Недавно я посмотрел фильм "Изгоняющий дьявола" и потом мы с друзьями долго спорили об одержимости дьяволом. Оказалось, я единственный (хотя я католик), кто в это не верит. Я искренне сомневаюсь, что он обладает такой силой, как это показано в некоторых книгах и фильмах. Дейстивтельно ли это так? Возможно ли, чтобы дьявол вселился в человека? Есть ли люди, поклоняющиеся ему?

Игорь Яхимович, г. Казань


Можете сомневаться сколько угодно, но ответ на все три ваши вопроса - "да". Есть люди, поклоняющиеся сатане, он действительно обладает огромной силой и может овладеть человеком. Книги и фильмы сделали этот вопрос источником развлечения. Проблема в том, что, рассуждая о дьяволе, люди больше дают воли своему воображению, а не способности рассуждать. Его чуть ли не буквально представляют существом в красном трико с острой черной бородкой, с рогами, копытами и раздвоенным хвостом. Этот образ пришел к нам из оперы, мультфильмов,  литературы. Ни Библия, ни богословские трактаты ничего такого нам не говорят.

Пока подобные образы не выветрятся из нашего сознания, мы не начнем по-настоящему понимать, почему Церковь верит в существование дьявола. А верит она именно потому, что верит и в другие вещи - например, в то, какова природа творения. Нормальное человеческое восприятие и нормальный разум говорят нам, что творение развивается от низшей ступени к высшей. Существуют неживые и неподвижные творения - например, камни. Есть живые творения, неспособные двигаться - например, деревья. Есть движущиеся живые твари, неспособные мыслить - например, собаки. Есть живые, движущиеся, мыслящие существа - люди. Но иерархия творения восходит и выше. Есть духовные существа, не ограниченные пространством и временем - например, ангелы. Превыше всех находится Сам Создатель этой иерархии творения. Если вы еще немного подумаете, то увидите, что у каждого творения есть свои ограничения. Спросите человека с улицы, что, по его мнению, является наиболее реальным, и он, скорее всего, подумает о чем-нибудь прочном и осязаемом,  типа камня. Он кажется ему "реальнее" духа. Но он не прав. Чем больше ограничений имеет творение, тем менее оно реально. А камень гораздо менее свободен, чем ангел.
Что касается дьявола, то он в иерархии творения находится выше человека, он менее ограничен - потому что когда-то он был ангелом. Он стал дьяволом, злоупотребив своей  свободой воли и отвратившись от Бога. Для него не было надежды на искупление, потому что он так высоко стоял в иерархии творения, был настолько близок к Богу, что прекрасно сознавал, что делает и не был под властью мира и плоти. Он потерял блаженство, но не утратил разума и духовной власти над низшими существами материального мира. И потому ответом на один из ваших вопросов будет - да, он действительно обладает большой властью.
"Изгоняющий дьявола", насколько я знаю, - это вымышленная история. Есть и другие, авторы которых утверждают, что они основаны на реальных фактах. Никто не может приказать вам верить в подобные истории. Даже если вы сочтете необходимым признать, что такие ужасы действительно происходят, вы свободны объяснять их психологическими причинами - самовнушением, галлюцинациями, действием наркотиков. Но с католической точки зрения, вам нельзя сомневаться в том, что эти явления вполне могут быть и происками дьявола. Есть творения, которые способны делать такие вещи.
Вы не обязаны верить, что за определенной последовательностью событий стоял дьявол. Неважно, о чем идет речь, - вы вправе с чистой совестью отрицать, что дьявол имеет к этим событиям отношение, но вы не можете отрицать и то, что он мог быть с ними связан.
Если вы обсуждаете какие-то события из Священного Писания, то прежде чем предлагать версии, исключающие участие в них дьявола, правильно было бы изучить древние языки, на которых написана Библия, историю создания книг Библии, комментарии Отцов Церкви и традиционную церковную интерпретацию данных текстов. По-настоящему глубокие ученые осознают, насколько опасно было бы изъять упоминание о дьяволе из Писания. Откажитесь от него - и вы одним махом отвергнете всех ангелов, из числа которых он происходит. Начните отрицать ангелов - и вы поставите под вопрос само общение Бога с человеком. Откажитесь от этого - и можете начать придумывать религию для своего личного употребления, если вы, конечно, в ней вообще нуждаетесь.
