Доклад на Европейском форуме католиков-мирян
(Братислава, 1-6 июля 2008 г.)

Несмотря на растущую экономическую и политическую интеграцию, в Европе сохраняется исторически обусловленное разнообразие традиций. В социально-политической жизни плюрализм проявляет себя в деятельности различных политических и иных организаций, вдохновляемых философами и идеологами. Подобный плюрализм реализуется в европейском и в национальном масштабе.
Внутри границ существует также и религиозный плюрализм, который виден сегодня не только в существовании различных христианских Церквей, по-прежнему преобладающем в Европе, но и в присутствии на континенте нехристианских религий.

 

1. Вступление

Церковь признает религиозный плюрализм. Однако, учитывая ее евангелизаторскую миссию, важно подчеркнуть, что Церковь занимает четкую позицию по отношению к религиозному плюрализму как в европейском, так и в универсальном, вселенском измерении. Во взаимоотношениях с другими христианскими Церквями эта позиция приобретает экуменический характер и основной целью здесь становится восстановление христианского единства. В вопросах, касающихся нехристианских общин, Католическая Церковь проводит межрелигиозный диалог, понимая его как метод взаимного познания и обогащения.
Церковь признает социально-политический плюрализм. Эта позиция была отражена в энциклике Иоанна Павла II «Centesimus Annus», где он говорил, что у Церкви нет заранее заданных социально-политических моделей: "Подлинные и действенные модели могут возникнуть лишь в рамках той или иной исторической ситуации, усилиями тех, кто с ответственностью воспринимает конкретные проблемы во всех их социальных, экономических, политических и культурных аспектах, взаимодействующих друг с другом".

2. Угрозы христианской идентичности в современной Европе

В современной Европе очевидны усилия государств, общественных и религиозных объединений гарантировать гражданам достаточные свободы. Однако эти активные попытки, в значительной степени предпринимаемые и поддерживаемые Церковью, оказываются недостаточно эффективными, поскольку не предупреждают всех угроз свободам, в том числе – угрозы религиозной свободе человека.
Таковы ощущения многих христиан в Европе, поскольку в наше время христианство сталкивается с несправедливой критикой и враждебным отношением, принимаемым некоторыми политиками, учеными и представителями мира культуры, вдохновленными идеями либерализма.
Эту антиевангельскую тенденцию Папа Иоанн Павел II описал в своей книге "Перешагнуть порог надежды": "Церковь вновь и вновь поднимается на борьбу с духом мира сего, и это - не что иное, как борьба за душу мира. Ведь если, с одной стороны, в нём присутствует Евангелие и евангелизация, то, с другой стороны, в нём идёт и мощная антиевангелизация, которая тоже располагает своими средствами и своей программой, со всей решимостью противопоставляя себя евангелизации и Евангелию. Борьба за душу современного мира сильнее всего там, где дух его наиболее мощен. В этом смысле энциклика "Redemptoris missio" и говорит о современных ареопагах. Эти ареопаги - мир науки, культуры, средств информации; мир писателей и художников, где создаются интеллектуальные элиты".

a) Политические угрозы
•    В политической жизни угрозы христианству исходят из довольно своеобразной трактовки принципа отделения Церкви от государства, повсеместно принятого Европейскими странами. Этот принцип все чаще применяется, чтобы вывести религию из публичной сферы в личную.
•    Примером подобной тенденции может быть социалистическая политика нынешнего испанского правительства, чей премьер-министр отчетливо заявил о проекте идеологической и культурной трансформации, которая ведет к исключению Церкви из общественной жизни. На пространстве объединенной Европы антихритстианская тенденция проявляется в некоторых политических документах ЕС.
•    Значительным примером анти-христианской политики бюрократического аппарата ЕС было пренебрежение упоминанием Бога ("Invocatio Dei") и отсутствие какой-либо другой связи с христианством как источником европейской идентичности в Конституционном соглашении, а затем – в Лиссабонском соглашении, называемом трансформационным. Эта политика встретила серьезный отпор со стороны Церкви и многих христиан. Даже некоторые агностики критиковали ее.
Случай итальянского философа и министра Рокко Бутильоне также показателен. Европейский парламент выступил против его кандидатуры на пост Европейского комиссара, поскольку он выразил свое отношение в гомосексуализму, основанное на Учении Церкви. Эта позиция Европейского Парламента, дискриминирующая христиан, была навязана политическими партиями, вдохновленными идеями культурного либерализма и релятивизма. Таким образом, Бутильоне был прав, утверждая, что антихристианские настроения сегодня сильны, как никогда.

