Молитвенный дом на частной квартире
На проспекте Ленина, во дворе за домом №11, где сегодня располагается центральная аптека Петрозаводска, стоит кирпичное здание дореволюционной постройки. Это - католический храм.
По некоторым данным, богослужения в католической общине Петрозаводска начались в 1838 г. Мессы проводились в приспособленном для этого помещении, но где и по какому адресу это проходило, сведений не обнаружено. Можно лишь с уверенностью сказать, что с 60-х годов XIX в. до 1900 г. в городе регулярно функционировал временный молитвенный дом, располагавшийся в частной квартире.
Самое раннее прошение о постройке храма или, как зафиксировано в документе "хотя бы часовни" датируется 31 января 1862 г. В этом обращении на имя Олонецкого губернатора А. А. Философова петрозаводские католики, ссылаясь на мнение всех католиков губернии, пишут, что они постоянно проживают в здешних краях и, следовательно, пользуются всеми правами граждан, но из-за отсутствия храма лишены возможности отправлять свои религиозные обряды, как то: исповедь, причастие, крещение и др. Все это ставит их, католиков, в печальное положение, хотя существующее положение вполне возможно исправить законным путем, так как 125 статья 11 тома Свода законов Российской Империи закрепляет за так называемыми "иностранными конфессиями" право на легальную деятельность.
Губернатор нашел просьбу заслуживающей уважения и запросил митрополита всех римско-католических церквей России Архиепископа Могилевского относительно пастырского разрешения на постройку храма в Петрозаводске.
Естественно, митрополит не возражал. Он поблагодарил А. А. Философова за уважение и благосклонное внимание "к духовным нуждам католиков" и просил его, губернатора, покровительствовать "в проведении его предложения к успешному исполнению". По указанию МВД Философов детально изучает этот вопрос, - в частности, выясняет финансовые возможности католической общины Петрозаводска.
Надо заметить, что надежда на благоприятный исход дела подвигла католиков на сбор денежных средств. В результате 93 рубля поступило после благотворительного концерта, 75 рублей внес приезжий священник А. Кульвановский, появились другие частные пожертвования. Все эти деньги вручались г-же Юлии Лазаревой.
28 мая 1862 г. губернатор неожиданно вынес решение, которое повергло католиков в полную растерянность. По его мнению, надобность в постройке храма отсутствовала по причине "незначительного количества верующих, а также недостаточности собранных средств". В ноябре того же года католики города, а их в то время было около 255, подали прошение на имя нового губернатора Ю. К. Арсеньева, сменившего на посту А. Философова.
20 февраля 1863 г., уезжая из Петрозаводска, Юлия Лазарева возвратила банковские документы на собранные средства и подписной лист в Приказ общественного призрения. В своем письме Арсеньеву она просила употребить собранную сумму согласно назначению. Деньги были оставлены для приращения процентами "до особого распоряжения". В дальнейшем, как утверждает реляция Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД от 14 ноября 1897 г., эти средства были израсходованы на приобретение церковной утвари, необходимой для совершения треб при посещении Петрозаводска католическим священником.
В 1875 г. на имя министра внутренних дел графа Лорис-Меликова поступило письмо от петрозаводчанки Констанции Генович. Она писала, что католики Петрозаводска находятся в полном забвении, им негде хранить церковную утварь, а временное помещение, отведенное полицией под богослужения, для данной цели совершенно непригодно. Обрисовав для сравнения положение, в котором находятся в городе иудеи и лютеране, г-жа Генович заявила, что сделает все возможное для возведения католической церкви в административном центре Олонецкой губернии. В своем следующем письме она обещала построить храм и выделить деньги на его содержание из собственных средств. В третьем письме г-жа Генович сделала необходимое уточнение о том, что богослужения необходимо проводить на польском языке (естественно, речь идет не о мессе, которая всегда совершалась на латинском языке), поскольку все католики Петрозаводска и губернии были поляками. 7 декабря 1876 г. технико-строительный комитет МВД, рассмотрев проект храма, счел нужным отправить его на доработку. Дело до конца довести не удалось, г-жа Генович умерла, не оставив средств на строительство.
