В краю купцов и мореходов
Архангельск расположен на берегах Северной Двины и островах ее дельты (Двинская губа Белого моря). Население его составляет более 400 тысяч человек.
Город был заложен в 1584 г. по указу Ивана Грозного на правом берегу Северной Двины, на мысе Пур-Наволок, как деревянная крепость; известно, что уже в XII в. на этом месте стоял построенный новгородцами Михайло-Архангельский монастырь.
Архангельск - первый крупный морской порт Российского государства. В XVII в. город переживал период расцвета, благодаря беломорской торговле с Англией и другими европейскими странами. С 1620-х годов в Архангельске существовала иностранная колония (одним из первых каменных строений был Гостиный двор). На рубеже XVII - XVIII вв. город сыграл важную роль в истории русского военно-морского и торгового флота (в 1693 г. в одном из районов Архангельска - Соломбале - Петром I были основаны верфь и Адмиралтейство). С 1708 г. Архангельск - губернский город. В 1918-1919 гг. он подвергся англо-франко-американской оккупации. С 1929 г. - центр Северного края, а с 1937 г. -Архангельской области.
В 75 км. от Архангельска расположено с. Холмогоры, прежде, с XIV в., бывшее уездным городом. До революции в городе, кроме православных, действовали две англиканские, католическая, лютеранская, реформатская церкви, мечеть и синагога.
Первые католики
Первыми католиками в Архангельске были, без сомнения, купцы и матросы иностранных торговых кораблей, прибывавших из Англии и Германии. Селились они в Немецкой слободе, а возможно, также в Холмо-горах и в Вологде. В Соломбале издавна существовали улицы Ирландская и Французская. В XVII в. в Архангельске действовали только реформатская и лютеранская церкви, но есть сведения, что еще при Петре I в городе открылась миссия иезуитов.
Часовня в Соломбале
Начиная с 1835 г. в Соломбале существовала гарнизонная часовня, которая была единственным местом молитвы для католиков Архангельской, Вологодской и, частично, Нижегородской губерний. Военный капеллан, священник-бернардинец И. Володкович, в своем отчете архиепископу Игнатию Головинскому писал, что в городе храма нет, есть лишь временная часовня во флотских казармах с тремя скромными алтарями, сооруженными за счет солдат (согласно другим сведениям, в часовне было пять деревянных престолов, в том числе - св. Иосифа). В 1840 г. в городе служил священник Геркулан Юшкович.
До 1846 г. часовня относилась к Петрозаводскому приходу, поскольку именно там находился штаб Третьего округа Корпуса внутренней стражи с постоянным капелланом при нем. После перевода штаба в Архангельск командующий приказал капеллану также переехать в этот город и уже отсюда опекать вверенную ему паству. В 1866 г. штаб был вновь переведен - на этот раз в Вологду, а с ним переехал и капеллан, "...приезжая раз в год, совершая требы в доме военного ведомства, где устроена небольшая капелла."
В декабре 1862 г. прихожане (в городе и уезде тогда проживало 513 католиков, 481 из них были младшими и средними военными чинами, а во время навигации на кораблях прибывали матросы католического исповедания; кроме того, к 1864 г. в Архангельской арестантской роте содержалось 400 поляков) стали ходатайствовать о предоставлении права проживания в Архангельске одному из ссыльных священников, которых после подавления восстания в Польше было немало в уездных городах губернии. Прошение было поддержано губернатором, и в том же году был назначен постоянный священник - о. Тит Красовский, построивший в 1869 г. первый небольшой деревянный храм на берегу Северной Двины (до того часовня находилась в деревянном доме в Кузнерицкой части города). В храме было два престола, над главным - образ Остробрамской Богоматери и маленький, "о трех голосах", орган.
