Несколько лет назад на бамперах автомобилей часто можно было встретить наклейку с таким текстом: "Остановите мир - я хочу сойти". Такой лозунг звучал как протест безумию этого мира, всеобъемлющему безумию, такому помешательству, как захоронение ядерных отходов и сорок четыре происходивших тогда военных конфликта.
Разумеется, было помешательство и меньшего масштаба. Так, например, дирекции зоопарка в крупном американском городе Детройте пришлось нанять четырех новых охранников для защиты животных от посетителей. Там был случай, когда детеныша австралийского кенгуру, потерявшего свою мать, дети камнями забили до смерти. А один взрослый посетитель бросал непогашенные окурки сигар на спины нежившихся на солнце аллигаторов и смотрел, как от тлевшего табака загоралась крокодилья кожа. И неистово хохотал, когда аллигаторы начинали корчиться от боли.
Подобные эпизоды заставляют нас поставить перед собой два вопроса. Первый: почему грех все еще так широко распространен, хотя прошло уже две тысячи лет с тех пор, как Иисус основал Царство Божие? Или за эти столетия Царство Божие кануло в небытие? Где же оно, Царство Божие? И второй вопрос: как мы должны относиться к широко распространенному злу в современном мире? Что можем мы сделать в этой связи?
Иисус задает оба эти вопроса в сегодняшнем евангельском чтении. Ответ на первый вопрос таков: Царство Божие есть. Царство Божие присутствует в нашем мире. Оно подобно пшеничному зерну, посеянному в поле. Оно находится в почве и идет в рост. Но оно еще не достигло зрелости. Оно еще не дало ожидаемого плода, зерен.
Тем временем добро и зло сосуществуют в мире бок о бок, словно сорняки - плевелы и пшеничные колосья в одном поле.
И это приводит нас ко второму вопросу. Как должны мы относиться ко всему тому злу, что окружает нас? Что можем мы сделать со злом, которое возрастает вокруг нас, словно плевелы на пшеничном поле?
В общем-то у нас есть два варианта. Первый - закричать от безысходности: "Остановите мир - я хочу сойти". Иными словами, мы можем проклясть тьму и сказать : "Ну его к лешему, этот мир. Если люди хотят превратить его в сумасшедший дом, пусть продолжают. Я найду себе спокойное местечко, где можно будет нормально жить, и пусть мир катится в тартарары".
Стоя перед таким выбором, невольно вспоминаешь о книге "Мошенники в раю". В предисловии к этой книге Джеймс Миченер и А. Гроув-Дэй рассказывают, как в конце 30-х годов один ученый австралиец следил за процессом зарождения Второй мировой войны. Он достал атлас мира и стал по нему искать, какое место будет самым безопасным, если разразится война. Он выбрал малоизвестный остров в южной части Тихого океана.
За неделю до того, как Гитлер вторгся в Польшу, австралиец перебрался в свою тихую гавань. Выбранный им остров назывался Гуадалканал. По иронии судьбы именно этот остров стал местом, где разгорелось одно из самых кровавых сражений Второй мировой войны.
Суть вот в чем: сегодня в мире нет места, где можно было бы спрятаться; сегодня на земле больше нет тихих гаваней.
И это подводит нас ко второму варианту. Надо не проклинать тьму, а принять ее и постараться зажечь в ней свечу.
"Вы - свет мира", - сказал Иисус Своим ученикам в Нагорной проповеди. "И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми" (Мф 5. 14 - 16). Но как на практике мы можем зажечь свечу во тьме сегодняшнего мира?
Во-первых, мы можем молиться. "С помощью молитв делается намного больше, чем помышляет мир", - сказал поэт.
Во-вторых, и это очевидно, мы можем закатать рукава и сделать что-то, чтобы сразиться со злом в нашем мире. Хочу рассказать вам, что может сделать один человек.
В Канаде жил двадцатидвухлетний студент Гарри Фокс. В 1977 г. он заболел раком костей и ему пришлось ампутировать правую ногу. Когда об этой трагедии узнал его университетский тренер по баскетболу, он прислал Терри газетную статью, где говорилось о безногом инвалиде, который принял участие в нью-йоркском марафонском забеге. Эта статья разбудила воображение Терри. Он знал, что ему осталось жить лишь несколько лет и захотел сделать за эти годы что-то значащее. Он решил пробежать по всей Канаде от Ньюфаундленда до Британской Колумбии - около восьми тысяч километров. Терри обратился к людям с просьбой помочь деньгами, которые должны были пойти на проведение исследований в области рака. В течение полутора лет Терри учился бегать на протезе. И наконец, 12 апреля 1980 г. он начал свой забег. Он окунул протез в воды Атлантики и отправился бегом через всю страну. К этому времени сумма пожертвований превысила миллион долларов.
Через 114 дней, когда позади были почти пять тысяч километров, Терри внезапно слег. Рак охватил его легкие. Он был не в состоянии закончить марафон. Когда распространилась весть о резком ухудшении состояния здоровья Терри, люди со всей Канады стали посылать деньги ему в клинику. За считанные дни было получено свыше 21 миллиона долларов. Несколько дней спустя Терри скончался.
Если уж у кого-то и было право проклясть тьму, так это у Терри. Но он был выше этого. Он решил зажечь свечу. И ее свет горит с тех пор. О его жизни был снят фильм. В его честь напечатали почтовую марку. И он стал самым молодым человеком за всю историю своей страны, удостоенным высшей государственной награды - ордена Канады. До настоящего времени Терри все еще восхищает воображение людей.
У этой истории есть продолжение. В американском городе Цинциннати жил сорокачетырехлетний почтальон Дональд Мэррс. Как и Терри, он был болен раком. Мэррса настолько тронула история Терри, что он решил закончить прервавшийся марафон. Он начал забег южнее Чикаго и через три месяца достиг Сан-Франциско. Когда он приближался к финишу, моросил дождь. А когда Дональд окунул руку в воду Тихого океана, заканчивая таким образом забег Терри, огромная радуга появилась на небе. Это стало замечательным завершением замечательного забега.
Такое продолжение истории Терри символично, как притча. Иисус Христос создал Царство Божие, но Он умер прежде, чем оно было завершено, как и Терри умер, не успев завершить свой забег. Мы подобны Дональду Мэррсу. Нас приглашают взять эстафетную палочку из руки Иисуса и завершить Его работу. Это вызов, который бросает нам сегодняшнее Евангелие. Это приглашение, адресованное нам.
Возможно, мы не можем сделать то, что сделал Терри.
Возможно, мы не можем сделать то, что сделал Дональд Мэррс.
Возможно, мы не можем сделать то, что может сделать человек, сидящий рядом с нами.
Но что-то мы можем сделать. Каждый из нас должен спросить свою совесть и решить, каким образом нам лучше всего зажечь свечу, и поставить ее на подсвечник, как сделал это Терри Фокс.
О. Ежи Ягодзинский SVD
«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», № 29 (227), 18 июля 1999 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...