Однажды св. Тереза Авильская встретила славного маленького мальчика. Он подошел к монахине и спросил: "Ты кто?" "Тереза Иисуса. А ты?" Мальчик улыбнулся: "А Я - Иисус Терезы". Произнеся эти слова, Он исчез.
Эта история довольно точно указывает на образ жизни в единстве с Богом во Христе. Быть истинным учеником Господа означает пребывать в живом общении с Ним, и пока мы этого не достигнем, все остальное не должно иметь для нас никакого значения. О духовности все пишут по-разному. Как правило, под ней подразумевают святость жизни.
Ряд современных авторов описывает ее как "сотрудничество с Богом". Второе толкование кажется мне более живым, хотя, это, конечно, не отрицает традиционного. Оно указывает не только на значение Божией благодати, но и на роль человека в духовном совершенствовании. Святой Августин великолепно сформулировал это: "Господь, сотворивший тебя без тебя, не освятит тебя без твоего участия".

Божие присутствие в духовности

Без сомнения, стремление к совершенству заложено в человеке Богом. Именно Всевышний призывает нас, зовет нас пребывать в святом общении с Ним. Никто не может похвастаться высокими стремлениями к святости и совершенству, не признавая, что это - дар Творца. Без Его призыва, без Божественной благодати мы бы никогда не захотели святого и сладостного общения с Богом. Пророк Иеремия четко говорит об этом: "Я Господь, Который сотворил Землю, устроил и утвердил ее, - Господь имя Ему: воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь" (Иер 33,3).
Господь открывает нам величие Своей любви. И тот, кто однажды ощутил Божественную любовь, не станет искать утешения в людях и материальных благах этого мира. Таков опыт святых. Путь истинной духовности - это путь совершенного единения с Богом. И Его всемогущая любовь облегчает нам странствие по этому пути.
Наконец, Господь делится с нами Своей преображающей благодатью, не обделяя никого из тех, кто встал на путь духовного совершенства. Конечно, мы часто сталкиваемся с трудностями, человеческая слабость и ограниченность мешают нам продолжать этот путь. Но благодать Божия дарована нам в преизбытке. Об этом пишет апостол Павел: "Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, что бы обитала во мне сила Христова" (2 Кор 12,9). Пусть эти слова дарят нам радость и утешение в нашем стремлении достичь высот совершенства, к которым Господь призывает нас.

Зачем нужна духовность

Господь играет большую роль в духовном развитии человека, но не менее велика роль самого человека. Но что же мы должны делать? Во-первых, мы должны откликнуться, когда Господь, по своей великой благодати, приглашает нас к личному общению. Наше участие в мессах, причащение, молитвы Розария и другие благочестивые практики не будут значить ровным счетом ничего для нашего духовного роста, если они не приближают нас к Богу. Некоторые люди постоянно осознают свою греховность и ничтожность. Они даже не смеют и подумать о дружеских отношениях с Богом. Как они заблуждаются! С великим смирением мы должны осознать великодушие Небесного Отца. Он вовсе не страшный Бог, который свысока следит за Своими грешными творениями, чтобы в любой момент обрушить на них возмездие. Нет, наш Господь подобен отцу из притчи о блудном сыне. Он готов принять нас, идущих домой, с распростертыми объятьями, несмотря на наши грехи.
Во-вторых, мы должны быть открыты для Божественной благодати, которой Господь укрепляет нас во Святом Духе. Духовная борьба никогда не дается легко, и в одиночку нам не справиться. Но Спаситель - наш первый помощник. Его благодать всегда с нами.
В-третьих, мы должны основывать свою жизнь на принципах, которые Христос заповедал в Евангелии. Св. апостол Павел призывает в первой главе Послания к Филиппийцам "защищать Евангелие". Наши стремления, потребности, ценности должны всегда быть основаны на Евангелии.
Сильная привязанность к людям и вещам может оказаться препятствием на нашем духовном пути, помешать нам расти и стремиться к совершенству. Чем больше мы привязаны к этому миру, тем дальше мы от Господа. И чем больше мы будем избавляться от этой привязанности, тем легче и быстрее мы сможем приблизиться к Богу. Апостол Павел советует нам помышлять лишь о том, "что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала."

Во Христе и со Христом

Духовная борьба, которую мы ведем совместно с Богом, следует вести во Христе и со Христом. Роль Спасителя в нашем духовном возрастании весьма велика. Цель воплощения Божиего Сына состояла не только в том, чтобы совершить искупление человечества, но также и в том, чтобы показать пример христианской жизни Его последователям. В конституции II Ватиканского Собора "Gaudium et spes" замечательно сказано: "Сын Божий, через Свое воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком. Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим разумом Он мыслил, человеческой волей действовал, человеческим сердцем любил".
О. Ежи Ягодзинский SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...