Литургия

«Хватит литургических экспериментов, церковь должна стать местом тишины и молитвы», – так было озаглавлено интервью префекта Конгрегации богослужения и таинств кардинала Антонио Канисареса Льоверы, опубликованное в рождественском номере итальянской газеты «Il Giornale».
В нем кардинал Канисарес сообщает, что Бенедикт XVI поручил возглавляемой им конгрегации обновить литургию в соответствии с учением II Ватиканского Собора и в согласии с традицией Церкви, в духе выдвинутой Папой концепции так называемой «герменевтики преемственности». Нельзя забывать, что II Ватиканский Собор не рекомендовал никаких литургических инноваций, пока нет уверенности, что они действительно будут служить благу Церкви; кроме того, новые формы должны обязательно проистекать из уже существующих, – подчеркнул кардинал.
Комментируя начало последовавшей за Собором литургической реформы, префект отметил ее неоправданно поспешный характер. «Несмотря на самые лучшие намерения и желание воплотить в жизнь соборные постановления, с этим слишком спешили, – сказал он. – Не осталось времени на глубокое проникновение в суть учения Собора. За один день поменяли формы служения. Я хорошо помню господствующие тогда настроения: во что бы то ни стало всё менять, творить нечто новое. Зато всё то, что у нас имелось, наша традиция, рассматривалось как препятствие. В реформе видели человеческое творчество. Многие тогда полагали, что и сама Церковь – это дело наших рук, а не Божьих. Литургическое обновление мыслилось как результат экспериментирования, человеческого воображения и творчества. Это и было тогда доминирующим лозунгом».
По убеждению кардинала Канисареса, церковная литургия была «повреждена» произвольными деформациями, один из источников которых – всё та же секуляризация. Процессы секуляризации, к сожалению, развиваются и в лоне Церкви. Именно здесь следует искать причин разразившегося ныне кризиса, опошления богослужения. «В итоге в центре многих церковных обрядов уже не стоит Бог. Главная роль отводится человеку, его творчеству и общению».

Пасхальное Триденствие, дни искупления, в которые вершились события, изменившие лик мира. Богослужения этих дней погружают народ Божий в тайну смерти и воскресения Христа. Пасхальное Триденствие начинается Божественной Литургией Великого Четверга и достигает своей вершины в Навечерие Пасхи в Великую Субботу, а завершается Вечерей Пасхального Воскресенья.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Некогда в ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ служили три Мессы: Missa reconciliationis (для кающихся), Missa chhsmatis (для освящения елея), Missa ad vesperum (вечерняя месса). Ныне в Четверг перед полуднем в кафедральных соборах служится Месса освящения мирра и благословения елея. Эту Литургию совершает епископ вместе со всем духовенством епархии, что подчеркивает единство клира с архиереем. Епископ освящает масло, используемое в таинствах: хризма - при миропомазании и рукоположении, катехуменорум -при крещении, инфирморум - при елеопомазании. Во время этой Литургии священники публично обновляют обеты, принесенные при рукоположении.

Дорогие братья и сёстры!
В начале Великого Поста, который являет собой путь более интенсивного духовного приготовления, Святая Литургия вновь предлагает нам три практики покаяния, присущие библейской и христианской традиции, - молитву, милостыню и пост, - чтобы расположить к лучшему празднованию Пасхи и тем самым дать возможность познать всемогущество Бога, Который, как мы услышим во время Пасхальной Всенощной, «изгоняет зло, смывает вину, возвращает падшим невинность и унывающим радость, изгоняет вражду, рождает согласие и покоряет всякую власть» (Пасхальное Провозглашение).

В этом году в моём Обращении по случаю Великого Поста я хочу особо остановиться на размышлении о ценности и смысле воздержания от пищи. Действительно, Великий Пост напоминает о сорока днях, прожитых Господом в пустыне без пищи перед началом Своего общественного служения. Мы читаем в Евангелии: «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола. И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4, 1-2). Как Моисей перед получением скрижалей завета (см. Исх. 34, 28), как Илия перед встречей с Господом на горе Хориве (3 Цар. 19, 8), Иисус молитвой и постом готовился к исполнению Своей миссии, началом которой стало жесткое столкновение с искусителем.

Послание епископа Клеменса Пиккеля

Дорогие, возлюбленные братья и сестры!
На пороге Великого поста я обращаюсь к вам как пастырь епархии, и хочу напомнить о правилах наступившего времени. Они откроют нам взгляд в глубину нашей жизни, взгляд на действительность, к которой относятся падение, грех и потерянность, но также благодать, призвание и Спасение. Таким образом, время Великого поста для многих может стать долгожданным началом зрелого и серьезного отношения к своей жизни, временем признания своих грехов перед Богом и Церковью, а также (что не само собой разумеется) перед собой, и - там, где нужно, - перед братьями. Вслед за этим, Великий пост дает ориентир, как дальше быть, как жить по-христиански в нашем мире, в нашей окрестности. Это, в конечном итоге, освобождает от интровертности земной жизни, в которой Бога нет. Например, от внушённых желаний иметь ненужное. Замкнутость человеческой жизни без Бога можно заметить в распространенной фразе: «Надежда умирает последней». Надежда христиан вообще не умирает. Она преобразится и исполнится, когда верующий станет видящим, т.е. в день окончания его земного странствия.

Катехизис Католической Церкви, 484-511

Католическая Церковь на заре Нового года славит Богоматерь, поскольку именно Она дала начало Новому Завету и Новой эре. Избранная Богом, Дева Мария особо почитается Католической Церковью, как в литургии, так и в народном благочестии. Людям порой кажется, что Мария им ближе, чем Сам Иисус, Ее Сын - Спаситель мира. Это психологически обоснованно.
Хуже, если кто-то в "теологической простоте" начнет называть Деву Марию более милосердной, чем Сам Бог. Чрезмерное подчеркивание достоинства и роли Марии не может затмить величие и доброту Бога, в Пресвятой Троице Единого. И поэтому нам надо знать настоящее учение Катехизиса Католической Церкви и правильно относится к Марии. Нигде не существует столь глубоко развитой мариологии, как в католичестве. Православие, хоть и почитает Пренепорочную Деву, но не принимает всех догматов, с Ней Связанных. Англикане ограничиваются только тем, что есть в Священном Писании, а там о Марии немного. Но самое сдержанное отношение к Богородице - у протестантов, которые вообще отрицают почитание Марии и даже считают его "вредным", чем-то вроде язычества. В наше время в протестантстве наметилось отступление от враждебности по отношению Марии и Ее примере веры. Богородица вновь становится общей ценностью для всех христиан.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...