Слава Иисусу Христу!
Добрый вечер. У нас с мужем семья разноконфессиональная. Он - православный, я - католичка. Оба - практикующие верующие. Венчаны в католическом храме. Пытаемся (где-то успешно, где-то с трудом наладить наш внутрисемейный экуменический диалог). Как быть с детьми? Детей у нас еще нет, но очень надеемся, что с Божьей помощью, со временем родим. Хотелось бы прийти к какому-то предварительному решению о крещении, дабы избежать возможных конфликтов. Я, как католическая сторона давала обещание, что сделаю, все возможное, чтобы дети были крещены и воспитаны в вере католической. Но не должны ли дети быть крещены и воспитаны по вере отца (если, к тому же он на этом будет настаивать); если правильно помню, читала об этом в Старом Завете. Исправьте меня пожалуйста, если я где-то ошибаюсь.
Мне очень хочется крестить и воспитать ребенка в родной мне традиции, но где-то чувствую, что в таком желании мало любви и смирения, а есть эгоизм и себялюбие.
На день сегодняшний вопрос такой приходит вместе со страхом и мучает. Прошу Вас помочь советом и молитвой в обретении внутреннего мира.
Пытаюсь и не могу найти, как минимум, официальную позицию Церкви (ККЦ и ККП, может плохо ищу, может его там нет).
Буду признательна за ответ.
С уважением, Алла.


Во-первых, ясно, что в Ветхом Завете не может быть указаний на Крещение, поскольку оно не  практиковалось среди евреев. Но и в Новом Завете нет указаний на Крещение, поскольку речь шла о покаянной практике  общины Иоанна Крестителя, которую Иисус не использовал; христианское Крещение появляется после Воскресения, как сообразование Христу умершему и воскресшему.

Сами апостолы не были крещены, но были посланы Иисусом «учить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мф 28,19), не уточняя, чей приоритет нужно соблюдать, отца или матери. Впрочем, в первые века Крещение преподавалось исключительно взрослым людям, поэтому проблема согласования вопроса с родителями не возникала. Крещение детей Церковь начинает обсуждать только в IV веке, после периода гонений, затрагивая гораздо более глубокие вопросы о первородном грехе, благодати и свободе воли. Таким образом, вопрос отцовского или материнского приоритета не является ни библейским, ни богословским, и никогда не был зафиксирован ни одной канонической нормой Церкви, ни на Востоке, ни на Западе.
Это обычай древних патриархальных обществ, которые сегодня уже не имеют большого значения, по причине достигнутого равенства прав мужчин и женщин. Святой Павел, конечно, говорит, что «муж есть глава жены»  (Еф 5,23), но это не предполагает наличие у отца приоритетных прав на детей, которые должны подчиняться обоим родителям.
Что касается конфессионального приоритета, стоит помнить о том обещании, которое дает при заключении смешанного брака супруг-католик сделать все возможное, чтобы дети были крещены и воспитаны в католической вере. Это выражение означает определенное обязательство, но не категорический долг. Нужно задать себе вопрос: мешает ли Крещение, полученное в Православной Церкви, расти крещеному в католической вере? Ответ: нет, поскольку Католическая Церковь всецело признает действительным Крещение как таковое. То же самое в принципе можно сказать и о Православной Церкви в отношении католического Крещения, несмотря на ограничительное толкование со стороны отдельных священников или верующих. Выбор той или иной формы может повлечь за собой определенные трудности, преодолевать  которые каждый раз  родители призваны вместе: в какую церковь идти молиться, в какую воскресную школу водить  детей, как передавать свою веру в семье… С другой стороны подобные трудности не так уж отличаются от тех, что связаны с принятием других важных решений, касающихся школы, друзей детей, проведения ими свободного времени. Все это последствия риска воспитания, который тесно связан с риском любви.
Священник Стефано Каприо

 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...