Наши бабушки рассказывали, что когда-то они постились поистине на хлебе и воде; иные блюда весь период Великого Поста не допускались.
Сегодня же люди, особенно на Западе, даже верующие, недооценивают пост и практически его не соблюдают; считают пост опасным для здоровья, а духовной пользы в нем не видят. Мартин Лютер, отрекаясь от католичества, отвергал и пост, как средство, бесполезное для спасения. По его мнению, человек не может купить себе спасение даже ценой самого тяжелого покаяния и истязания, поскольку спасение - дар Божий, выстраданный на Кресте смертью Иисуса, и достаточно лишь принятия этого дара посредством веры в Христа. А достаточно ли для спасения только веры?
Отвечает св. ап. Иаков: "Вера без дел мертва". Каким-то образом под влиянием протестантизма дух покаяния в западном христианстве действительно ослаб. Дошло до того, что сегодня в Католической Церкви строгий пост ограничивается только двумя днями в году: в Пепельную Среду и Страстную Пятницу. Тогда взрослые и здоровые люди обязаны ограничиваться одним полноценным приемом пищи и двумя легкими, постными. По пятницам в течение года рекомендуется воздержание от мясного. И даже этот небольшой пост сегодня по-настоящему не соблюдается. Помню, когда я был в семинарии, то именно в пятницу я питался лучше всего, поскольку было все то, что я любил больше всего: рыба, яйца, овощи, фрукты, сыры и т. п. И при этом я еще якобы постился, поскольку не было мяса. Такого поста Христос не одобрил бы, как не одобрял Он формализма фарисеев.
Итак, что же говорит Библия на эту тему? Библия полнее всего выражает смысл Поста, который присутствует и в других религиях, и показывает пост в соединении молитвой и милостыней, как один из важнейших актов, выражающих перед Богом нашу преданную веру, живую надежду и жертвенную любовь.
В Ветхозаветные времена общенародным днем поста был День Очищения. Это означало полное воздержание от еды, питья, купания, помазания маслом, ношения обуви, а также от физической близости; даже малых детей постепенно приучали к посту. Кроме того, евреи практиковали еще и иные соборные и индивидуальные посты. Так, например, пост, связанный с трауром: в дни между смертью человека и его похоронами близким следовало воздержаться от мяса и вина. Был пост во имя прощения греха. Например, Рувим постился 7 лет во искупление своей части вины в продаже в рабство Иосифа: "Он не пил вина, мясо не попадало ему в рот, и он не принимал никакой отменной пищи. Постились соборно, вспоминая общенародные несчастья и поражения. Самуил, например, потребовал, чтобы весь народ постился из-за того, что пошли за Ваалом. Народ часто постился в знак того, что он опомнился и раскаивается перед Богом.
Пост служил также приготовлением к обретению высшей мудрости и Божественных вдохновении и откровений. Моисей постился в горах 40 дней и 40 ночей перед озарением Десятью заповедями. Даниил постился в ожидании Слова Божиего. Сам Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы подготовиться к борьбе с сатаной. Иоанн Креститель и его ученики постились, фарисеи постились 2 раза в неделю. Христос никогда не осуждал постов, но придавал им более глубокий смысл. Пост не должен быть признаком формализма, самодовольства и хвастовства перед людьми, а только выражением нашего внутреннего покаяния перед лицом Всевидящего Бога, Который наградит нас за это своим присутствием в глубине наших сердец. Он защищает своих учеников от упрека, что они не постятся, поскольку они уже радуются его присутствием, но придет время, когда Его утратят, и тогда будут постится. Пост должен вести к обретению единства и близости с Богом.
Разве в свете этих библейских размышлений не рождается в нас стремление продумать наше отношение к Богу, Который так глубоко пострадал ради нашего спасения? Разве нас не влекут примеры великих образов из Библии, пример Самого Христа и современных святых, вплоть до недавно почившей Матери Терезы из Калькутты, которая свою жизнь, полную постов и ограничений, сделала столь значительной и захватывающей, что мир увидел в ней присутствие Христа. То же делают с большой радостью ее cестры в Москве, проводя жертвенную жизнь, полную лишений, во имя самых бедных, ибо сквозь призму веры видят в них Христа. Пост и нам может помочь укрепиться в вере и найти смысл нашей жизни, а в итоге - радость.
О. Владислав Клоц SDB

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...