Послание Папы к XLII Всемирному дню СМИ (4 мая 2008 года)
Дорогие братья и сестры!
1. Тема Всемирного дня социальных коммуникаций этого года – “Средства социальной коммуникации: на перепутье между протагонизмом и служением. Искать истину, чтобы поделиться ею” – подчеркивает, сколь важна роль этих средств в жизни людей и общества. Действительно, нет такой области человеческого опыта, особенно если принять во внимание обширное явление глобализации, в которой масс-медиа не превратились бы в составную часть межличностных отношений, а также социальных, экономических, политических и религиозных процессов. В связи с этим, в Послании на Всемирный день мира 1-го января этого года я писал: “Средства социальной коммуникации, в силу воспитательного потенциала, каким они располагают, несут на себе особую ответственность за продвижение уважения к семье, за разъяснение ее потребностей и прав, за выявление ее красоты” (п. 5).
2. Благодаря стремительному технологическому развитию эти средства массовой информации приобрели исключительные возможности, выдвинув одновременно новые и непредвиденные вопросы и проблемы. Бесспорным является вклад, который они могут внести в обмен новостями, в ознакомление с фактами и в распространение знания: к примеру, они сыграли решающую роль в распространении грамотности и в социализацию, равно как в развитие демократии и диалога между народами. Без их вклада было бы действительно трудно содействовать пониманию между народами и улучшать его, придать вселенский масштаб диалогам о мире, гарантировать человеку важнейшее благо информации, обеспечивая одновременно свободный обмен мнениями, прежде всего, относительно идеалов солидарности и социальной справедливости. Да, масс-медиа в целом являются не только средствами распространения идей, они могут и должны быть также и средствами, служащими для того, чтобы сделать мир более справедливым и солидарным. Однако существует опасность того, что они, напротив, могут быть превращены в систему, подталкивающую человека следовать логике, продиктованной преобладающими интересами настоящего момента. Я имею в виду случаи, когда коммуникацию используют в идеологических целях или для размещения продуктов потребления с помощью агрессивной рекламы. Под предлогом изложения реального положения вещей фактически делается попытка узаконить и навязать искаженные модели личной, семейной или общественной жизни. Кроме того, с целью увеличения аудитории порой, без излишнего смущения, прибегают к нарушению правил, к вульгарности и насилию. И, наконец, имеется опасность того, что через масс-медиа могут быть предложены и поддержаны такие модели развития, которые вместо того, чтобы уменьшать пропасть между богатыми и бедными странами, увеличивают ее.
3. Человечество сегодня находится на распутье. То, что я писал в энциклике Spe salvi относительно неоднозначности прогресса, предлагающего беспрецедентные возможности для добра, но в то же время открывающего новые безмерные, доселе не существовавшие возможности зла, равным образом касается и средств массовой информации (ср. п. 22). Поэтому следует спросить себя, разумно ли позволять, чтобы средства социальной коммуникации использовались с целью необузданного «протагонизма», либо оказывались во власти тех, кто пользуется ими для манипуляции сознания людей. Разве не следует добиваться того, чтобы они оставались в служении человеку и общему благу и способствовали “развитию этического формирования человека, его духовному возрастанию” (там же)? Их необыкновенная сила воздействия на жизнь личности и общества является широко признанным фактом, но сегодня необходимо обратить особое внимание на изменение – я бы даже сказал, на самую настоящую мутацию – роли, которую им приходится играть. Коммуникация сегодня все более жестко заявляет о своей претензии на то, чтобы не только отражать действительность, но и определять ее благодаря присущей ей власти и силе внушения. Можно констатировать, к примеру, что в некоторых событиях масс-медиа используются не только по их прямому назначению, как средство информации, но и для того, чтобы “создавать” сами эти события. Это опасное изменение их роли с тревогой замечают многие пастыри. Именно потому, что речь идет о реальностях, глубоко влияющих на все измерения человеческой жизни (нравственную, интеллектуальную, религиозную, межличностную, эмоциональную, культурную), ставя на карту благо человека, следует подчеркнуть, что не все, что является технически возможным, допустимо с этической точки зрения. Поэтому воздействие средств коммуникации на жизнь современного человека вызывает неизбежные вопросы, на которые следует найти безотлагательные решения и ответы.
4. Роль, которую средства социальной коммуникации приобрели в обществе, следует отныне считать составной частью антропологического вопроса, возникающего как решающий вызов третьего тысячелетия. Подобно тому, что происходит в человеческой жизни, в браке и семье, в сфере великих вопросов современности, касающихся мира, справедливости и защиты творения, также и в сфере социальных коммуникаций затрагиваются основополагающие измерения человека и его истины. Когда коммуникация утрачивает этические ориентиры и избегает социального контроля, это приводит к тому, что она больше не считается с центральностью человека и с неприкосновенностью его достоинства. В результате возникает угроза того, что масс-медиа будут негативно влиять на совесть человека, на принимаемые им решения, и, в конечном счете, обуславливать свободу и саму жизнь людей. Вот почему необходимо, чтобы социальные коммуникации ревностно защищали человека и в полной мере уважали его достоинство. Сегодня уже немало людей понимают, что в этой сфере необходима “инфоэтика”, подобно биоэтике, существующей в области медицины и в научных исследованиях, связанных с жизнью.
5. Не следует допускать того, чтобы масс-медиа превратились в мегафон экономического материализма и этического релятивизма, истинных язв нашего времени. Вместо этого средства массовой коммуникации могут и должны способствовать распространению истины о человеке, защищая ее от тех, кто склонен отрицать или разрушить ее. Можно даже сказать, что поиск и изложение истины о человеке составляют высочайшее призвание социальной коммуникации. Использование с этой целью всех средств выражения – становящихся все более привлекательными и утонченными, – имеющимися в распоряжении масс-медиа, является увлекательной задачей, выполнять которую надлежит в первую очередь руководителям и работникам этой отрасли. И все же эта задача касается некоторым образом всех нас, поскольку в эпоху глобализации мы все являемся потребителями и участниками деятельности СМИ. Новые масс-медиа, телефония и особенно Интернет изменяют само представление о коммуникации, и, может быть, именно это является ценной возможностью, чтобы изменить ее, чтобы сделать более видимыми, как сказал мой глубоко чтимый предшественник Иоанн Павел II, главные и неотъемлемые черты истины о человеческой личности (ср. Апостольское Послание Стремительное развитие, 10).
6. Человек жаждет истины, он находится в поиске истины; доказательством тому являются также внимание и успех, вызванные множеством качественных публикаций, программ или фильмов, в которых признаны и прекрасно выражены истина, красота и величие человека, включая его религиозное измерение. Иисус сказал: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин 8, 32). Истиной, делающей нас свободными, является Христос, ибо лишь Он может полностью ответить на жажду жизни и любви, живущей в сердце человека. Тот, кто встретил Его и принял открытым сердцем Его послание, испытывает неудержимое желание поделиться этой истиной, сообщить ее другим: “О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, – пишет святой Иоанн, – что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни […], - о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна” (1Ин 1, 1-3).
Призовём же Святого Духа, чтобы не было недостатка в таких мужественных глашатаях и подлинных свидетелях истины, чтобы они, будучи верными Христовой заповеди и воодушевленными посланием веры, “сумели стать толкователями современных культурных потребностей, обязуясь жить эту эпоху коммуникации не как время отчуждения и потерянности, но как драгоценное время для поиска истины и для развития межличностного и международного общения” (Giovanni Paolo II, Discorso al Convegno Parabole mediatiche, 9 novembre 2002).
С таким пожеланием я преподаю всем с любовью свое Благословение.
Перевод - Агнуз.