В 1873 г. церковные власти перевели о. Красовского в Вологду, и лишь в 1882 г. был официально назначен новый настоятель - капуцин о. Ювеналис Яжвис-Язвецкий, освобожденный из-под полицейского надзора 17 сентября 1879 г., и с того времени регулярно совершавший богослужения в храме.
Храм свв. апп. Петра и Павла
Храм был передан навсегда приходу решением Архангельской Думы в 1880 г., но простоял он недолго - 9 июня 1891 г. от непогашенной свечи вспыхнул пожар, который настолько сильно повредил здание, что его уже невозможно было восстановить. Католики Архангельска обратились к архиепископу с просьбой разрешить постройку нового каменного храма на отведенном участке, на углу ул. Набережной и Пермской.
8   том же году город посетил епископ Франциск Альбин Сымон, совершивший миропомазание 40 прихожан. Богослужения временно совершались в церковном доме, но в 1892 г. синдики (члены приходского совета) вошли в соглашение с купцом Сурковым и устроили временную часовню в деревянном флигеле его дома в центре города. В марте 1892 г. о. Яжвис-Язвецкий освятил в этом помещении деревянные престолы во имя Спасителя и Матери Божией.
9   июля 1895 г. новый настоятель, о. Болеслав Филиппович, освятил закладной камень нового храма, а всего год спустя, 29 июля 1896 г., деревянное, с двумя башнями здание было построено (длина его была 10 сажен, ширина - 6). В уличной часовенке, находившейся в церковной ограде на углу Троицкой и Олонецкой улиц (ныне - ул. Гайдара), был помещен прекрасный образ святых апостолов.
Приход и Советы
8 марта 1918 г. приход вошел в состав Петроградского деканата, но 20 октября 1919 г. настоятель о. Сонгайло выехал из города вместе с эвакуирующейся польской армией, тремя французскими и двумя английскими военными капелланами. 2- 13 апреля 1920 г. в городе находился петербургский священник Ян Василевский, совершивший Пасхальную Литургию. Тогда же при церкви были организованы курсы польского языка и литературы для детей и взрослых (руководитель- госпожа Казимира Козакова, бывшая учительница в приюте прелата Антония Малецко-го в Санкт-Петербурге).
В 1920 г. метрические книги были переданы по распоряжению Архангельского отдела управления Петроградскому Центральному окружному ЗАГСу, в 1921 г. был частично национализирован приметный дом (в нарушение договора от 18 июня 1920 г., передававшего в распоряжение верующих "...здание церкви и приметный дом со службами на углу Олонецкой и Виноградова ул., под №111/6"), а 12 ноября того же года этот дом был национализирован уже окончательно. В1930 г. храм закрыли, а позже разобрали.
Часовни
По крайней мере в 1835-1842 гг. действовали часовни в Новодвинской крепости (св. Иосифа?) и при Шенкурском якорном заводе (Пресвятой Девы Марии - Царицы Святого Розария?), с 1864 г. - при шестом исправительном отделении арестантской роты (400 арестантов в 1864 г., 300-в 1887 г.).
В разное время образовывались значительные поселения ссыльных в Шенкурске, Мезени, Сольвычегодске, но организованных форм литургической жизни там не было.
Наши дни
Приход был возрожден весной 1993 г., вновь зарегистрирован 20 мая 1994 г. Богослужения время от времени совершал священник Кшиштоф Пожарский на частных квартирах, в домах культуры и здании ЗАГСа (бывшей англиканской церкви).
Прибытие в Архангельск прелата Хенрика Левандовского позволило обустроить домовую часовню.

 

 

На правах рекламы:

Недавно одна фотостудия в Санкт-Петербурге начала специализироваться на создание таких вот «старинных фото». Сейчас в различных фото сервисах предлагают семейные фотографии, которые традиционно делали наши бабушки и дедушки, надевая самые лучшие платья и рубашки для посещения фотоателье.  Остановись мгновенье, ты – прекрасно, -- говорил когда-то Фауст. Наверное, речь шла о фотографии, правда, сделанной не на мобильный телефон.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...