Следующее ходатайство о возведении католического храма было написано в 1888 г. Синдик (уполномоченный на ведение дел) местной общины сообщал, что в город ежегодно приезжает из Архангельска иеромонах о. Ювеналий Яжвис-Язвецкий. От имени 122 католиков он просил разрешения на устройство часовни в особом здании на специальном участке земли. Причем предполагалось, что богослужения будут проводиться только в летние месяцы. Узнав об этом, православный епископ привел свои возражения. В результате министр внутренних дел специальным уведомлением от 12 мая 1889 г. на имя Олонецкого губернатора признал и это ходатайство, уже четвертое по счету, "не подлежащим удовлетворению".
Пятое обращение петрозаводских католиков о разрешении строительства на собственные средства "постоянного молитвенного дома" датируется 23 апреля 1892 г. Адресовано оно было Олонецкому губернатору действительному статскому советнику М. М. Веселкину. К сожалению, никакого ответа со стороны властей не последовало.
Строительство каменной часовни
В1895 г. могилевский митрополит подписал указ, согласно которому часовня была приписана к приходу св. Екатерины в Санкт-Петербурге. Это сталовозможным благодаря энергичным действиям синдиков Ка-литовича и Головни. По согласованию со священником Ювеналием Яжвис-Язвецким они организовали сбор средств по подписке. Тем самым им удалось сформировать стабильный бюджет, предусматривавший как расходы на содержание самого молитвенного дома, так и на жалование священнику.
В докладной записке начальнику губернии М. В. Демидову синдик Головня сообщал, что за время его заведования делами "каплицы и прихода" с 1 марта 1896 г. по 1 мая 1897 г. на церковные надобности по отправлению треб по подписке и в качестве добровольных приношений поступило 951 рубль 38 копеек, а на богослужения было израсходовано 694 рубля 38 копеек.
12 мая 1897 г. католики подали губернатору М. В. Демидову свое шестое, по общему счету, прошение. Написали его синдики молитвенного дома коллежский советник Ксаверий Головня и надворный советник Венедикт Жалковский. Они указали на осознанность католиками Петрозаводска, число коих достигло 150 человек, великого назначения христианства в нравственном воспитании как взрослого населения, так и детей, а также выражали озабоченность по поводу отсутствия настоящего храма и, надеясь на добрую волю властей, просили начальство разрешить им построить на собственные средства небольшую часовню. Начальство разрешило.
14 ноября 1897 г. Департамент духовных дел иностранных исповеданий в циркуляре на имя Олонецкого губернатора сообщал, что "господин министр признал вообще возможным дозволить устройство римско-католической каплицы в Петрозаводске, но при условии отношения всех по сему предмету расходов на средства местных католиков и представления плана оной на предварительное рассмотрение министерства". 4 декабря копия этого разрешения была вручена о. Ювеналию.
24 января следующего года об успешном исходе поданного ходатайства было объявлено синдикам Головне и Жалковскому. Одновременно им предложено подготовить план будущей часовни и т. н. "приговор", то есть обязательство о содержании причта. 4 февраля г-н Жалковский представил губернатору требуемые документы, а 10 апреля технико-строительный комитет МВД утвердил проект часовни.
11 июня в Петрозаводск прибыл настоятель петербургского храма св. Екатерины почетный каноник Эразм Ключевский, а два дня спустя, 13 июня 1898 г., состоялась торжественная церемония освящения и закладки фундамента храма. Олонецкие губернские ведомости" сообщали, что обряду сопутствовала на редкость теплая погода.
Вскоре строительный комитет, израсходовав собранные католиками 6575 рублей и не сумев возвести постройку, по недостатку средств взяли в долг еще 2700 рублей, необходимых для приобретения нужного материала. Для частичного покрытия долга Департамент общих дел МВД выделил общине 500 рублей.
Позднее о. Ювеналий Яжвис-Язвецкий писал: "Начали постройку каменного здания часовни по улице Святноволоцкой и к половине мая 1900 года здание вчерне готово; и алтарь перенесен из нанимаемой до этого частной квартиры в храм". Часовня была освящена в 1904 г. Строительство к этому времени обошлось в 14 тысяч рублей.
К началу строительства имелось 1318 рублей 94 копейки, властями было ассигновано 500 рублей, а остальные 12 тысяч рублей следовало покрыть за счет добровольных пожертвований местных католиков, из того же источника требовалось покрыть еще 1000 рублей ежегодного расхода "на содержание каплицы и причта", что составляло в 1898 году 6000 рублей.