б) Угрозы культурного либерализма
•    Наиболее серьезные угрозы европейскому христианству сегодня исходят из крепнущего культурного либерализма, который отрицает трансцендентное и личное измерения человеческого достоинства, равно как и предельную истину, лежащую в основании христианской антропологии.
Влиятельные политические силы признают либерализм наиболее подходящей для демократической системы философской платформой. Это отношение было описано Папой Иоанном Павлом II в энциклике «Centesimus Annus»: "Теперь нередко говорят, что демократическая форма политической жизни хорошо уживается с агностицизмом и релятивизмом в философии. С демократической точки зрения считают неблагонадежными тех, кто убежден, что знает истину и твердо ее держится, поскольку они не верят, что истину определяет большинство или что она меняется вместе с политическими изменениями".
Нынешний Папа Бенедикт XVI, еще будучи кардиналом Ратцингером, выражал сожаление относительно этой тенденции в развитии европейской культуры, открыто заявив, что в Европе развивается культура, нацеленная на изгнание Бога из сознания общины. «Секуляризм, распространяющийся на Западе, – это нечто глубоко чуждое мировым культурам. Они основаны на убеждении, что у мира без Бога нет будущего», - подчеркивал глава Конгрегации вероучения.
•    Жизнь дает множество примеров нарастания антихристианских тенденций в Европе, скрытых под лозунгами "государственного религиозного нейтралитета". Наиболее значительными являются акции по запрещению ношения креста и других религиозных символов в школах, включая запрет на рождественские ясли.
Более того, некоторые писатели и художники осмеливаются богохульствовать, выступая против христианских символов и даже Иисуса Христа и Пресвятой Девы (можно привести в пример книгу Д. Брауна «Код да Винчи»). Все это совершается во имя соблюдения политической корректности или принципа равенства и свободы, который означает, что мы не должны задевать чувств последователей нехристианских религий, живущих в различных европейских странах.
Эта тенденция была точно описана кардиналом Й. Ратцингером: «Слава Богу, в Европе нанесение оскорбления вере Израиля, его образу Бога, также как великих лидеров этой религии является поводом для наказания. Человек, оскорбляющий Коран или ислам, также обязан понести ответственность. Однако когда речь заходит о Христе и обо всем, что священно для христиан, свобода совести становится наивысшим благом, ограничение которого якобы угрожает толерантности и свободе в целом ".

в) Угрозы со стороны масс-медиа

• Говоря об угрозах христианству, мы не можем обойти вниманием СМИ, чье отношение порой подрывает евангелизаторские усилия Церкви и ее попытки расширить присутствие религии в общественной жизни. Большинство современных СМИ распространяют мнение, что даже публичное выражение христианских взглядов является актом нетерпимости, который нарушает личное пространство человека и разрушает свободу совести.
Подобное отношение можно проиллюстрировать такими примерами. Многие британские СМИ подвергали осмеянию премьер-министра Тони Блэра, который после отставки стал католиком, за его религиозные верования. Недавно одна из оппозиционных польских ежедневных газет отказала польскому политику и интеллектуалу в праве участвовать в обсуждении проблемы искусственного оплодотворения только лишь потому, что он основывал свою аргументацию на христианской вере и этике.
• Но даже если светские СМИ рассказывают об Учении Церкви, они часто делают это недостоверно и безразлично, руководствуясь маркетинговым подходом. Эту тенденцию описал в своих поздних работах кардинал Жан-Мари Люстиже: «Ни нравственные размышления Церкви, ни проблемы, которым противостоит каждый человек, или борьба за защиту человеческого достоинства – ничто из этого не может стать информационным поводом, за исключением идеи контроля над рождаемостью, роли женщин в Церкви, абортов и целибата священников».
В обращении на Всемирный день СМИ в нынешнем году Папа Бенедикт XVI критиковал масс-медиа за манипулирование сознанием и распространение искаженных моделей человеческой жизни; за пошлость и насилие, которые они демонстрируют. Он также призвал СМИ не служить идеологическим целям. Напротив, медиа должны быть инструментом высшей справедливости, защищать человека и уважать человеческое достоинство, подчеркнул понтифик.

