23 апреля – память св. Адальберта Пражского (ок. 956–997).
Войтех (или Войцех – по-польски) был одним из многочисленных сыновей Славника, видного чешского старейшины, составлявшего конкуренцию правящему чешскому князю того времени – Болеславу I. По преданию, мальчику преподал таинство миропомазания Адальберт, епископ Магдебургский, известный как неудавшийся креститель Руси; таким образом Войтех получил имя Адальберта.
Юный Адальберт получил образование в Магдебурге; по возвращении в Прагу, в 982 году он стал епископом – вторым епископом молодого пражского диоцеза. Он был из хорошего рода, образован, а кроме того, он был чех – и это оказалось достаточным основанием для того, чтобы чехи избрали его преемником немца Дитмара (по преданию, Дитмар, умирая, страшно мучился, уже созерцая уготованный ему ад, и это произвело неизгладимое впечатление на Адальберта, произведя в нем внутренний переворот).
Но широкие горизонты, хорошее образование и чистая вера сослужили Адальберту в роли епископа недавно обращенных чехов дурную службу. Он тщетно пытался привести свою паству, или хотя бы своих священников к тому образцу, который он видел в той же Германии – боролся с привычным в то время среди чехов многоженством, не давал продавать христиан в рабство, пытался запретить священникам заводить жен и детей. Он также перераспределил доходы епископства – четверть их должна была расходоваться на бедных. Но его действия не встречали понимания.
По-видимому, около 988 года Адальберт бросил все и отправился в Рим, имея в планах затем совершить паломничество в Святую землю. В Риме он пообщался с императрицей Теофано, на которую произвел сильное впечатление; она дала ему денег и спутников в дорогу: деньги он, разумеется, тут же раздал, а спутники вскоре от него бежали. По пути на Восток он заглянул в монастырь на Монте-Кассино, аббат которого посоветовал ему не тратить время на странствия без нужды. Войтех понял справедливость этого совета и решил принять монашеский постриг. С этой целью он отправился к известному подвижнику того времени – старцу Нилу, греку, который предложил молодому человеку не порывать с традицией, в которой он был воспитан, а вернуться обратно в Рим и поступить в бенедиктинский монастырь. Адальберт и здесь нашел в себе силы послушаться старца.
В 990 году Адальберт принял постриг в монастыре свв. Алексия и Бонифация, где вместе жили монахи римского и греческого обрядов. Легенды немало рассказывают о его бескорыстном рвении на этом спасительном поприще. Однако жизнь требовала от него другого послушания: Прага прислала к папе призыв вернуть ей епископа, и папа велел епископу вернуться к своим обязанностям.
Первое время чехи, по-видимому, вели себя относительно хорошо, боясь снова остаться без митрополита, но потом старое взяло верх. По легенде, конец терпению Адальберта положило убийство женщины, виновной в прелюбодеянии, прямо в храме. И епископ снова оставил свой диоцез, возвращаясь туда, где он чувствовал себя на своем месте – в Рим, в монастырь. Существует предание, что по пути он побывал в Венгрии и покрестил там короля Гезу и его сына Стефана.
И на этот раз, впрочем, ему не удалось пробыть в Риме долго. Архиепископ Майнца, ведению которого принадлежала Прага, снова заявил, что место епископа – при его пастве. Папа согласился с этим; тогда Адальберт обратился к нему с просьбой: если и на этот раз вверенное ему стадо не станет слушать своего пастыря, то пусть ему будет позволено отправиться с миссией в чужие земли – обращать язычников. Папа дал согласие, и Адальберт опять отправился на родину – на этот раз ему было по пути с Оттоном III, который в то время также совершал путешествие. Неудачливый епископ, очевидно, произвел глубокое впечатление на императора своей подвижнической религиозностью, и, согласно запискам биографов, у них сложились доверительные отношения.
Адальберт не успел дойти до Праги, как пришло известие о том, что члены правящего рода Чехии – Пршемысловичи – уничтожили соперничавший род Славниковичей, к которому принадлежал и Войтех. Четверо из пятерых братьев епископа были убиты – с помощью обмана. Разумеется, все это произошло с ведома правителя Чехии.
Адальберт отправился к польскому князю Болеславу I и отправил оттуда послов в Прагу, с вопросом, что ему делать. Из Праги пришел ответ, что паства не хочет видеть презирающего ее епископа. Адальберт мог выступать на миссию.
С двумя близкими друзьями (один из них, Радим, христианским именем Гауденций, был его сводным братом) он направился в земли пруссов. Язычники-пруссы, во всех славянах видевшие врагов, посоветовали ему убраться из их страны как можно быстрее, и Адальберт задумался, не пойти ли ему, действительно, обращать славян-лютичей – но 23 апреля 997 года, в Великую Пятницу, он был убит; брат его убийцы, как сообщает легенда, погиб от рук поляков.
Болеслав Храбрый выкупил тело мученика, уплатив пруссам столько золота, сколько оно весило. Вскоре Адальберт был канонизирован папой Сильвестром II – по просьбе его друга, Оттона III, который в 1000 году совершил паломничество в Польшу, к его останкам, при этом уделив Болеславу немало привилегий. Город Гнезно стал центром польского архиепископства, а во главе этого архиепископства был поставлен Гаудентий. Это, впрочем, уже другая история, равно как и тот факт, что в настоящее время святой Адальберт Пражский является покровителем Чехии, Польши, Венгрии и Пруссии.
Елена Глушко

Также отмечается память св. Георгия, мученика (303), Сорока восьми мучеников из ордена мерцендариев (1563), св. Эгидия Ассизского (1262), бл. Елены Валентини (1458), св. Евлогия Эдесского, епископа, св. Джорджио Сардинского, епископа (1117), бл. Марии Габриеллы Сахедду (1939), св. Марола Миланского, епископа (423), бл. Терезы Марии Манетти, основательница конгрегации кармелиток Святой Терезы (1910)

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...