Послание Святейшего Отца на Всемирный день мира - 1 января 2016 года

1. Бог неравнодушен! Богу дорого человечество, Бог его не оставит! В начале нового года мне бы хотелось сопроводить этим моим глубоким убеждением пожелания обильных благословений и мира, в знак надежды, ради будущего каждого человека, каждой семьи, народа и нации мира, равно как и глав государств, правительств и религиозных лидеров. Давайте действительно надеяться на то, что 2016 год увидит нас всех решительно и преданно посвятившими себя, на различных уровнях, осуществлению справедливости и действующими в защиту мира. Да, мир есть дар Божий и дело людей. Мир есть дар Божий, но он доверен всем: каждому человеку, призвание которого заключается в том, чтобы его осуществлять.

Беречь наши основания для надежды

2. Войны и террористические акты, с их трагическими последствиями, похищениями людей, гонениями по этническим или религиозным мотивам, всякого рода насилием отметили от начала до конца весь прошедший год, множась и сея скорбь во многих регионах мира, обретая черты того, что можно назвать «третьей мировой войной, разбитой на фрагменты». Но некоторые события прошлых лет и этого, только что завершившегося года побуждают меня, в перспективе нового года, вновь обратиться с призывом не терять надежды на способность человека преодолевать зло и не впадать в безропотное подчинение своей участи и в равнодушие. События, на которые я ссылаюсь, демонстрируют способность человечества действовать в духе солидарности, отбросив личные интересы, апатию и равнодушие в условиях критических ситуаций.

Среди них мне бы хотелось упомянуть об усилиях, предпринятых для содействия встрече мировых лидеров в рамках COP 21 с целью найти новые пути для решения климатических изменений и сохранить благополучие Земли, нашего общего дома. Эта встреча отсылает к двум предыдущим событиям на мировом уровне: к саммиту в Аддис-Абебе, который проводился с целью сбора фондов для устойчивого развития мира; и к принятию Организацией Объединённых Наций Повестки действий в целях устойчивого развития до 2030 года, направленную на обеспечение более достойной жизни для всех, особенно для бедных народов планеты, в период до указанного года.

2015 год стал особым для Церкви, поскольку в этом году отмечалась 50-летняя годовщина обнародования двух документов Второго Ватиканского собора, весьма красноречиво выразивших чувство солидарности Церкви с миром. Начиная Собор, Папа Иоанн XXIII пожелал распахнуть окна Церкви, дабы между ней и миром было более открытое общение. Эти два документа, Nostra aetate и Gaudium et spes, представляют собой символическое выражение новых отношений диалога, солидарности и сопровождения, которые Церковь была намерена установить внутри человечества. В декларации Nostra aetate Церковь была призвана открыться к диалогу с нехристианскими религиями. В пастырской конституции Gaudium et spes, учитывая, что «радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих, — это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа»[1], Церковь желала установить диалог с человечеством о проблемах мира, в знак солидарности, любви и уважения[2].

С этой же точки зрения, с помощью Юбилейного года Милосердия я желаю призвать Церковь молиться и трудиться, чтобы каждый христианин мог сделать своё сердце смиренным и сострадательным, способным возвещать милосердие и свидетельствовать о нём, «прощать и дарить», […] открывать своё сердце «тем, кто живёт на самых неприглядных окраинах жизни, которые, как ни прискорбно, нередко создаёт современный мир», […] не впадать «в унижающее равнодушие, в привычку, которая делает душу бесчувственной и невосприимчивой к новому, в разрушительный цинизм»[3].

Есть немало причин для того, чтобы верить в способность человечества действовать вместе в духе солидарности, в осознании своей взаимосвязанности и взаимозависимости, проявляя заботу о наиболее слабых членах и защищая общее благо. Такой подход солидарной ответственности лежит в основе важнейшего призвания к братству и к сосуществованию. Людьми, сотворёнными Богом по Его образу и подобию, делают нас достоинство и межличностные отношения. Как творения, наделённые неотъемлемым достоинством, мы существуем в отношениях с нашими братьями и сёстрами, за которых мы ответственны и вместе с которыми мы действуем в солидарности. Вне этих отношений мы были бы менее человечными. Именно поэтому равнодушие представляет собой настоящую угрозу для человечества. В то время как мы приближаемся к новому году, я бы хотел призвать всех признать этот факт, чтобы победить равнодушие и стяжать мир.