Вы спрашиваете, возможно ли, чтобы дьявол мог завладеть человеком. Возможно - исходя из того, что его духовные и ментальные силы больше, чем у человека. Восемь из чудес Господа нашего связаны с изгнанием дьявола. Верно, что древнесемитское сознание отождествляло с сатаной и неудачу в делах, и болезни, и лунатизм, и вообще всякое зло. Однако Евангелия рассказывают о бесах как о личностях, которые кричат и признают Иисуса Сыном Божиим. Если вы только не сочтете это аллегорией, то эти эпизоды расскажут вам о том, как дьявол может завладеть человеческой личностью.
Сколь ни ужасна может быть одержимость, человек, страдающий от нее, не обязательно грешит и не может отвечать за слова и действия, навязанные ему дьяволом. На этом основан обряд изгнания дьявола (экзорцизм). Молитвы экзорциста направлены не на человека, а на злые дела дьявола. До II Ватиканского Собора готовящимся к священству обычно поручалось служение экзорциста и позднее эти полномочия, естественно, с них слагались. Без указания епископа изгнание дьявола проводиться не могло. Это ограничение проистекало из страха, что дьявол может повредить неопытному экзорцисту, и отчасти потому, что экзорцисты-любители могли ошибочо принять за одержимость другие расстройства - например, обычные галлюцинации, безумие и т. п.
После реформы младшие чины, среди прочих и экзорциста, были упразднены, но это, конечно, не упразднило необходимости, которая иногда в них возникает. Фильмы типа "Изгоняющий дьявола" достаточно точно воспроизводят происходящее с одержимым. Часто устрашающие симптомы не устранимы. Последняя надежда - экзорцизм, но это не значит, что Церковь автоматически предписывает его во всех подобных случаях. Напротив, она предпочитает удостовериться, что рвота, сверхчеловеческая сила и другие нарушения не вызваны чисто физической болезнью жертвы.
Что касается поклоняющихся дьяволу, то о существовании сатанинских культов даже и вопроса быть не может. Уже в европейской средневековой традиции мы найдем множество преданий и легенд о дьяволопоклонниках, например, о Фаусте. Сто лет назад зловещей славой пользовался культ на острове Капри, бывшем в античные времена местом бесстыдных оргий императора Тиберия. А в наше время незачем далеко ходить, чтобы найти их. Вот совсем недавно я встретил трех сатанистов на станции метро "Лубянка" в Москве. Они были одеты в сатанистские одежды, и на них были перевернутые кресты. Их легко отличить от панков или тех же скинхэдов, потому что их отличительная черта - надругательство над распятием.
Здесь я присоединяюсь к вашему скептицизму. Подобно тому, как недруги Церкви обвиняют ее в любви к деньгам и недостатке веры, я обвиняю дьяволопоклонников в том, что они наживаются на доверчивости последователей и сами не верят в то, что проповедуют. Если уж ты веришь в дьявола, то ты обязательно должен верить и в Бога, а сатанистов в этом как раз "не упрекнешь". Нормальный человек всегда предпочитает добро злу. Если он выбирает зло, то лишь потому, что ошибочно принимает его за добро. Я не могу поверить, что человек в здравом рассудке может действительно поклоняться реальному дьяволу. Есть люди, которые утверждают, что это так. Но и в этом случае они всего лишь думают, что зло - это добро для них.
Ваши шансы встретиться с дьяволом во плоти примерно  такие же, как быть ударенным по голове метеоритом, при этом шансы на выживание неизмеримо выше. Но если, сохрани Господь, вы с ним встретитесь, помните, что я вам сказал: какою бы властью он ни обладал над вами, он не может повредить вам в нравственном отношении. Ваша свободная воля всегда при вас. Все, что он может сделать - это искусить вас. И вам даже не нужно носить на шее чеснок, как это делают, например, в Трансильвании. Молитва в таких случаях гораздо полезнее.

О. Ежи Ягодзинский, SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...