Недавно несколько кардиналов выступили с предложением догматически закрепить титул "Соискупительницы" по отношению к Пресвятой Деве Марии. Насколько это богословски корректно? Какова вероятность, что такой догмат будет провозглашен Католической Церковью?

Владимир Мамонтов, Москва

Активное участие Марии в тайне искупления человеческого рода вовсе не новая тема богословия, народного почитания или учительства Церкви. Это объективная данность, явствующая из Священного Писания.
Ангел просил Марию дать утвердительный ответ ("Се, раба Господня!») на весть об искупительном рождении Спасителя человечества. Поэтому нет ничего возмутительного в использовании термина «Соискупительница», который применяли по различным поводам богословы, епископы и даже Папы, как это делал не раз Папа Иоанн Павел II.
Еще в период понтификата Папы Войтылы не раз делались предположения (хотя только на уровне журналистских обсуждений) о провозглашении догмата, связанного с данным титулом. Подобные обсуждения никогда не выходили за рамки свободного диспута верных и пастырей, не фигурируя в официальных документах и тем более в повестке дня синодальных или соборных структур.

Следовательно, несмотря на высказывания некоторых епископов и кардиналов, реальная перспектива подобной гипотезы не усматривается. Впрочем нет причины и запретить использование данного термина, учитывая изобилие Марианских терминов, используемых как в западной, так и восточной духовности, делающих Марию ориентиром для почитания, богословских размышлений, искусства и духовности всех времен и всей Церкви.
Конечно же, нужно избегать крайностей в выражении почитания в экуменическом контексте, когда роль Марии понимается по-разному среди католиков, православных и протестантов. Я не думаю, что в будущем Католическая Церковь в одностороннем порядке провозгласит Марианские догматы.

О. Стефано Каприо