 Некоторые формы равнодушия

     3. Несомненно, позицию равнодушного человека, того, кто закрывает свое сердце, чтобы не думать о других, кто закрывает глаза, чтобы не видеть происходящего вокруг, или отстраняется, чтобы не быть вовлечённым в проблемы других, характеризует довольно распространённый тип людей, присутствующий в любую историческую эпоху. Тем не менее в наши дни он решительно преодолел рамки индивидуальной сферы, чтобы обрести глобальные масштабы и произвести такое явление, как «глобализация равнодушия».

Первой формой равнодушия в  человеческом обществе является равнодушие к Богу, из которого проистекает также равнодушие по отношению к другим и к мирозданию. Это одно из тяжёлых последствий ложного гуманизма и практического материализма, в сочетании с релятивистским и нигилистическим мышлением. Человек думает, что он является творцом себя, своей жизни и общества; он чувствует себя самодостаточным и стремится не только заменить собой Бога, но и полностью обходиться без Него. Как следствие, человек считает, что он ничего никому не должен, кроме себя, и претендует на то, чтобы иметь только права[4]. Против такого ошибочного самосознания личности Бенедикт XVI напоминал, что ни человек, ни его развитие не способны сами по себе придать окончательный смысл[5]. И до него Павел VI утверждал, что «не бывает подлинным гуманизм, если он не открыт навстречу Абсолюту и не признаёт призвания, придающего истинный смысл человеческой жизни»[6].

Равнодушие по отношению к другим может проявляться по-разному. Некоторые люди хорошо информированы, слушают радио, читают газеты или смотрят телевизионные программы, но делают это ради самого процесса, можно сказать, в состоянии болезненного привыкания: эти люди знают в общих чертах о драмах, которые переживает человечество, но они не чувствуют себя вовлечёнными в них, в них нет сострадания. Это позиция тех, кто знает, но удерживает взгляд, мысли и действия обращёнными на самих себя. С сожалением приходится констатировать, что вся эта лавина информации, столь характерная для нашего времени, сама по себе не означает повышенного внимания к проблемам, если не сопровождается пробуждением совести в смысле солидарности[7]. Более того, увеличение потока информации может привести к своего рода пресыщению, которое подавляет восприятие и в некоторой степени релятивизирует серьёзность проблем. «Некоторые удовлетворяются обвинением самих неимущих и бедных стран в их бедствиях, несправедливо обобщая и претендуя найти решение в "просвещении", превращающем их в прирученных и безобидных существ. Все это оказывается фактором еще большего раздражения, когда отверженные замечают распространение социальной раковой опухоли, то есть коррупции, глубоко укоренённой во многих странах – на уровне правительств, предпринимателей и институтов, – независимо от правящей политической идеологии»[8].

В других случаях равнодушие проявляется как отсутствие внимания к окружающей действительности, особенно к отдалённой. Некоторые люди предпочитают не искать, не спрашивать и жить своим благополучием и удобством, оставаясь глухими к крикам боли страдающего человечества. Почти не осознавая этого, мы становимся неспособными чувствовать сострадание к другим, к их драмам, нам не интересно заботиться о них, как если бы то, что происходит с ними, была чужая для нас ответственность, которая нас не касается[9]. «Когда нам хорошо и мы чувствуем себя комфортно, конечно, мы забываем о других (то, чего Бог Отец никогда не делает), нас не касаются их проблемы, их страдания и несправедливость, которые они переживают... Тогда наше сердце впадает в безразличие: в то время как мне относительно хорошо и комфортно, я забываю о тех, кому плохо»[10].

Живя в общем доме, мы не можем не задаваться вопросом о состоянии его здоровья, как я пытался сделать в энциклике «Laudato si’». Загрязнение воды и воздуха, неразборчивое использование лесов, разрушение окружающей среды часто являются результатом равнодушия человека по отношению к другим, потому что всё взаимосвязано. Как и поведение человека с животными влияет на его отношения с другими[11], не говоря уже о тех, кто позволяет себе делать в других местах то, чего не осмеливается делать в своём доме[12].

В этих и других случаях равнодушие вызывает прежде всего закрытость и снятие с себя ответственности и таким образом в конечном счёте приводит к  отсутствию мира с Богом, с ближним и с творением. 

