№ 16 (365) 14.04.2002

Сегодня мы хотим познакомить вас с о. Грацианом Пиотровским OFM, который посетил нашу редакцию. Интервью с ним очень актуально уже потому, что в нем говорится о Святой Земле, где священник учился и был рукоположен. Интервью было записано до последних трагических событий, вновь привлекших внимание всего мира к Иерусалиму и Вифлеему.

- О. Грациан, как Вы осознали призвание ко священству? Почему Вы решили посвятить жизнь Богу именно в ордене францисканцев?

- Я родился в г. Пшемысле, в традиционной католической семье. Если вспоминать раннее детство, время, когда я с бабушкой ходил в церковь, то надо рассказать и о всех моих друзьях, которые прислуживали у алтаря. Позже я и сам стал министрантом. Ближайшие храмы окормляли отцы-францисканцы, так что, можно сказать, я с детства связан с этой общиной. В 12-15 лет я постоянно ездил на "Каникулы с Богом", которые они организовывали, был знаком со многими братьями. Естественно, когда я осознал свое призвание, я уже знал, с каким орденом свяжу свою жизнь и, не колеблясь, выбрал францисканцев. В новициат поступил, когда мне было 19 лет.
- Что больше всего запомнилось в годы учебы в семинарии?
- Мне повезло, я учился в семинарии в Иерусалиме. Точнее, первые два года обучения провел в Кракове, изучая философию, а теологию - в Иерусалиме, там находится кустодия ордена. Семинария на Святой Земле – международная, туда приезжают для обучения юноши со всего мира. Я провел там четыре года и был счастлив уже тем, что в течение этих лет встречал Пасху у Гроба Господня, а Рождество – в Вифлееме. На праздники семинаристы, как правило, помогают священникам и братьям, которые несут служение в известных санктуариях. Наш орден много трудится на Святой Земле – у нас есть свой приход, много школ; на нас возложена и забота о паломниках. В этом регионе много социальных проблем, которые наша община пытается разрешить. Местные католики также нуждаются в поддержке – обстановка там сложная, и подчас просто приходится уговаривать христиан не покидать Святую Землю, несмотря ни на что.
- Да, сейчас обстановка на Святой Земле очень напряженная...
- Я уехал оттуда 10 лет назад, сразу после рукоположения, и с тех пор только однажды был там с группой паломников. Однако постоянно слежу за прессой, из новостей узнаю о ситуации в этом регионе и очень переживаю. Еще во время войны в Ираке мы на себе почувствовали ужасы военного конфликта, но такого, что происходит сейчас, не было никогда. Во время войны в Ираке все санктуарии были пустые – паломников почти не было. Это отрицательно сказывается на экономике страны, которая во многом зависит от потока туристов. Многие владельцы ресторанов, гостиниц, продавцы сувениров разоряются. На сегодняшний день католическая община Святой Земли в очень плохом состоянии. Евреи не хотят примириться с мусульманами, а мусульмане – с евреями. А христиане просто уезжают оттуда. К сожалению, должен отметить, у меня сложилось не очень хорошее впечатление от общения с мусульманами.
Конфликты иудеев с арабами уходят корнями в далекую историю. Наверное, быстро преодолеть их не удастся. Христиане на Святой Земле – в основном, арабы, хотя есть маленькая община христиан-евреев. Латинский Патриарх Иерусалима Мишель Саббах – арабского происхождения, родился в Назарете. В большинстве своем епархиальные священники – арабы. Самые большие приходы – в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме, и литургия там совершается на арабском языке. Евреи, исповедующие христианство, проживают в Тель-Авиве и Яффе. Там богослужения идут на иврите. У них свои священники, однако они мало участвуют в жизни епархии. Наверное, это связано с политикой государства. В Израиле быть евреем – значит, прежде всего, исповедовать иудаизм, быть евреем по религии, а не по национальности. Конечно, крещенным евреям очень тяжело.
- Как складывались первые годы священнического служения после Вашего рукоположения?
- Еще в Иерусалиме я написал письмо руководству ордена с просьбой направить меня после рукоположения служить на Украину. Однако настоятели решили дать мне возможность попрактиковаться в Польше, поэтому первый год после рукоположения я работал в приходе в г. Вроцлавек. Потом я поехал на восток, и вот уже девять лет работаю в республиках бывшего Советского Союза – четыре года провел на Западной Украине (в Волынской и Львовской областях) и пять лет в России. С весны 1998 г. я – настоятель новосибирского прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
- Ваше служение на Западной Украине по времени совпало с периодом политического кризиса, когда Греко-Католическая Церковь вышла из подполья, начались столкновения между христианами различных конфессий...