г) Влияние других религий

Мы должны обратить особое внимание на угрозы европейскому христианству со стороны нехристианских религий. Это касается не самого присутствия других религий на континенте, которое имеет исторические корни, а растущего числа последователей этих религий и проблем, связанных с их интеграцией в стране проживания. Особенно это касается недружественного отношения, проявляемого некоторыми исламскими кругами в Европе и вдохновляемого их радикальными религиозными лидерами. В действительности готовность мусульман в диалогу с христианами, основанная на доброй воле, стремление к сотрудничеству для противостояния секуляризму в Европе, очень редки. В то же время в ряде европейских стран можно наблюдать особую чувствительность местных властей к требованиям мусульман и их растущее политическое влияние.
Необходимо также упомянуть о трудностях, с которыми сталкиваются римо- и греко-католики в Восточной Европе, осуществляя общение с Православными Церквями, доминирующими в этой части континента. Представляется, что одна из причин бедственного положения заключается в злоупотреблении обвинениями в прозелитизме, звучащими в адрес Католической Церкви, особенно со стороны Русской Православной Церкви.

д) Агрессивность светского общества
Невозможно не упомянуть растущую враждебность части европейского общества по отношению к христианами, в особенности – к представителями Католической Церкви. В качестве иллюстрации можно привести в пример демонстрацию против паломничества Папы Иоанна Павла II во Францию и Германию в 1996 году. А совсем недавно католики и другие широко мыслящие люди были шокированы письмом группы профессоров и студентов университета La Sapienza в Риме с протестом против визита Папы Бенедикта XVI в эту учебное заведение. Аргументом противников визита было намерение Папы обуздать науку, свести ее к псевдо-рациональным религиозным догмам. Важно, что они также отмечали, что визит может спровоцировать ответную волну насилия мусульманского мира. Последний аргумент был принят как доказательство того, что истинная причина протестов против визита Папы в университет имела идеологический характер.
Очевидно, что все эти проявления враждебности по отношению к христианству со стороны светских кругов представляют собой, говоря словами Иоанна Павла II, явные признаки борьбы с Церковью за душу мира. В то же время нужно подчеркнуть, что все они не встречают адекватной реакции общественного мнения, в особенности - христианского.

3. Христианская активность для сохранения религиозной идентичности

Сталкиваясь лицом к лицу со всеми описанными угрозами христианской идентичности в Европе, Церковь противостоит им, подчеркивая человеческое достоинство и права личности, которые существуют сами собой, независимо от гарантий законотворцев, и должны быть признаны основой европейской идентичности, наряду с демократией и нормами права.
Католики должны вступить в эту битву на стороне Церкви. Их деятельность в этом направлении может принимать разные формы. Особенно важными представляются следующие: личное свидетельство, укрепление присутствия христианской культуры в обществе и тесное сотрудничество с церковными институтами.

a) Личное свидетельство веры
Христиане должны принять вызов, который бросает им и религиозному видению мира в целом современное общество. Несмотря на то, что христианская идентичность привита нам в таинстве крещения, она должна постоянно подкрепляться нашими религиозными практиками, Божией благодатью и нашим личным христианским свидетельством в повседневной жизни.
Подобное свидетельство всегда имело и продолжает иметь особенное значение, потому что через него миряне осуществляют свои евангелизаторскую миссию. Это отмечал Папа Иоанн Павел II в Апостольском послании "Ecclesia in Europa": " Современный человек "с бoльшим вниманием слушает свидетелей, нежели учителей, если внимает учителям, то потому, что они свидетели" [Павел VI. Апостольское обращение "Evangelii nuntiandi"]. Следовательно, решающее значение имеет святость: это обязательная предпосылка подлинной евангелизации, возрождающая надежду. Нужны сильные свидетели новой жизни во Христе - на уровне отдельных личностей и на уровне общин. Недостаточно, чтобы истина и благодать сообщались через провозглашение Слова и совершение Таинств; мы должны принимать их и жить ими в конкретных условиях, в жизни христиан и церковных общин. И это - одна из наиболее важных задач, стоящих перед Церковью в начале нового тысячелетия".
Семья является очень важным местом евангелизации через наше личное свидетельство веры. Это наша естественная община, в которой мы пребываем день ото дня. Она становится наиболее доступным местом реализации христианской заповеди о любви к ближнему. Католики-миряне должны приложить свои усилия для укрепления семьи как фундаментальной социальной структуры, которая сегодня подвергается нападкам агрессивных гомосексуальных сообществ.