 Мир на земле находится под угрозой глобализированного равнодушия

4. Равнодушие к Богу выходит за пределы внутренней, духовной сферы человека и затрагивает публичную и социальную сферу. Как утверждал Бенедикт XVI, «существует тесная связь между прославлением Бога и миром среди людей на земле»[13]. В самом деле, «без открытости к  трансцендентному человек становится легкой добычей релятивизма, и после этого ему трудно действовать по справедливости и работать на благо мира»[14]. Забвение и отрицание Бога, которые побуждают человека больше не признавать никакого закона над собой и принимать за норму только самого себя, произвели безмерную жестокость и насилие[15].

На индивидуальном и общественном  уровне равнодушие к ближнему, – одно из проявлений равнодушия к Богу, – принимает вид бездействия и безответственности, которые способствуют поддержанию ситуаций несправедливости и серьезной социальной неустойчивости, а они, в свою очередь, могут привести к конфликтам или, в любом случае,  создать атмосферу недовольства, рано или поздно находящую выход в насилии и отсутствии безопасности.

В этом смысле равнодушие  и проистекающая из него безответственность представляют собой серьезное уклонение от долга, заключающегося в том, что каждый человек обязан вносить свой вклад, в меру своих возможностей и согласно роли, какую он играет в обществе, в общее благо, особенно в защиту мира, который является одним из наиболее ценных благ человечества[16].

Охватывая затем институциональный уровень, равнодушие по отношению к другому человеку, к его достоинству, к его основным правам и свободам, в сочетании с культурой, где на первом месте стоит преуспевание и гедонизм, способствует, а иногда и оправдывает действия и политику, которые в конечном итоге представляют собой угрозу для мира. Такая позиция равнодушия может даже дойти до оправдания некоторых заслуживающих порицания экономических политик, предвестников несправедливости, раздоров и насилия, в целях достижения своего благосостояния или благосостояния нации. В самом деле, нередки случаи, когда политические и экономические проекты, осуществляемые людьми,  имеют своей целью завоевание или удержание власти и богатства, даже если это означает попрание основных прав и потребностей других людей. Когда люди лишены своих основных прав, таких как пища, вода, здравоохранение или труд, они пытаются обеспечить себе их силой[17].

Кроме того, равнодушие к окружающей среде, вызывая обезлесение, загрязнение и природные катастрофы, которые искореняют целые общины из их среды обитания, повергая их в нестабильность и лишая безопасности, создает новые формы бедности, новые ситуации несправедливости, часто с катастрофическими последствиями в плане безопасности и социального мира. Сколько войн было и сколько ещё будет из-за нехватки ресурсов или для того, чтобы ответить на ненасытный спрос на природные ресурсы[18]?

От равнодушия к милосердию: обращение сердца

5. Когда год назад, в Послании на Всемирный день мира «Уже не рабы, но братья», я упомянул о первой библейской иконе человеческого братства, – о братстве Каина и Авеля (ср. Быт 4,1-16), то это было сделано для того, чтобы привлечь внимание к тому, как было предано это первое братство. Каин и Авель - братья. Они родились от одной и той же матери, обладают равным достоинством и сотворены по образу и подобию Божию; но их братство, данное Творцом, разрывается. «Каин не только не терпит своего брата Авеля, но и убивает его из зависти»[19]. Так братоубийство становится формой предательства, и отказ Каина от братства с Авелем представляет собой первый разрыв в семейных отношениях братства, солидарности и взаимного уважения.

Тогда Бог вмешивается, чтобы призвать человека к ответственности по отношению к себе подобному, – точно так же, как Он сделал, когда прародители Адам и Ева нарушили единство с Творцом. «И сказал Господь [Бог] Каину: “где Авель, брат твой?”. Он сказал: “не знаю; разве я сторож брату моему?”. И сказал [Господь]: “что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли!”» (Быт 4,9-10).

Каин говорит, что он не знает, что случилось с его братом, что он ему не сторож. Он не чувствует себя ответственным за жизнь брата, за его участь. Он не чувствует угрызений совести. Он безучастен к своему брату, несмотря на то, что их связывает общее происхождение. Как это прискорбно! Какая братская, семейная, человеческая драма! Это первое проявление равнодушия между братьями. Бог, напротив, не равнодушен: кровь Авеля дорога в Его очах, и Он требует у Каина отчёта. То есть Бог, с самого начала человечества, проявил Себя как Тот, Кому небезразлична участь человека. Когда позже сыны Израиля окажутся в египетском плену, Бог снова вмешается. Он говорит Моисею: «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд» (Исх 3,7-8). Здесь важно обратить внимание на глаголы, которые сопровождают Божье вмешательство: Он видит, слышит, знает, идёт, освобождает. Бог не равнодушен. Он внимателен и действует.

