Не следует путать Литургические облачения со священническими и монашескими одеяниями. Литургические облачения – это то, во что облачаются священнослужители для богослужения. В свою очередь, под священническими и монашескими одеяниями подразумевается те одежды и головные уборы, которые священнослужители или монашествующие носят не только во время богослужений, но и в повседневной жизни.

Примечание: В результате литургической реформы, проведенной после II Ватиканского Собора, – для большего приближения внешнего облика литургии к первохристианской простоте – уменьшилось число используемых при богослужениях облачений, а также преобладавший до реформы романский стиль облачений сменился готическим, который, будучи укоренен в многовековой традиции, отличается, однако, большей простотой и более «практичен» как плане изготовления соответствующих облачений, так и в плане удобства ношения. Поскольку в отдельных общинах иногда по-прежнему используются облачения романского стиля, оговорены их отличия.
Для большей ясности описания приводятся светские аналоги покроя.

Различие литургических облачений указывает на различие функций участников священнодействия (предстоятель, сослужащий священник, алтарник и т.п.) и на различие степеней служителей (епископ, священник, диакон, аколит, чтец, прислуживающий мирянин), а также на характер богослужения (обычно на Мессе и непосредственно соединенных с ней богослужениях набор облачений более сложный, чем на совершаемых отдельно от Мессы Часах, таинствах и сакраменталиях).
Облачением, общим для всех степеней служителей, является альба – одеяние белого цвета (или совсем светлого оттенка иного цвета) покроя длинного платья до пола с длинными рукавами. Альба подпоясывается поясом (обычно, веревочным), если она не скроена таким образом, что плотно прилегает к телу.
Если альба не закрывает полностью обычную одежду вокруг шеи, то, прежде чем облачиться в альбу, епископ, священник или диакон повязывает на шею амикт – белый прямоугольный плат с тесемками по двум углам.
Во многих случаях заменить альбу может стихарь, или комжа, – более короткое (до середины бедра) облачение из легкой белой ткани (по покрою – рубаха с присборенными на кокетке рукавами и передним и задним полотнищами). Стихарь могут носить на богослужениях все нерукоположенные служители (аколиты, чтецы, алтарники); рукоположенные служители заменяют альбу стихарем в тех случаях, когда поверх не надо надевать ризу или далматику, а также когда вместо планеты или далматики одевается стола (см. ниже).
Облачением, общим для всех рукоположенных служителей, является стола – перевязь, длина которой варьируется. Епископы и священники одевают столу на шею, так что концы ее свисают спереди; диаконы носят столу на левом плече, перевешенной наискось, так что концы ее спускаются спереди и сзади на правую сторону туловища, где они скрепляются (как правило, на уровне бедра). Диаконская стола обычно более узкая, чем священническая. Столы романского стиля имеют расширенные концы. На большинстве богослужений стола одевается поверх альбы или стихаря. В случаях необходимости (особенно, если нужно срочно принять исповедь) священник может носить только столу поверх обычной одежды .
Диакон облачен на Мессе поверх альбы и столы в далматику – облачение, подобное ризе, однако с более выраженным рукавом и боковым швом (по покрою – «летучая мышь»).
Риза, или казула, или орнат, является верхним облачением епископа или священника: это – цельнокройная накидка с прорезью для головы (по покрою – «пончо»), спускающаяся спереди и сзади до колен или ниже, при плечевом шве несколько короче рукава альбы. Романская риза существенно отличается от готической как своей жесткой фактурой, так и покроем: в ней плечевой шов обычно превосходит ширину плеч, но при этом остается в горизонтальном положении ввиду плотности ткани, оставляя руки открытыми; по бокам вместо швов – боковые завязки (из светских одежд она более всего напоминает по покрою мушкетерский плащ). Риза одевается поверх альбы и столы.
По правилам в ризы должны быть облачены предстоятель и все сослужащие священники на Мессе, а также на любом другом богослужении, присоединяемом непосредственно к Мессе; однако чаще всего в ризу облачен только предстоятель (на торжественных Мессах в ризы облачаются также сослужащие епископы и священники или некоторые из них), что обычно бывает продиктовано отсутствием в ризнице достаточного для всех сослужащих числа риз требуемого для данной службы цвета (однако (хотя допущение, чтобы риза оставалась обязательной только для предстоятеля, а сослужащие, когда это диктуется условиями, ограничивались амиктом, стихарем или альбой и столой, вполне легально).
Для процессий и некоторых священнодействий (благословение пепла в Пепельную среду или ветвей в Вербное воскресенье и др.) предстоятелем надевается каппа, или плувиал, – верхнее облачение, по покрою напоминающее плащ-накидку. Иногда (например, при процессиях с Телом Христовым) используется также наплечный плат, или гумерал (по покрою – широкий шарф).
Цвет всех названных облачений, кроме альбы и стихаря, зависит от предписанного на данный день церковного календаря или на данный случай литургического цвета.
Епископ в отдельные моменты некоторых богослужений носит на голове митру – прямоугольный в основании головной убор, представляющий собой две скрепленные между собой лопасти (формы пятиугольника или усеченного овала), переднюю и заднюю, с двумя тесемками, свисающими сзади. Митрополиты, а также отдельные епископы, пожалованные Папой, носят на богослужении паллий, или омофор, – узкий шарф из овечьей шерсти.