Сложное положение общины
Между тем финансовое положение общины было крайне тяжелым. Умерли наиболее состоятельные прихожане. И хотя в составе общины оставалось еще около 100 человек, уровень обеспеченности ее членов значительно понизился. На окончательную отделку храма и приведение в должный вид земли требовалось еще не менее 4000 рублей и еще 360 рублей ежегодно на содержание священника. Департамент общих дел и католическая духовная консистория ходатайства общины не поддержали.
А еще храм остро нуждался в органе как важном атрибуте музыкального оформления мессы. С инструментом помог некто И. Гурек, житель Петербурга, который на свои средства приобрел, доставил и установил его в храме. 24 июня 1906 г. "Губернские ведомости" не без гордости сообщали, что храм обогатился "новым настоящим, хотя и миниатюрным органом фабрики Антона Шиманского из Варшавы". Благодаря тому же И. Гуреку для храма были выписаны еще и новые хоругви.
"Исполнению подлежало", согласно архивным данным, "устройство каменного пола и амвона, отделка наружных стен, постройка каменной главы взамен деревянной, окраска крыши, сооружение кладовой, постройка отдельной колокольни, мощение двора".
Часть проектов была реализована, часть прихожане так и не успели воплотить в жизнь. Стены, к примеру, так и остались в первозданном виде, не была построена и колокольня, но старожилы города хорошо помнят, что перед храмом стояла скульптура Пресвятой Девы Марии и церковная ограда, которая вплотную подходила нынешнему проспекту Ленина.
От часовни - к храму
Храм представляет собой базилику. Стены центрального и боковых нефов расчленены окнами с полуциркульным завершением. Главный фасад, фронтон которого завершается невысоким объемом прежней башенки, украшен массивным порталом, тремя окнами с полуциркульным завершением и круглым окном на фронтоне. В начале XX в. здание храма заметно выделялось из окружающей застройки своими размерами и необычной архитектурой. Долгое время оно было единственным каменным строением на всей улице. В1908 г. в храме были установлены скамьи.
Вплоть до 1909 г. храм официально считался филиальной часовней, относившейся к приходу св. Екатерины в Петербурге. С 1910 г. (по данным Олонецкого статистического комитета) часовня именуется уже храмом Пресвятой Девы Марии со статусом самостоятельного прихода.
В 1916 г. прихожане просили митрополита выделить средства на постройку дома для священнослужителей, школы и приюта для беженцев. Ответ, судя по архивным данным, был отрицательным, так как в 1924 г. деревянный так называемый "дом" все еще оставался недостроенным. Впоследствии усилиями прихожан он был все-таки достроен и... реквизирован новой властью как церковное имущество.
Храм и советская власть
После октябрьского переворота 1917 г. католический храм некоторое время беспрепятственно исполнял свои функции. Откровенное давление со стороны советской власти началось в 1924 г.; когда на места был разослан секретный циркуляр наркома внутренних дел Белобородова. Органам НКВД предлагалось собрать негласную информацию о наличии храмов, католических священников, приходских советов, организационных католических центров. Запрашивались также сведения о наиболее активных представителях духовенства и прихожан.
В марте, а затем в августе 1924 г. НКВД Крелии докладывало, что "на территории республики имеется только один костел, находящийся в Петрозаводске", приход состоит из 30-35 человек, постоянного священника нет, а такового по мере надобности "католики приглашают из Ленинграда".
В 1925 г. по всей Карелии прокатилась волна закрытия храмов. 7 марта того же года здание осмотрела официальная комиссия, которая выявила "халатное отношение к государственному имуществу", а также отсутствие договоров как на эксплуатацию, так и на страховку здания. В решении комиссии говорится: "Костелом занимается большая площадь, обсуживающая небольшую группу верующих (в среднем 20 человек в праздник), так как другие религиозные организации такой же площадью обслуживают 5-6 тысяч человек, поэтому ввиду жилищного кризиса, комиссия полагает возможность перевода группы в другое здание".
