Совершается ли в Католической Церкви литургия Преждеосвященных Даров Папы Григория Двоеслова?
Владислав Северов, Москва

Этот литургический акт в римском обряде называется Missa Presantificatorum, причем в византийской литургии имеет то же самое название. Первопричиной подобного определения является тот факт, что материя этой мессы, Евхаристия, уже освящена: Преждеосвященные Дары - иначе говоря, Дары, освященные на предыдущей мессе, потребляются на настоящей...

В истории римской литургии это богослужение порой называлось Missa sicca, сухая месса, или месса без освящения, где преждеосвященная Евхаристия присутствует только в виде хлеба. На самом деле нужно различать две вещи: месса Преждеосвященных Даров имеет очень древние истоки, и связана с обычаем совершать мессу только по воскресеньям, субботам и иногда по четвергам; в другие дни, прежде всего, в монастырях, совершалось причастие Преждеосвященными Дарами во исполнение благочестивой практики ежедневного причащения. Кроме того, месса Преждеосвященных Даров в последующие века служила для торжественного совершения причастия при особых обстоятельствах.
Сухая же месса была введена только в Средние века для удовлетворения благочестия некоторых священников, и даже не предусматривала причастие, а ограничивалась молитвами мессы. Порой имели место и злоупотребления, не раз порицаемые, заключавшиеся в использовании сухой мессы для замены Missa binata, то есть второй ежедневной мессы, которая таким образом даже не совершалась, но позволяла принимать второе приношение.
Как все существующие установления, месса Преждеосвященных Даров развивалась постепенно. Самый древний текст, в котором говорится об этой мессе, принадлежит Софронию Иерусалимскому (+638), говорящему о ней как о древнем установлении, которое следует приписывать апостолам. На самом деле это скорее некий обряд, практиковавшийся изначально Сирийской Церковью. Как уже было сказано, обычай распространился, прежде всего, в монашеских общинах, которые изначально были образованы мирянами и не имели священников; находясь в уединенных местах, они не могли часто принимать участие в мессе. Кроме того, о нем настойчиво просили те, кто был лишен возможности приобщиться к жертвоприношению мессы - больные и умирающие, или отсутствующие на ней по серьезным причинам.
Особое значение причащение Преждеосвященными Дарами обретало в условиях гонений. Сельские приходы также часто оставались без священников, в случае их отсутствия в глубинку направлялись диаконы с Преждеосвященными Дарами.
Особым случаем является месса, которая вспоминает установление Евхаристии в Святой четверг, в древние времена это была единственная месса, совершавшаяся вместе с вечерней. В период, который, как кажется, восходит к V-VI вв., причащение этой мессы переносилось на следующий день, Страстную пятницу, которая всегда была не литургической, поскольку целиком посвящена воспоминанию Страстей Христовых. Таким образом избегали двойного причастия в Страстной четверг.
Подобная практика осталась традиционной, в том числе и с целью торжественного совершения поклонения кресту, типичного для Страстной пятницы: действительно, в нынешней римской литургии Страстная пятница - это единственный день, когда предписывается причащение Преждеосвященными Дарами. Взамен было восстановлено общее причащение верных в Страстной четверг, которое, более того, особо рекомендуется, и разрешается причащение под двумя видами (которое всегда возможно по серьезным пастырским и духовным причинам).
Только византийская литургия связывает этот обряд с именем Григория Великого, что представляется достаточно сомнительным. Ничего подобного в римской литургии не имеет места. Подобная связь, возможно, обусловлена тем, что св. Григорий включил в мессу молитву "Отче наш", которая имеет особое значение в литургии Преждеосвященных Даров.
В византийской литургии чаще используется подобный обряд, предназначенный для будних дней Великого Поста, самого "сильного" литургического времени, в которое с большей легкостью сохраняются самые древние традиции.
О. Стефано Каприо

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...