- Да, я приехал на Украину в 1993 г. С проблемой отношений греко-католиков и православных я столкнулся во Львовской области. Что могу сказать об этих конфликтах? Часто мы слышим, что католики разрушили православные структуры. В г. Рава-Русская, где я проработал три года, есть и греко-католическая церковь. После Второй Мировой войны она была передана православным, а когда Украина обрела независимость, то весь приход мирно перешел из юрисдикции Русской Православной Церкви в лоно Греко-Католической. Население города – десять тысяч человек, из них несколько сот католиков латинского обряда, а православие исповедуют, в основном, семьи русских военных, т. е. всего несколько десятков человек. Остальные, т. е. практически десять тысяч человек, мирно воссоединились с Греко-Католической Церковью.
Конечно, далеко не везде все протекало так мирно. Напряженность сохраняется, в основном, в городах, где больше русского населения. Однако сам я не был свидетелем столкновений. Собственными глазами видел, как в одном храме до обеда литургию совершали греко-католики, а после обеда – православные. На Пасху были некоторые проблемы – и те, и другие хотели служить утром, но все недоразумения решились мирным путем. Православные там, где они представляют абсолютное меньшинство, строили себе часовни - никто им в этом не препятствует.
Чтобы кто-нибудь не подумал, что на Западной Украине выбор конфессии строго зависит от национальности: русские - православные, украинцы - греко-католики, а поляки – католики латинского обряда, хочу сказать, что во Львове есть община русских католиков. Есть кафедральный собор, храм св. Антония, в которой работают францисканцы, они совершают мессы на польском, украинском и русском языках. Так что русских католиков латинского обряда там немало.
- Как Вы оказались в Сибири?
- Маленькая предыстория. Наш орден создал Фонд св. Франциска Ассизского, который имеет свои "границы" – это Россия и Казахстан. На сегодняшний день у нас четыре общины – Петербург, Новосибирск, Уссурийск и Алма-Ата. Фонд независимый, напрямую подчиняется генералу ордена.
В Россию я сначала приехал работать в Санкт-Петербург, но т. к. некому было возглавить приход в Новосибирске, я переехал туда. Община у нас международная - я, кстати, единственный поляк. Еще трое поляков живут в Алма-Ате. В Санкт-Петербурге работают священники из Италии. В Фонде есть американцы, итальянцы, белорусы, латыши, словаки, корейцы, но общаемся мы друг с другом на русском языке.
В 1997 г. первым президентом Фонда св. Франциска был назначен о. Коррадо Трабукки. Срок полномочий главы Фонда длится три года, поэтому по решению, принятому на капитуле в январе этого года, я сменил его на этом посту.
Наш приход в Новосибирске осенью этого года отметит двадцатилетие регистрации. Это самый старый приход азиатской части России. С 1986 г. здесь работал францисканец из Литвы о. Павел Витаустас. Когда это стало возможно, он связался с руководством ордена, и в Новосибирск на помощь к нему приехали новые братья. То же самое было в Алма-Ате, где еще в подполье служил францисканец-литовец, и в Петербурге. Недавно мы открыли новую общину в Уссурийске. Поскольку в тех краях много католиков-корейцев, туда, по договоренности с епископом Ежи Мазуром, приехали братья из Кореи.
- Т. е. раньше, чем епископ, в Новосибирске появились францисканцы?
- Да. Первым пастырем в Новосибирске был епархиальный священник – о. Иосиф Свидницкий. Его стараниями началось строительство храма. В 1982 г. община, которая в основном, состояла из немцев, была официально зарегистрирована. Затем пастырь попал на несколько лет в тюрьму. Когда его не стало, прихожане не упали духом. Они продолжали строительство храма, собирались на квартирах, ходатайствовали о приглашении нового священника. По их просьбе приехал о. Павел Витаустас. Он долгое время был практически единственным священником в Сибири.
В 1988 г. строительство церкви было закончено. После восстановления структур Католической Церкви в России, в 1991 г., наша церквушка стала "кафедральным собором". Официальное вступление в должность епископа Иосифа Верта происходило именно в ней. Со временем началось строительство Преображенского собора в центре города.
Сейчас наш храм потихоньку разрушается - виной тому грунтовые воды, но мы его бережем, ремонтируем. Нельзя забывать и о том, что его строили не опытные архитекторы и прорабы, а бабушки, можно сказать, хозяйственным способом.
