Катехизис Католической Церкви, 484-511

Католическая Церковь на заре Нового года славит Богоматерь, поскольку именно Она дала начало Новому Завету и Новой эре. Избранная Богом, Дева Мария особо почитается Католической Церковью, как в литургии, так и в народном благочестии. Людям порой кажется, что Мария им ближе, чем Сам Иисус, Ее Сын - Спаситель мира. Это психологически обоснованно.
Хуже, если кто-то в "теологической простоте" начнет называть Деву Марию более милосердной, чем Сам Бог. Чрезмерное подчеркивание достоинства и роли Марии не может затмить величие и доброту Бога, в Пресвятой Троице Единого. И поэтому нам надо знать настоящее учение Катехизиса Католической Церкви и правильно относится к Марии. Нигде не существует столь глубоко развитой мариологии, как в католичестве. Православие, хоть и почитает Пренепорочную Деву, но не принимает всех догматов, с Ней Связанных. Англикане ограничиваются только тем, что есть в Священном Писании, а там о Марии немного. Но самое сдержанное отношение к Богородице - у протестантов, которые вообще отрицают почитание Марии и даже считают его "вредным", чем-то вроде язычества. В наше время в протестантстве наметилось отступление от враждебности по отношению Марии и Ее примере веры. Богородица вновь становится общей ценностью для всех христиан.

Для осуществления Своих планов Бог нуждался в добровольном сотрудничестве человека. "Для этого Бог предвечно избрал, чтобы быть Ей Матерью Его Сына, дочь Израилеву, юную еврейку из Назарета в Галлилее, Марию" (488). Благодаря этому она является действительно Непорочной Девой (492), Матерью Бога (493), Матерью Спасителя (490), Матерью Иисуса (495), Матерью Христа (486), Матерью Сына Бога Предвечного (509). Поскольку Бог Ее призвал, Он соделал Ее святой с первого мига Ее зачатия. Эта уникальная святость явилась во имя предвиденных заслуг Ее Сына, единственного Спасителя мира. И Мария по Божией благодати осталась чистой от всякого греха в течение всей жизни. Когда пришла полнота времен, Сын Божий родился от Жены, Которая, став Матерью Спасителя, навеки осталась Девой, ведь Иисус был зачат силою Святого Духа. Смысл этого события можно понять, лишь уверовав и приняв тайны Христовы.
Мария одновременно есть Дева и Матерь, ибо Она есть образ и наисовершеннейшее воплощение Церкви (507). Церковь становится Матерью благодаря Слову Божию, принимаемому в вере, и в крещении рождает людей к новой и бессмертной жизни. Церковь тоже является Девой, т. к. сохраняет веру чистой и целостной. Дева Мария есть наипрекраснейший плод Искупления и осуществление миссии Церкви. Она - ее зеркало и образ, и в этом смысле Она - Матерь Церкви.
Марию почитают не только католики, но, учит "Евангелический Катехизис для взрослых" (издан в 1989 г. Немецкой Лютеранской Церковью), и лютеранами. Православная Церковь прославляет Ее как "Царицу славы небесной". Но не надо забывать, что Бог избрал Марию не для того, чтобы Ее прославлять, но потому, чтобы, исполнив Свои планы спасения, дать нам пример принятия Слова Божия и сотрудничества с Ним в вере и жизни. Евангелие не указывает на Марию, как на богиню, владычицу, царицу, но как смиренную Рабу Господню, открытую Богу и другим людям. В этом Она становится примером для всех нас, для всей Церкви. Взирая на Пресвятую Деву Марию, Церковь видит свое отражение и достижение спасительной миссии.

О. Владислав Клоц SDB
"Свет Евангелия", №1(303), 1 января 2001 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...