Обращение представителей католической общественности архиепархии Божией Матери в Москве к Конференции Епископов Италии и к Совету Епископских Конференций Европы.


Дорогие братья и сестры, вы не хуже нас осведомлены о прискорбных событиях в религиозной жизни России, порожденных острым кризисом во взаимоотношениях Русской Православной Церкви и Католической Церкви в нашей стране. Этот кризис вызван резко негативной реакцией Русской Православной Церкви на решение Святого Престола от 11 февраля сего года о преобразовании структур Католической Церкви в нашей стране из временных апостольских администратур в постоянно действующие епархии. Это долгожданное и радостное событие в жизни российских католиков вплоть до сегодняшнего дня неизменно трактуется православной стороной как "недружественный акт" и открытое свидетельство о прозелитических целях католического присутствия в России. Несмотря на неоднократные официальные разъяснения с католической стороны цели этих преобразований, опровержения обвинений и т.н. фактов прозелитизма, несмотря на постоянные призывы к диалогу, ситуация не только не разрешается, но становится все более угрожающей для нормальной жизнедеятельности католических общин на территории Российской Федерации.

Мы считаем, что урегулирование создавшейся ненормальной ситуации в положении Католической Церкви в России зависит не только от соответствующих действий компетентных церковных структур и усилий дипломатии Святого Престола, но не в последнюю очередь - от ясной и однозначной позиции самих католиков, как в нашей стране, так и во всем мире.
К сожалению, за последнее время со стороны наших собратьев-католиков за рубежом, и прежде всего представителей отдельных католических епархий в Италии, все чаще отмечаются случаи проявления "особого мнения" в отношении ситуации, сложившейся вокруг Католической Церкви в России. Это "особое мнение" выражается путем прямого или косвенного осуждения действий Святого Престола в преобразовании структур Католической Церкви в России и поддержки обвинений священноначалия РПЦ в адрес российских католиков. Проявление подобных братских чувств к православным в России происходит во время визитов представителей этих епархий в нашу страну и их встреч с Патриархом Московским и руководством Отдела внешних церковных связей МП. Речь идет о следующих инициативах: 3.07.2002 - встреча Патриарха Московского с делегацией клириков и мирян епархии Вероны (Италия) во главе со священником Луиджи Адами, 22.08.2002 - встреча Патриарха Московского с делегацией католических священнослужителей и мирян из итальянской епархии Камерино-Сан-Северино-Марке (Италия) во главе с архиепископом Анджело Фаджиани, 3.09.2002 - встреча Патриарха Московского с участниками паломнического путешествия в Россию, организованного журналом "Фамилия Кристиана".
Мы ни в коей мере не отрицаем необходимость подобных контактов между представителями Церквей-сестер - местных католических Церквей и Русской Православной Церкви, более того, мы всячески приветствуем их развитие особенно в это кризисное время. Мы также не отрицаем свободы выражения собственного мнения по поводу сложившейся ситуации. Однако законную озабоченность и тревогу российских католиков вызывает тот факт, что эти встречи наших католических собратьев с православной стороной, как правило, игнорируют присутствие и мнение Католической Церкви в России. При этом  вышеупомянутые итальянские католики, очевидно, не задаются вопросом о том, не повредят ли их инициативы местной католической общине? Таким образом, из желательных посредников и миротворцев наши зарубежные собратья волей или неволей начинают играть роль дестабилизирующего фактора в крайне сложной ситуации, сложившейся религиозной жизни сегодняшней России. Их заявления односторонне преподносятся представителями Московского Патриархата как осуждение действий Святого Престола и "экуменическое" свидетельство обвинения против католического прозелитизма в России. В глазах российской общественности эти необдуманные действия наших западных собратьев лишь подрывают авторитет Католической Церкви, а для самих российских католиков выглядят в лучшем случае неуважительными.
Какими благими порывами ни вдохновлялись инициаторы подобных акций, на поверку результаты их действий выглядят двусмысленно и по сути искажают цель экуменизма. Желание показать, что на католическом Западе есть "настоящие экуменические католики", несогласные с мнением Святого Престола и готовые отступиться от своих неудобных собратьев-католиков в России для того, чтобы поддержать православных, ведет лишь к углублению существующего конфликта и свидетельствует о крайне поверхностном и спекулятивном понимании сути экуменического диалога.
Однако с недоумением мы должны отметить, что вышеупомянутые псевдоэкуменические инициативы до сих пор не получили никакой оценки со стороны официальных представителей итальянской католической иерархии и Итальянской Конференции Епископов. В создавшейся ситуации мы хотели бы услышать голос Католической Церкви в Италии в лице Конференции Епископов и мнение Совета Епископских Конференций Европы.
Мы призываем наших братьев и сестер к выражению католической солидарности как в России, так и за рубежом.  Мы убеждены, что, пусть даже исходящие из самых добрых намерений, но непродуманные и по существу сепаратистские действия не способны созидать мир и согласие между учениками Христовыми, но ведут только к дальнейшей провокации скандального разделения между христианами и к ухудшению межконфессиональных отношений в России.

 

С искренним уважением и любовью во Христе,
Игорь Баранов, Мария Галкина, Юрий Гнедков, Лука Гомульский, Александр Горелов, Лариса Господникова, Виталий Задворный, Сергей Зыков, Ирина Ившева, Ольга Карпова, Галина Кобякова, Иван Лупандин, Александр Минасян, Вадим Набойченко, Валентина Нечеснюк, Евгений Субачев, Леонид Тишинский, Виктор Хруль, Алексей Юдин

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ, №40 (389)    27 октября 2002 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...