"В те дни вышло от кесаря Августина повеление сделать перепись по всей земле" (Лк 2,1), поэтому Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Пресвятая Дева Мария знала, что рождение Иисуса уже близко, и тем не менее, отправилась в изнурительное путешествие, непрестанно думая о Сыне, который должен был родиться в городе Давидовом.
Измученные четырех-, а может, и пятидневным путешествием, Иосиф и Мария, наконец, достигли Вифлеема, и испытали огромную радость от того, что находятся в городе своих предков. Несомненно, Пресвятая Дева была измучена дорогой, но ни в одной из Вифлеемских гостиниц не нашлось для них места (ср. Лк 2,7) Наверняка, прежде чем отвести Марию в убогий хлев на окраине города, Иосиф постучался не в одну дверь. Можно представить себе эту сцену: несмотря на все нарастающую тревогу, Иосиф терпеливо объясняет людям их положение, немного поодаль смиренно ожидает мужа Мария, которая слышит отказы. Никто не впускал Христа.
Наверное, Мария поддерживала Иосифа, утешала его словами и улыбкой, благодаря которым он почувствовал облегчение. Может быть, Сама Пресвятая Дева предложила Иосифу временно остановиться в одной из небольших пещер на окраине города, которые служили хлевом для скота. Они расположились в пещере, используя то небольшое имущество, которое привезли из Назарета - несколько пеленок, приготовленных Марией в радостном ожидании, известном только матери, ожидающей первенца...
И в этой убогой пещере произошло величайшее в истории человечества событие: "Когда же они были там, наступило время родить Ей" (Лк 2,6). С огромной любовью Мария спленала новорожденного Иисуса и положила Его в ясли. Кто-то сказал однажды, что хлев, в котором родился Сын Божий, можно назвать Собором.
Христос родился в бедности и учит тому, что счастье не в обилии материальных благ. Бог приходит в мир без малейшего признака величия и призывет нас к смирению, к тому, чтобы не зависеть от общественного мнения. Господь стал человеком, чтобы мы могли приблизиться к Нему и ответить любовью на Его любовь, чтобы наша воля склонилась не только перед Его могуществом, но и перед чудом Его смирения.
В ночь Рождества Иосиф и Мария не были одиноки. Бог послал к ним простых пастухов. Именно в них, смиренных бедняках, исполнилось пророчество: "Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк 2,9-11). Они первые и единственные в ту ночь узнали о рождении Сына Божия. Сегодня же об этом знают миллионы людей во всем мире. Свет Вифлеемской ночи рассеял тьму многих сердец. Те, кто принял Христа в ту ночь, познали великую радость, исходящую от Света. Тьма мира была побеждена рождением Бога.
Свет и радость Рождества направлены ко всем человеческим сердцам. Это радость, дарованная людям, имеет сверхчеловеческий характер.
Бог пожелал, чтобы именно пастухи стали первыми благовестниками: "И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было" (Лк 2,20). Среди событий обыденной жизни Христос приходит и к нам, и, так же как и пастухам, нам необходимы смирение и простота для того, чтобы приблизиться к Нему. Возможно, Христос дает знаки Своего присутствия в нашей жизни, которых мы не замечаем, которые для нас ничего не значат. Наша задача - увидеть Иисуса в событиях обыденной жизни, узреть Бога, "лежащего в пеленах". А узрев Христа, - помочь познать Его другим.
Пастухи не могли отправиться в путь без подарков для Новорожденного. Согласно древнему восточному обычаю, невозможно было представить себе, что кто-то осмелился бы предстать перед вышестоящей особой без подарка. Пастухи принесли то, что у них было - ягненка, сыр, масло, молоко, хлеб.
Мария и Иосиф, пораженные приятной неожиданностью, приглашают испуганных пастухов войти и посмотреть на Младенца, поцеловать Его и положить принесенные подарки около яслей. Сегодня Мария и Иосиф приглашают нас прийти и поклониться Господу, вместе со всей Церковью сказать Иисусу: "Царь мира, которого пастухи нашли лежащего в пеленах, помоги нам наследовать богатство Твоей бедности и простоты".
"Иисус Христос, Сын Божий, родился сегодня в Вифлееме. Эта весть наполняет меня трепетом, дух мой пылает, и я спешу поделиться этой радостью с вами," - говорит св. Бернар. Сегодня родился Христос и нет места для грусти там, где рождается новая жизнь; жизнь, которая побеждает страх смерти и наполняет нас радостью обещанной вечности, радостью любви. Каждый, кто ищет любви, может найти ее в убогих яслях Младенца Иисуса.
Сегодня, размышляя над величайшей тайной воплощения, поблагодарим Бога за то, что Он снизошел до нас, чтобы мы смогли понять и полюбить Его. А заканчивая размышления, обратимся к Богу с молитвой: "Господи, чудесным образом Ты создал человека, и еще более чудесным образом обновил его достоинство, дай нам возможность участвовать в божественности Твоего Сына, ставшего человеком".
Пресвятая Богородица, помоги нам никогда не утратить радости пребывания со Христом.
Франсиско Карвахал
"Свет Евангелия", №47(349), 25 декабря 2001 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...