокиснуть. В-третьих, многие не переносят не только вкуса, но даже и запаха вина; поэтому Церковь должна была установить причастие под одним лишь видом хлеба, дабы избежать того, чтобы подаваемое для спасения души, губило тело; в-четвертых, во многих странах вина недостаточно, и его перевозка по длинным, тяжелым дорогам требует больших расходов; наконец, и это самое важное, нужно было искоренить ересь тех, кто утверждал, что Иисус Христос не предстает во всей Своей полноте в одном виде, и хлеб содержит тело без крови, а вино кровь без тела. Дабы истина католической веры стала очевидной для всех, было введено Причащение под одним видом хлеба. Были приведены и другие основания теми, кто изучал этот вопрос, настоятели, если считают это необходимым, могут на них ссылаться».
Мы должны отметить, что  “многие и очень веские причины” тридентского запрета сегодня практически неактуальны, и поэтому лучше всегда применять практику причащения под двумя видами; однако не утратило своей силы богословское основание, согласно которому Христос принимаем в Своей полноте и целостности под одним видом хлеба, и отчасти соображения практического характера, облегчающие причастие под одним видом больших групп верующих.

Священник Стефано Каприо