Одежда духовенства и монашествующих
Традиционной одеждой всех клириков, а также т. н. поставленных служителей (чтеца и аколита), является сутана – черное разрезное платье с застежками до пола. Цвет сутаны зависит от степени клирика: черная – от чтеца и выше, черная с малиновыми (фиолетовыми) пуговицами – у монсеньоров и епископов, малиновую (фиолетовую) могут носить епископы, красную – кардиналы, белую – Папа.
Епископ носит поверх сутаны широкий полотняный епископский пояс, конец которого свисает вниз: у епископа пояс малинового цвета (подобные же пояса могут носить и монсеньоры), у кардинала – красного, у Папы – белого. На плечах поверх сутаны епископ носит пелерину, именуемую мантией.
На голове епископ носит епископскую шапочку – небольшой круглый головной убор с коротеньким хохолком посередине: ее цвет варьируется в зависимости от сана точно так же, как в случае с сутаной и поясом (сходные шапочки черного цвета носят в некоторых монашеских орденах и священники; монсеньоры иногда носят такие же шапочки черного цвета с малиновым хохолком).
Традиционным головным убором священников (сейчас во многих странах почти не используемым) является биретта – квадратная в плане шапка с помпоном посередине: обычный ее цвет – черный (у монсеньоров – черный, но с малиновым помпоном; у епископов – малиновый; у кардиналов – красный) .
Повседневная одежда монашествующих называется монашеской рясой, или монашеским одеянием. Внешний облик монашеского одеяния имеет в разных монашеских орденах и конгрегациях свои характерные особенности.

Другие знаки отличия священнослужителей и монашествующих

Епископ носит на груди наперсный крест. Наперсный крест (иногда той или иной конкретной формы) может быть также знаком принадлежности к монашескому ордену или монашеской конгрегации. В некоторых епархиях наперсные кресты разрешено носить и епархиальным священникам .
Знаком отличия епископа является также епископский перстень. Сходные перстни носят аббаты и монсеньоры. В некоторых монашеских орденах и конгрегациях перстень той или иной формы также является знаком принадлежности. Особый перстень носит Папа – т. н. «Перстень Рыбака».
Знаком достоинства епископа, используемым при богослужениях, является пастырский жезл, или пастырский посох, или пасторал, – посох, как правило, с загнутым верхним концом.

Словарь литургических терминов утвержден Литургической комиссией при Апостольской Администратуре для католиков латинского обряда европейской части России, Опубликован в газете "Свет Евангелия" №34 (94), 1996, С.4 ; №1 (152), 1998, С. 4; №5 (156), 1998, с. 4,5,6; №14 (165), 1998, с. 4; №15 (166), 1998, с. 4; №20 (171), 1998, с. 6; №22 (173), 1998, с.7; №43 (194), 1998, с.7; №6 (204), 1999, с. 3; №8 (206), 1999, с. 6; №15 (213), 1999, с.3.
Автор пояснений к терминам – П. Сахаров

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...