30 марта - память св. Иоанна Лествичника (650).
Сын святых Ксенофонта и Марии, Иоанн в 16 лет пришел в Синайский монастырь. Его наставником стал авва Мартирий; через четыре года он решил, что Иоанн уже может быть монахом. Пятнадцать лет Иоанн провел рядом с учителем, а когда тот умер, ушел в пустыню, где прожил еще сорок лет. У него самого были ученики, к нему постоянно приходили за советом и назиданием. Смирение Иоанна проявлялось прежде всего в том, что он взял себе за правило никогда никому не противоречить.
Правда, нашлись монахи, которые не поленились совершить долгий путь, чтобы посетовать Иоанну: не к лицу, мол, пустыннику проповедовать, в пустыню идут, чтобы молчать. Тогда Иоанн действительно принял обет молчания. Через год те же самые люди пришли к нему и просили не лишать их - да и других тоже - душеспасительных бесед.
Папа Григорий Великий писал Иоанну, прося помолиться о нем. В 75 лет Иоанн был избран игуменом Синайской обители и в оставшиеся четыре года своей жизни написал знаменитую книгу «Лествица духовная» (от названия и прозвище; на греческом оно звучит как «Климакус», звали Иоанна и Схоластиком), которая стала учебником для всякого, желающего достичь духовного совершенства монашестве. Свой идеал древняя монашеская традиция обозначила как «бесстрастие».
Иоанн дал блистательное определение этого понятия: «воскресение души прежде воскресения тела». «Прощение грехов можно получить в мгновение ока, - писал он, - но никто не обретет в мгновение ока того спокойствия души, которое дается длительным усилием, многими трудами и помощью Божией».
Примечательно, что сам Иоанн был чужд крайностей. «Я не постился чрезмерно и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся - и Господь скоро спас меня». Подниматься к небу и не возгордиться, чрезвычайно трудно. Но Лествичник напоминает, что подлинно смиренный человек - не тот, кто сам себя бранит, а «тот, кто, будучи укорен другим, не начинает любить его меньше». Многие советы Иоанна не несут в себе ничего специфически христианского, призывают просто быть порядочными, благородными людьми. Другое дело, что их нельзя выполнить иначе, как чудом.
Также отмечается память бл. Амадея (1472), св. Антонина Давели, Мартина Хуина, Иосифа Чанга Чу-ги, Фомы Ча-сона, Луки Хванга, мучеников (1866), св. Клина, аббата Монте-Кассино, бл. Додо из Аша, монаха (1231), св. Домнина, мученика, св. Иоахима Флорского (1202), св. Леонардо, основателя конгрегации св. Иосифа (1900), св. Людовика Касторского, св. Мартина Сальвитиерского, св. Осбург Ковентрийской, аббатиссы (1018), св. Пьетро, монаха-францисканца (1456), св. Ругула , епископа (260), бл. Реституты Кафки, мученицы (1943), св. Секунда Астийского (119), св. Верона Лембикского (863), св. Зосимы Сиракузского (660), св. Григория Ассизского (1600), св. Хулио Альвареса Мендозы.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...