Точно так же, в Своём Сыне Иисусе Бог сошёл к людям, воплотился и проявил Себя солидарным с человечеством во всём, кроме греха. Иисус отождествил Себя с человечеством: «первородный между многими братиями» (Рим 8,29). Он не довольствовался тем, что учил толпы, но заботился о них, особенно когда видел их голодными (ср. Мк 6,34) или безработными (ср. Мф 20,3). Его взгляд был обращён не только на людей, но и на морских рыб, небесных птиц, на малые и большие растения, деревья; Он обнимал всю вселенную. Он смотрит и видит, но не ограничивается этим, потому что прикасается к людям, говорит с ними, действует для их блага и делает добро тем, кто в нём нуждается. И не только: Он еще волнуется и плачет (ср. Ин 11, 1-57). Он действует для того, чтобы положить конец страданию, печали, нищете и смерти.

Иисус учит нас быть милосердными, как Отец (ср. Лк 6,36). В притче о Добром самарянине (ср. Лк 10,25-37) Он обличает тех, кто не оказал помощь отчаянно нуждавшемуся в этом ближнему: «посмотрел и прошел мимо» (ср. Лк 10, 31.32). В то же время с помощью этого примера Он призывает Своих слушателей, и особенно Своих учеников, научиться останавливаться перед страданиями этого мира, чтобы облегчать их, перед ранами других людей, чтобы исцелять их всеми имеющимися средствами, начиная с собственного времени, несмотря на большую занятость. Действительно, равнодушие часто ищет отговорки: в соблюдении обрядов, в количестве дел, которые нужно сделать, во враждебности, которая держит нас далеко друг от друга, в предубеждениях всякого рода, мешающих нам сблизиться.

Милосердие есть сердце Бога. Поэтому оно должно быть сердцем всех тех, кто считает себя членами большой единой семьи Его чад; сердцем, которое мощно бьётся повсюду, где попирается человеческое достоинство – отражение лика Божия в Его творениях. Иисус предупреждает нас: любовь к другим – к иноземцам, больным, узникам, бездомным и даже к врагам – это единственная мера, которой Бог будет судить наши действия. От неё зависит наша вечная участь. Неудивительно, что апостол Павел призывает христиан Рима радоваться с радующимися и плакать с плачущими (ср. Рим 12,15-21) или советует христианам Коринфа организовать сбор средств в знак солидарности с нуждающимися членами Церкви (ср. 1 Кор 16,2-3). А святой Иоанн пишет: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин 3,17; ср. Иак 2,15-16).

Вот почему «для Церкви и для достоверности её возвещения важно жить милосердием и лично свидетельствовать о нём. Её слова и дела должны излучать милосердие, чтобы проникать в сердца людей и побуждать их вернуться на путь, ведущий к Отцу. Высшая истина Церкви заключена в Христовой любви. Церковь делается служительницей этой любви и посредницей между нею и людьми: любви, выражающей себя в прощении и самопожертвовании. Поэтому там, где есть Церковь, должна быть очевидна и милость Отца. Наши приходы, общины, объединения и движения, одним словом, места, где есть христиане, должны стать для любого человека оазисами милосердия»[20].

Таким образом, мы также призваны к тому, чтобы сделать любовь, сострадание, милосердие и солидарность настоящей программой жизни, стилем поведения в наших отношениях с другими[21]. Это требует обращения сердца: чтобы Божья благодать преобразовала наше каменное сердце в сердце из плоти (ср. Иез 36,26), которое способно открываться к другим с подлинной солидарностью. Она в самом деле гораздо больше, чем «чувство абстрактного сострадания или мимолётная растроганность из-за бед многих людей, близких или далёких»[22]. Солидарность – это «твёрдая и упорная решимость бороться за общее благо: то есть за благо всех и каждого, ибо мы действительно ответственны за всех»[23], поскольку сострадание проистекает из братства.