б) Христианское свидетельство в сфере культуры и в публичном пространстве
•    Мирянам следует применять христианские принципы и руководствоваться христианскими ценностями в общественной жизни, особенно если они активно включены в социальные процессы. Было верно отмечено: сегодня линия борьбы проходит через редакции СМИ, суды, школы и университеты. И под ударом сегодня находятся не только СМИ, закон или образование, но и будущее христианства.
Кардинал Поль Пупар на Конгресса христианской культуры в Люблине в 2000 году призывал христиан к активному участию в этой битве: «Я призываю вас – поэты и писатели, философы и богословы, режиссеры и художники, архитекторы и музыканты, исследователи и государственные служащие – перевести христианскую антропологию на язык современности и использовать ее при помощи вашего творческого гения. Для религиозного человека видение мира тесно связано с жизнью и историей, этикой и эстетикой, литературой и наукой искусством и литургией для изобилия, которое оно приносит, для символов, которые предлагает, для позиции, которая придает быстротечности времени полноту вечности в отдельный момент времени".
•    Важность христианской культуры в борьбе против современных тенденций секуляризации подчеркивают не только верные сыны Церкви, но и исследователи.
•    Церковь учит нас, что распространение христианской культуры в условиях современного плюрализма возможно.
Новое отношение к христианству и религиозному видению мира, демонстрируемое некоторыми философами и политиками, способствует усилиям по укреплению христианской культуры в публичном пространстве. Утверждение социологов о том, что религиозная вера исчезает, спорно и очень часто оказывается ложным. Возрождение религии сегодня становится также одним из направлений современных дискуссий о культуре.
• Мы можем отметить тенденции, осуждающие отказ от религии любого рода в пользу светскости и поддерживающие мирное сосуществование и развитие разных религий. Некоторые католические мыслители полагают, что подобная эволюция произошла в понтификат Иоанна Павла II. И в самом деле, язык некоторых политиков меняется, когда они пытаются дать определение идее секулярности. Характерным представляется мнение президента Франции Николя Саркози, высказанное им во время аудиенции у Святейшего Отца Бенедикта XVI 20 декабря 2007. Президент сказал: «Франция нуждается в практикующих католиках, которые не боятся сказать, кто они и во что верят. Секулярность не может лишить Францию ее христианских корней. Народ, который игнорирует свое историческое, этическое, духовное и религиозное наследие совершает преступление против своей культуры».
Другой пример – слова Тони Блэра, который сказал однажды, что в богатом мире без духовных ценностей существует пустота, которую нельзя заполнить материальными благами и богатством. Он понимает, что только вера придает значение жизням миллионов людей, он страстно верит в то, что мир может стать лучше, если люди веры используют все свои возможности и таланты для достижения всеобщего блага.
Новые знаки секулярного мира совпадают с отчетливой позицией Церкви о том, что христианская вера и светская рациональность, представляющие две составляющие западной культуры, находиться в определенной связи друг с другом. Таким образом, люди, представляющие эти две стороны, должны быть готовыми прислушиваться друг к другу и взаимодействовать с другими культурами.

в) Сотрудничество с Церковью в защите веры

•    Оказываясь перед описанными угрозами, христиане должны активно сотрудничать с Церковью, которая постоянно борется, защищая христианство, исполняя свою евангелизаторскую миссию. Голос Церкви зазвучал особенно громко, когда она заговорила в защиту христианской идентичности в декларации "Dominus Iesus" Конгрегации вероучения. Она гласит: "Рассматривая вопрос об истинной вере, Отцы II Ватиканского Собора учат: "Мы веруем, что эта единая истинная религия наличествует в Католической и Апостольской Церкви, которой Господь Иисус поручил задание распространять ее среди всех людей, говоря апостолам: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28,19-20). А все люди обязаны искать истину, особенно в том, что касается Бога и его Церкви, и, познав ее, принять ее и хранить".
Действуя вместе с Церковью в интересах христианской и европейской идентичности, мы должны помнить призыв Иоанна Павла II, адресованный Европе и христианам в Европе в Апостольском послании "Ecclesia in Europa": «Европе нужно сделать качественный скачок, чтобы осознать свое христианское наследие. Импульс для этого может исходить нового познания и открытия Евангелия Иисуса Христа. Христиане ответственны за то, чтобы отдать себя для удовлетворения голода и жажды жизни. Следовательно, «Церковь признает своей обязанностью решительно повторять послание надежды, вверенное ей Господом», и снова говорит Европе: «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя!» (Соф 3:17). Ее приглашение к надежде базируется не на утопической идеологии. Напротив, это вневременное послание о спасении, провозглашенное Христом. С властью, полученной от Господа, Церковь и сегодня повторяет Европе: «Европа третьего тысячелетия, «да не ослабевают руки твои! (Соф 3:16); не поддавайся отчаянию, не давай себе ступить на путь жизни и размышлений, который лишен будущего, поскольку не основывается на надежности Слова Господа!».

Профессор Михал Северынский (Польша)
Перевод Марии Красовской