Проповеди

"Тогда они (апостолы) возвратились в Иерусалим... И, придя, взошли в горницу, где и пребывали... Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его" (Деян 1.12-14).
Петр, Иоанн, Иаков, Андрей и другие: ученики Господа, друзья Иисуса. Мне часто хочется знать, что они думали о Марии, простой женщине из Назарета, которая была Матерью Того, кого они почитали за учителя и мессию.

Задавали ли они вопросы о Ее жизни и Ее семье? Рассказывала ли Она им об архангеле Гаврииле, о Вифлееме, о бегстве в Египет и о пророчестве старца Симеона? Было ли им стыдно в Ее присутствии вспоминать, что, когда все они разбежались, Она осталась стоять у Креста? Вдохновляли ли их Ее стойкость и вера? Старалась ли Она их ободрить в эти страшные часы между Страстями и Воскресением?.. Мы никогда этого не узнаем. Но, конечно, они почитали Ее и благоговели перед Нею, Матерью Господа.

Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI ко Всемирному Дню социальных коммуникаций 5 июня 2011 года

Дорогие братья и сестры,
По случаю 45-го Всемирного дня социальных коммуникаций, хочу поделиться с вами несколькими размышлениями, вызванными характерным для нашего времени феноменом: экспансией средств коммуникации в сети Интернет. Все больше растет убеждение, что так же, как промышленная революция привела к глубоким изменениями в обществе благодаря новшествам, которые были введены в производство и воплощены в жизнь, так сегодня глубокие изменения, происходящие в области коммуникаций, влекут за собой целый поток больших культурных и социальных перемен. Новые технологии меняют не только способ общения, но и само общение. Таким образом можно утверждать, что мы становимся свидетелями обширной трансформации культуры. Вместе с новой системой распространения информации и знаний рождается новый способ учиться и мыслить, открываются новые доселе неслыханные возможности устанавливать связи и строить общение.

Публикуем текст проповеди, которую Святейший Отец Бенедикт XVI произнес в Ватиканской базилике в торжество Пресвятого Сердца  Иисуса по случаю открытия Года священника.

Дорогие братья и сестры,
В антифоне к Магнификату мы будем сегодня петь: "Господь принял нас в Свое сердце - Suscepit nos Dominus in sinum et cor suum". В Ветхом Завете 26 раз говорится о сердце Бога, как об органе, выражающем Его волю: именно по отношению к сердцу Бога судят человека. Из-за боли, которую причинили Его сердцу грехи людей, Господь решает наказать их потопом, но затем, сжалившись над человеческой слабостью, прощает.

Сегодня, в начале Великого поста, Евангелие предъявляет нам сразу три искушения, причем такие, которые Иисус на собственном опыте пережил в пустыне. Бросается в глаза, что именно Святой Дух ведет Иисуса в пустыню навстречу искушениям. Следовательно, речь идет о чем-то фундаментально важном для нашей христианской жизни. Это становится понятным, если мы задумаемся о том, что за этими искушениями скрываются наши человеческие элементарные глубинные потребности, к которым следует относиться серьезно.

Человеческие искушения собственностью, властью и успехом

Глубочайшей потребностью человека является желание иметь корни, родину, и, следовательно, – собственность. Ведь человек стремится к тому, чтобы иметь свое место в мире, принадлежать некоему обществу, и обладать чем-то, что он может назвать своей собственностью. Однако это глубинное желание может обратиться в искушение, если оно становится безмерным и стремится обладать всем. Тогда человек целиком сосредоточен на том, чтобы иметь, относясь к миру как к вещи, товару, которым он может обладать и пользоваться. Это характерная позиция потребительства, столь широко распространенная сегодня, и которой был искушаем и сам Иисус.

Присутствующих здесь не перепиливали, не побивали камнями, побоям тоже не все подвергались, скитаться по пустыням и горам за веру не доводилось. Тем не менее гонения на нас как на представителей Католической Церкви в России имеют место. Эти гонения образуют - может быть, не самый широкий - спектр: начиная от простого непонимания: для чего русские люди в России становятся католиками? что это за религиозное извращение? - и заканчивая административными гонениями, которым мы подвергаемся не прямо, а в скрытой форме: власти саботируют наше официальное признание как общины.
Я бы сказал, что проявления других человеческих пороков и грехов, таких как шовинизм, ксенофобия, нетерпимость разного порядка: расовая, религиозная, социальная - тоже в общении с нами, католиками, здесь принимают форму религиозных гонений. У нас нет выхода в средства массовой информации, католические так называемые СМИ в России - может быть, не по содержанию, но по массовости - имеют достаточно жалкий вид, типа заводской многотиражки или заводского радио.
В условиях таких гонений обычно люди живут перспективой. В 20 веке эта перспектива у русских католиков, как мы знаем, имела мифологему - фатимское пророчество, в узкой интерпретации: что Бог желает, чтобы Россия была обращена в истинную веру, в католичество. Сейчас эта интерпретация потеряла смысл. А другой мифологемы нет. Если говорить о позиции современного руководства Католической Церкви, то на первом месте находится ценность единства Церкви. Единство всех христиан должно достигаться и осуществляться через диалог с протестантскими Церквями, с ортодоксальными православными Церквями. С дохалкидонскими Церквями основные догматические проблемы решены, тем более они такие маленькие.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...