Послание епископа Клеменса Пиккеля

Дорогие, возлюбленные братья и сестры!
На пороге Великого поста я обращаюсь к вам как пастырь епархии, и хочу напомнить о правилах наступившего времени. Они откроют нам взгляд в глубину нашей жизни, взгляд на действительность, к которой относятся падение, грех и потерянность, но также благодать, призвание и Спасение. Таким образом, время Великого поста для многих может стать долгожданным началом зрелого и серьезного отношения к своей жизни, временем признания своих грехов перед Богом и Церковью, а также (что не само собой разумеется) перед собой, и - там, где нужно, - перед братьями. Вслед за этим, Великий пост дает ориентир, как дальше быть, как жить по-христиански в нашем мире, в нашей окрестности. Это, в конечном итоге, освобождает от интровертности земной жизни, в которой Бога нет. Например, от внушённых желаний иметь ненужное. Замкнутость человеческой жизни без Бога можно заметить в распространенной фразе: «Надежда умирает последней». Надежда христиан вообще не умирает. Она преобразится и исполнится, когда верующий станет видящим, т.е. в день окончания его земного странствия.
Смысл Великого поста мы осознаём, когда смотрим на Пасху, на так называемое «Священное пасхальное триденствие»: Муки, смерть и воскресение Христа стали залогом нашего Спасения. Осознавая связь между празднованием Пасхи и вечной жизнью, мы понимаем, что подготовка должна быть серьезной. В общем, Церковь все время, начиная с Пепельной среды (в этом году 25 февраля) вплоть до воскресенья Пятидесятницы (в этом году 31 мая), называет «пасхальным».
Итак, каждый католик обязан, в «пасхальное время» приступить к таинству Евхаристии. Это минимальное требование когда-то было сформулировано для набожных, но не просвещенных душ, которые из-за скрупулёзности чувствовали себя недостойными принимать Святое Причастие. У нас сегодня иногда добавляется другой момент, который делает это напоминание актуальным: равнодушие в отношение к Тому, Который отдал Себя за наши грехи.
Конечно, тяжелым грехом человек закрывает себе путь к Евхаристии. (Блудный сын, ушедший из дома, лишил себя возможности общения с отцом.) Единственный путь назад, в Отчий дом, ведет через сокрушение, покаяние и таинство исповеди. Для каждого католика должно быть естественным принципом, что исповедь и Святое Причастие относятся к празднованию Пасхи, - ведь мы не зрители, а участники святой Литургии, участники ее сокровенной реальности.
Кроме того, настоятельно прошу всех во время Великого поста с внутренним усердием участвовать в совместных молитвах «Крестного пути», в приходских духовных упражнениях и других формах углубления собственной духовной жизни.
Пепельная среда и Страстная пятница являются днями «строгого поста». По церковным правилам, все католики от 18-ти до 60-ти лет обязаны соблюдать строгий пост, если им не препятствует к этому болезнь, такая как, например, сахарный диабет. Конечно, и дети, и молодежь, и люди старшего возраста приглашаются к этой форме воздержания. В связи с этим я хотел бы напомнить и о том, что все пятницы в течение года являются постными днями. Этим знаком покаяния мы благодарим Христа за Его крестную смерть. Все католики с 14-ти лет в эти дни должны «принести жертву». Она может осуществиться воздержанием от мясных блюд. На практике, этот способ всегда снова оказывался самым реальным и постоянным. Теоретически возможны и другие намеренные жертвы, как, например, регулярное дело милосердия в этот день, молитва Крестного пути (вне Великого поста) и так далее. (CIC, can. 1249-1252)
Образ жизни в семьях во время сорокадневной подготовки на Пасху нужно приспосабливать к покаянию и воздержанию. Родители, вспомните, что дети зависят от вашего примера! Выбирайте сознательно то, что подходит вашей семье, и упражняйтесь вместе. Поддерживая друг друга, вы будете перерастать себя.
Начавшееся время Великого поста закончится празднованием Пасхальной ночи. Характеру всего этого времени не соответствует участие в развлекательных мероприятиях и вечеринках. Это хорошая возможность к мужественному и явному свидетельству перед другими. По сути христианства наша жизнь должна отличаться от образа жизни других.
Возлюбленные, святой Павел напоминал своим духовным детям в Галатии, что все они, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3,27). Белая одежда в обряде крещения до сих пор напоминает нам об этом. Не желая унизить Христа, мы чувствуем и признаем, что это одеяние нам еще слишком велико. Нам надо врастать в Него молитвой, милостыней и постом. Жизненный и Крестный путь Иисуса Христа покажут нам направление к Богу и ближнему.
Пользуясь случаем данного обращения, я хотел бы повторить вам еще, что экономический кризис - не самое опасное явление нашего времени. Больше следует тревожиться о том, что человек, потеряв свое достоинство и ценности, данные ему Богом, попадает в искушение оправдать свои эгоистические поступки этим кризисом. Нахождением «козлов отпущения» во время последнего всемирного экономического кризиса целые нации были введены в заблуждение. Невероятные последствия нам известны. Поэтому, смотря на призыв к «делам милосердия», мы можем, во время наступившего Великого поста, заботиться особенно о понимании и солидарности в нашей повседневной окрестности. В этом можно увидеть часть нашего христианского и гражданского долга. Не поддавайтесь тому, что сегодня, в связи с кризисом, называют депрессией. Слова Христа актуальны во все времена: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам» (ср. Мф 6,33). Святые учат нас, что «имеющий Бога все имеет». Это не ложное утешение в тяжелое время, не опиум для народа, а радостное осознание зрелых христиан.
Братья и сестры, всем вам я желаю, чтобы сорокадневный пост исполнил вас новой силой веры и подлинной христианской радостью!
Епископ Клеменс Пиккель,
Ординарий епархии св. Климента в Саратове