В этом смысле солидарность представляет собой моральную и социальную позицию, наилучшим образом отвечающую на осознание бедствий нашего времени и неоспоримой взаимозависимости, которая становится всё глубже, особенно в глобализированном мире, между жизнью отдельного человека и его общиной в определённом месте и жизнью других людей в остальном мире[24].

 Развивать культуру солидарности и милосердия, чтобы победить равнодушие

6. Солидарность как моральная добродетель и социальная позиция, результат личного обращения, требует приверженности многих заинтересованных сторон, которые несут ответственность в сфере образования и профессиональной подготовки.

Здесь я прежде всего имею в виду семьи, призванные к важной и неотъемлемой воспитательной миссии. Они представляют собой первое место, в котором живут и передают ценности любви и братства, сосуществования и солидарности, внимания и заботы о других. Они также являются привилегированным пространством для передачи веры, начиная с тех первых простых жестов благочестия, которым матери учат своих детей[25].

Что касается учителей и воспитателей школ, детских и юношеских центров, на которых возложена важная задача воспитания детей и молодёжи, то они должны осознавать, что их ответственность касается морального, духовного и социального измерения личности. Ценности свободы, взаимного уважения и солидарности могут быть переданы с самого нежного возраста. Обращаясь к руководителям учреждений, выполняющим воспитательную задачу, Бенедикт XVI утверждал: «Пусть каждое образовательное учреждение будет местом открытости к трансцендентному и к другим; местом диалога, сплоченности и взаимного внимания, в котором молодые люди чувствуют оцененными свои возможности и духовные богатства и учатся ценить братьев. Пусть в нем учат вкушать радость от жизни, наполненной делами милосердия и сострадания к ближнему, и от активного участия в созидании более гуманного и братского общества»[26].

Также деятели культуры и работники средств массовой коммуникации имеют свою долю ответственности в области образования и воспитания, особенно в современном обществе, где доступ к средствам информации и коммуникации становится всё более широким. Их задача заключается в том, чтобы служить истине, а не частным интересам. В самом деле, средства коммуникации «не только информируют, но и формируют дух своих адресатов и, таким образом, могут внести значительный вклад в воспитание молодежи. Важно помнить о том, что между воспитанием и коммуникацией существует очень тесная связь: воспитание происходит через коммуникацию, которая влияет, положительно или отрицательно, на формирование личности»[27]. Деятели культуры и работники масс-медиа должны быть внимательными, чтобы способ, с помощью которого они получают и распространяют информацию, был всегда законным и морально допустимым.

Мир: плод культуры солидарности, милосердия и сострадания

7. Осознавая угрозу глобализации равнодушия, нельзя не признать, что в вышеописанный сценарий вписываются также многочисленные положительные инициативы и действия, свидетельствующие о сострадании, милосердии и солидарности, на которые способен человек. Я бы хотел привести несколько примеров похвальных усилий, которые показывают, что каждый может победить равнодушие, когда решает не отводить взгляда от своего ближнего, и представляют собой хорошую практику на пути к более человечному обществу.

Есть много неправительственных организаций и благотворительных групп, внутри Церкви и вне её, члены которых в случае эпидемий, стихийных бедствий или вооружённых конфликтов противостоят трудностям и опасностям, чтобы лечить раненых и больных и хоронить усопших. Наряду с ними я бы хотел упомянуть людей и группы, помогающих мигрантам, вынужденным пересекать пустыни и переплывать моря в поисках лучшей жизни. Всё это - дела телесного и духовного милосердия, по которым мы будем судимы в конце нашей жизни.

Я благодарен также журналистам и фотографам, информирующим общественное мнение о трудных ситуациях, которые взывают к совести, а также тем, кто посвятил себя защите прав человека, особенно этнических и религиозных меньшинств, коренных народов, женщин и детей, всех тех, кто живёт в условиях наибольшей уязвимости. Среди них есть также много священников и миссионеров, которые, как добрые пастыри, остаются рядом со своими верными и поддерживают их несмотря на опасности и лишения, особенно во время вооружённых конфликтов.

А сколько семей, невзирая на трудности, связанные с работой и общественным мнением, прилагают конкретные усилия к тому, чтобы воспитывать своих детей «против течения», ценой многих жертв, в духе ценностей солидарности, сострадания и братства! Сколько семей открывают свои сердца и дома тем, кто в этом нуждается, беженцам и мигрантам! Я хочу особо поблагодарить всех людей, семьи, приходы, монашеские общины, монастыри и святилища, которые мгновенно откликнулись на мой призыв принять по одной семье беженцев[28].

