Определяя свое отношение к Деве Марии, мы должны избегать двух крайностей.
Некоторые склонны видеть в Ней чуть ли не богиню, конкурирующую со Своим же Сыном. Это неверно, потому что, как и все мы, Мария была сотворена и было время, когда ее не существовало. Как и все мы, Она обрела спасение лишь в искупительной смерти и воскресении Иисуса.
Некоторые, напротив, склонны Ее недооценивать. Это тоже неправильно. Авторы Нового Завета, особенно св. Иоанн и св. Лука, пишут о Ней с большим почтением. На Эфесском соборе в 431 г. вселенская Церковь утвердила за Марией достоинство Матери Божией.
Один из способов избежать крайностей - размышление о некоторых именах Марии.
Евангелие от Иоанна: Мария - новая Ева
Евангелие от Иоанна описывает, как у креста Иисуса стояла Его Мать и любимый ученик. Мария здесь не названа по имени. Сам Иисус обращается к Ней: "Жено!" Похоже, что евангелист желает обратить наше внимание не на Ее личность, но на Ее роль. Эти слова - женщина и мать - в применении к Марии могут быть поняты, если вспомнить, что именно эти имена были даны Еве в Книге Бытия.
Ева была первой женщиной, матерью всех живущих. Но, согрешив, она не смогла исполнить свою роль в божественном замысле. Многие комментаторы усматривали особое значение в том, как евангелист Иоанн описывает Марию. Они видят в этом указание на то, что в Иисусе Иоанн видел нового Адама. Мария же играет роль женщины, которая первоначально предназначалась Еве. И, таким образом, именно Она становится Матерью всех живущих.
Евангелие от Луки: Мария - совершенная ученица
Марию называют также совершенной ученицей и первой христианкой. Евангелист Лука рассказывает, как Мать и братья Иисуса пошли искать Его, Он же сказал, что мать и братья Ему те, кто слушает и исполняет Слово Божие. Вспомните, как отвечает на Слово Мария в евангелии от Луки; услышав весть о том, что станет Матерью Сына Всевышнего, Она говорит: "Да будет мне по слову твоему" (Лк 1. 38). Ее родственница Елизавета славит ее за то, что Она уверовала, что исполнится обещанное Ей Богом, и называет Марию благословенной в женах.
Оружие, пронзившее Ей душу
Ученик Господа - тот, кому приходится идти крестным путем и верить, не всегда понимая. Мария была не только Матерью, но и ученицей Иисуса.
Старец Симеон, встретив Ее с младенцем Иисусом в храме, предупреждает, что острое оружие пронзит Ей душу. Часто это связывают с ее стоянием у креста, но это случалось и раньше в Ее жизни.
Сразу же после эпизода с Симеоном, Лука рассказывает о том, как Иисус потерялся в Иерусалиме. Когда наконец Его находят, Мария не может понять Его объяснений - "Мне должно быть в доме Отца Моего". Она не протестует, а просто сохраняет Его слова в Своем сердце.
Некоторые старинные представления о Марии
Христианство существует на протяжении почти двух тысяч лет. За это время понимание веры не осталось неизменным. Оно углублялось и развивалось веками, обогащаясь опытом различных культур.
Непорочно зачатая
Учение о Непорочном Зачатии Марии было официально провозглашено Папой Пием IX в 1854 г. Это значит, что с первого момента жизни Мария была свободна от первородного греха. Иными словами, Она получила благодать оправдания в момент зачатия. Это так, как будто бы Она была крещена еще до рождения.
Это учение не ново. Его придерживались уже в течение многих веков. Мария дала Иисусу тело, чтобы Он мог прийти в этот мир как человек, и потому люди верили, что вмешательством Божиим Ее плоть была освобождена от порочности других потомков Адама и Евы.
Успение Марии
Учение об Успении (взятии на небо) тоже восходит к первым векам существования Церкви. Оно получило широкое распространение в восточных Церквах. Догмат об Успении был торжественно провозглашен Папой Пием ХII в 1950 г. и может считаться развитием учения св. Павла. Мария первая из христиан испытала полноту спасения, завоеванного Христом. Наша вера в воскресение подразумевает, что в конце времен мы все тоже воскреснем в новом единстве души и тела.
Мария и молитва
Молясь Иисусу или Его Отцу, мы просим о милосердии или о прощении грехов. Мы никогда не просим об этом Марию - милосердие и прощение только у Господа. Однако в сложных ситуациях мы часто просим друзей помолиться с нами или за нас. То же самое и с Марией - мы просим помолиться о нас нашу Мать так же, как Она молилась об учениках Иисуса и вместе с ними в Иерусалиме.
«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», №44 (149), 7 декабря 1997 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...