- Каковы основные приоритеты служения францисканцев в Преображенской епархии?
- Сейчас мы окормляем уже два прихода - в Новосибирске и Бердске. Я также исполняю обязанности судьи-аудитора в епархии. Так что работы хватает. Есть у нас и общеобразовательная школа, которой руководит директор – о. Коррадо Трабукки. К сожалению, в ней только четыре класса, но мы надеемся, что в будущем появится больше. Пока наши воспитанники после четвертого класса переходят в государственную школу.
- Как складывалась программа этой школы, как создавался коллектив преподавателей?
- Идея создания католической школы начала воплощаться в жизнь в 1994 г., когда настоятелем прихода был о. Гвидо Треццани (он теперь служит в Казахстане). О. Гвидо всегда любил работать с детьми – сотрудничал с "Каритасом", помогал строить приют в Новосибирске, а сейчас в Алма-Ате руководит детским домом.
По просьбе прихожан, которые хотели оградить своих детей от отрицательного влияния внешнего мира, он занялся основанием школы. Прежде всего, было необходимо получить регистрацию и лицензию. Все учителя – миряне, имеют дипломы о высшем педагогическом образовании. Преподавание ведется по программе, утвержденной Министерством образования РФ. Однако есть и дополнительные занятия - английский язык, Закон Божий, хореографическая и театральная студии. Пока есть ограничения и по числу учеников - посещать нашу школу могут не более пятидесяти детей. В ней учатся только католики, хотя, конечно, она открыта для всех, в том числе и для неверующих.
В школе мы не занимаемся подготовкой детей к исповеди и Первому Причастию – катехизация ведется исключительно в приходе. Есть уроки по истории религии, приемлемые для детей любых конфессий. Мы хотим привить детям христианские ценности, воспитывать их в духе христианства, а не преподавать Катехизис Католической Церкви.
- В адрес школы не звучали обвинения в прозелитизме?
- Что касается школы, то – нет.
- Что Вам больше всего нравится в России?
- Наш приход расположен не в центре города, а в самом неблагополучном районе Новосибирска. Благодаря этому мы можем полнее следовать нашему францисканскому призванию – работать не с великими, а с малыми этого мира. Нас посещают и бомжи, и беспризорники, и социально незащищенные семьи. Мы устроили воскресную школу, пять раз в неделю готовим обеды для тридцати бедных детей. Помогают вести благотворительную деятельность прихожане и сестры св. Елизаветы. Монахини посещают больных, выдают помощь нуждающимся семьям, работают с детьми. В нашем маленьком храме царит семейная атмосфера. Среда здесь поистине францисканская, мне это очень нравится.
- Есть ли в Сибири и Казахстане желающие вступить в орден св. Франциска?
- Конечно, есть. С самого начала нашей работы здесь были призвания. Пожалуй, в России общий вопрос – пастырство в сфере призваний. Сейчас у нас один семинарист, который учится в Польше, а в этом году я получил еще четыре официальные просьбы о принятии в орден.
- Часто можно слышать мнение, что личность св. Франциска близка россиянам. В нашей стране о нем знают многие. Вы это чувствуете на собственном опыте?
- В нашем монастыре в Новосибирске есть репродукция портрета св. Франциска, написанного Рерихом. Мне очень нравится этот образ. На мой взгляд, это тоже может свидетельствовать о том, что Франциска знают в России. Его сравнивают со св. Серафимом Саровским. В русской литературе часто можно встретить упоминания о нем.
Но за всем этим не надо забывать о том, что в Восточной Церкви существует лишь одна модель монашеской жизни – общежитийная, основанная св. Василием Великим. В Православной Церкви нет орденов и конгрегаций и, наверное, русскому человеку, знакомому с восточной традицией монашества, непросто понять путь, выбранный Франциском. Ведь святой хотел, чтобы у братьев вообще не было домов, а не то что больших монастырей...
- Что Вы пожелаете нам и нашим читателям?
- Прежде всего, хочу сказать несколько слов редакции. У вас было время кризиса, когда даже появился вопрос о том, будет ли вообще существовать газета. В это время мы все были с вами, молились, и все мы очень рады, что всероссийская католическая газета существует. Хотелось бы, чтобы на страницах "Света Евангелия" появлялось больше информации о католиках Западной Сибири. Постараемся сотрудничать с вами в этом направлении.

Беседовала Ольга Ломакина

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...