Наконец, я бы хотел упомянуть молодёжь, которая объединяется для осуществления проектов солидарности, и всех тех, кто открывает свои руки, чтобы помочь нуждающимся ближним в своих городах, в своей стране или в других регионах мира. Я хочу поблагодарить и поддержать всех, кто задействован в акциях такого рода, хотя они не афишируются: их голод и жажда справедливости будет утолён, их милосердие принесёт им в ответ милосердие и, как миротворцы, они будут называться сынами Божьими (ср. Мф 5,6-9).

 Мир в знак Юбилея Милосердия

8. В духе Юбилея Милосердия каждый призван распознать, как равнодушие проявляется в его жизни, и принять конкретное обязательство сделать лучше реальность, в которой он живёт, начиная с собственной семьи, с соседей или с коллег по работе.

Государства также призваны к конкретным жестам, к актам мужества по отношению к наиболее уязвимым членам общества, таким как заключённые, мигранты, безработные и больные.

Что касается заключённых, то во многих случаях представляется необходимым срочно принять конкретные меры для улучшения условий их содержания в тюрьмах, уделяя особое внимание тем, кто лишены свободы в ожидании суда[29], учитывая воспитательную цель уголовного наказания и рассмотрев возможность ввести в национальные законодательства наказания, альтернативные заключению. В этом контексте я хочу вновь повторить призыв к государственным властям об отмене смертной казни там, где она всё ещё в силе, и рассмотреть возможность амнистии.

Что касается мигрантов, я бы хотел обратиться с призывом пересмотреть законодательства в области миграции, чтобы они вдохновлялись желанием принимать, при уважении взаимных прав и ответственности, и могли облегчить интеграцию мигрантов. С этой точки зрения особое внимание следует уделить условиям пребывания мигрантов, помня о том, что нелегальность может повлечь их на путь преступности.

Кроме того, в этот Юбилейный год я хочу обратиться с настойчивым призывом к лидерам государств совершить конкретные жесты в пользу наших братьев и сестёр, страдающих от отсутствия работы, земли и крова. Я имею в виду создание достойных рабочих мест, чтобы противостоять социальной язве безработицы, которая охватывает большое число семей и молодёжи и ведет к тяжёлым последствиям для состояния всего общества. Отсутствие работы серьезно затрагивает чувство достоинства и может быть компенсировано лишь частично субсидиями, несомненно, необходимыми, предназначенными для безработных и их семьей. Особое внимание следует уделить женщинам, – к сожалению, всё ещё подвергающимся дискриминации в области труда, – и некоторым категориям работников, условия которых являются временными или опасными, а оплата труда не соответствует значению их социальной миссии.

Наконец, я хочу призвать к эффективным действиям для улучшения условий жизни больных, чтобы всем был гарантирован доступ к медицинскому лечению и к жизненно необходимым лекарствам, включая возможность лечения и ухода в домашних условиях.

Лидеры государств также призваны, подняв взор дальше собственных границ, обновить свои отношения с другими народами и дать всем возможность реально участвовать и включиться в жизнь международного сообщества, дабы осуществить братство также внутри семьи народов.

В этой перспективе я хочу обратиться с тройным призывом: воздержаться от вовлечения других народов в конфликты или войны, которые разрушают не только материальные, культурные и социальные ценности, но также – и надолго – моральную и духовную целостность; к отмене или устойчивому управлению международной задолженности беднейших стран; к принятию политики сотрудничества, которая, не подчиняясь диктатуре некоторых идеологий, была бы уважительной по отношению к ценностям местного населения и которая в любом случае не должна нарушать фундаментальное и неотъемлемое право на жизнь ещё нерожденного ребёнка.

Вверяю эти размышления, вместе с наилучшими пожеланиями к новому году, заступничеству Пресвятой Девы Марии, Матери, внимательной к нуждам человечества, дабы Она испросила для нас у Своего Сына Иисуса, Князя Мира, исполнения наших молитв и благословения наших каждодневных усилий ради братского и солидарного мира.

Франциск

Ватикан, 8 декабря 2015 года

Торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Открытие Внеочередного Юбилейного года Милосердия

 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...