Однако фракция РКП(б) Совнаркома республики, которая тоже занималась церковными вопросами, сочла нужным "от проведения в жизнь намеченных мероприятий об изъятии костела для культурных целей воздержаться". Объяснялось это тем, что к 24 апреля 1925 г. уже было зарегистрировано 62 католика, "кои подали заявку о желании взять по договору костел для совершения религиозного культа". Этот договор заключен с общиной 1 мая 1926 г., однако в фондах ЦГА РК он отсутствует.
17 января 1927 г. новая комиссия осмотрела храм и вновь было вынесено решение о его закрытии. В представлении НКВД говориться, что это связано "с рядом нарушений договора, допущенных со стороны Католической общины верующих". На следующий день данное предложение поддержал и ЦИК КАССР. В качестве обоснования католической общине предъявили ряд претензий, среди которых опять фигурирует "небрежное отношение к государственному имуществу", а также плохое отопление здания из-за "неисправности печей и отсутствия дров".
1 марта 1927 г. в здании храма собралась ликвидационная комиссия, которая описала имущество и составила акт, согласно которому оно распределяется следующим образом: наиболее ценная утварь - кресты, короны и прочее передавалось в Наркомфин для дальнейшей реализации.
Орган, книги священника Грасса, портрет о. Яжвис-Язвецкого, стулья, парты, скамейки, покрывало, а также рояль, "если таковой найдется", переходило в собственность Наркомпроса. Карельскому музею достались: иконы, кресты, канделябры, подсвечники, хоругви, статуя Богоматери и др. Всего из храма было конфисковано 265 различных предметов. Десятилетия ушли у католиков, чтобы обустроить этот храм, и лишь один день потребовался, чтобы все разрушить.
Во время финской оккупации Петрозаводска в бывшем храме, по утверждению местных лютеран, проходили богослужения Евангеличе-ско-Лютеранской Церкви.
После войны в перегороженном на два этажа здании располагался радиокомитет - внизу играл симфонический оркестр, вверху работали радиоредакции. С1961 г. там работал аэроклуб "ДОСААФ", затем располагался Дом культуры Профтехобразования, Правление Союза композиторов и Карельское отделение музыкального фонда РСФСР. В последнее время часть помещений сдавалась в аренду коммерческим фирмам. Верующих сюда впускали в здание дважды в неделю - лишь по субботам и воскресеньям...
В настоящее время
Первое ходатайство председателю правительства Республики Карелия о возвращении католикам их храма датируется 1 июля 1994 г. Оно написано архиепископом Тадеушем Кондрусевичем и подкреплено 200 подписями верующих. Первоначально приход опекал о. Кшиштоф Пожарский из Пскова, а в настоящее время настоятелем является о. Целестин Дерунов.
С 21 по 23 августа 1999 г. приход Божией Матери Неустанной Помощи г. Петрозаводска посетил Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич.
Сегодня приход Петрозаводска, возрожденный пять лет назад, насчитывает более 500 верующих. В основном это потомки ссыльных и тех католиков, которые после войны приехали в Карелию на заработки из Белоруссии, Литвы и Украины.
Ежедневно в полдень о. Целестин вместе с прихожанами читали на ступенях храма молитвы Розария. Об этой ситуации красноречиво свидетельствует цитата из справки пресс-службы председателя правительства Республики Карелия "О развитии религиозной ситуации и состоянии государственно-церковных отношений в Республике Карелия в 90-е годы": "...Однако в современных государственно-церковных отношениях в Республике Карелия имеются проблемы. Так, например, имеются сложности в вопросе возвращения религиозным объединениям зданий культового и иного значения. Особенно остро сложилась обстановка вокруг здания бывшего католического костела в г. Петрозаводске..."
Обретенная святыня
Борьба за возвращение святыни длилась почти десять лет. И вот, 26 мая 2003 г. министр культуры Республики Карелия Галина Брун передала ключи от здания бывшего католического храма в Петрозаводске настоятелю прихода Божией Матери Неустанной Помощи. На церемонии передачи присутствовал генеральный викарий архиепархии Божией Матери прелат Анджей Стецкевич.
По словам прелата, здание требует капитальной реконструкции: прежде всего необходимо разобрать перегородки, которые разделяют его на два этажа.
Последние месяцы доставили немало волнения верующим - в этом году истекал срок арендного договора, в случае неблагоприятного исхода, община могла остаться "без крыши над головой" - маленькой часовни обустроенной в одной из комнат.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...