Под богослужением, или литургией, подразумевается как вся совокупность культовых действий, совершаемых в Церкви (общинно или индивидуально, но от лица Народа Божия: само греческое слово "Leitourgia" означает "служение народа" или "служение для народа"), так и отдельный церковный обряд (в последнем случае – если речь идет о законченном обрядовом действии, а не о его части – уместно применять слово "служба"). Слово "литургия" является составной частью названий отдельных частей тех или иных богослужений.


Примечание: Не следует путать "литургию" с "Божественной Литургией" (см. ниже). Однако важно помнить, что в Православной Церкви просто "литургия", как правило, используется в значении Божественной Литургии и почти не используется в значении богослужения в целом.
Сам процесс совершения богослужения называется "священнодействием"; впрочем, это слово может также использоваться в значении отдельного богослужения.

Центром литургической жизни Церкви является [Святая] Месса* , или Божественная Литургия, – полное евхаристическое богослужение, т.е. такое богослужение, во время которого совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а также Причащение.
В Страстную Пятницу, когда не положено совершать полное евхаристическое богослужение, служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой не пресуществляются Святые Дары, а духовенство и миряне причащаются Тела Христова, освященного на Мессе накануне.

Месса состоит из двух основных разделов: Литургии Слова и Евхаристической Литургии. Смысл обоих сводится к нашей встрече с Богом: в первом – в слушании Его Откровения, во втором – в приобщении живому Христу посредством вкушения Его Тела и Крови.
Литургию Слова предваряют Начальные обряды. Они открываются входом духовенства, участвующего в Мессе, и прислуживающих им алтарников в пресвитерий. В это время может петься Входное песнопение. Важное место среди Начальных обрядов принадлежит Обряду покаяния. Завершаются Начальные обряды Вступительной молитвой, меняющейся в зависимости от дня, времени церковного года и т.п.
Во время Литургии Слова звучит Чтение из вне-евангельских книг Священного Писания (в воскресенья и великие праздники таких Чтений два), Ответный Псалом (его строфы перемежаются рефреном, повторяемым всеми участниками Мессы) и Евангелие (фрагмент одного из Евангелий), предваряемое Стихом перед Евангелием.
За Евангелием может следовать проповедь.
Вероятно, имеет смысл следовать давней православной традиции словоупотребления, в соответствии с которой выражение «читать проповедь» употреблялось только в том случае, когда проповедь действительно прочитывалась по заранее подготовленному тексту; во всех остальных случаях использовалось выражение «говорить проповедь» (совершенный вид «сказать проповедь»).

В воскресные и праздничные дни в конце Литургии Слова звучит исповедание веры, обычно произносимое всеми участниками Мессы. В завершение Литургии Слова может быть произнесена Всеобщая молитва, или Молитва верных, представляющая собой серию молитвенных прошений о нуждах Церкви и всего мира, а также, иногда, отдельных лиц.

Евхаристическая Литургия
– второй из основных разделов Мессы. Во время Евхаристической Литургии происходит освящение даров (хлеба и вина, непостижимым образом пресуществляемых в Тело и Кровь Христа), а затем Причащение.
Открывается этот раздел Мессы Приношением даров (которое можно называть также словом "Офферторий"). Оно начинается с Приготовления даров (хлеба и вина для освящения), во время которого может петься Песнопение на Приношение даров, а завершается изменяющейся в зависимости от дня церковного года Молитвой над дарами.
Во время Приношения даров может осуществляться сбор (т. е. сбор пожертвований на нужды общины и для помощи нуждающимся).

Важнейшую часть Евхаристической Литургии составляет Евхаристическая молитва, или Евхаристический канон, – молитва, во время которой совершается освящение даров. (Для обозначения Евхаристической молитвы может использоваться греческое слово "Анафора"*; впрочем, иногда это слово употребляется в более широком значении – для обозначения как Евхаристического канона, так и примыкающего к нему Обряда Причащения вместе взятых).
При совершении Мессы может быть использован текст одной из нескольких утвержденных Церковью Евхаристических молитв, по выбору священника.
Существенными элементами текста Евхаристической молитвы являются:
Префация (или Предначинание) – благодарение Богу за искупление, завершающееся славословием "Свят, Свят, Свят..." (сам же текст Префации меняется в зависимости от периодов или даже конкретных дней церковного года, а также определенных поводов совершения Мессы);
эпиклесис – призывание благодати Божией (в ряде Евхаристических молитв – моление о ниспослании Святого Духа) на дары;
повествование об установлении Евхаристии Господом нашим Иисусом Христом, обязательно содержащее Установительные слова, или Тайноустановительные слова, т.е. слова, произнесенные Господом на Тайной Вечере над хлебом и над чашей (именно эти слова считаются необходимыми для совершения освящения даров, и после их произнесения священником мы можем быть уверены, что перед нами не просто хлеб и вино, но Тело и Кровь Христа);
анамнесис – свидетельство о том, что это священнодействие совершается в память спасительных страданий, смерти и воскресения Христа, в ожидании Его второго пришествия;
ходатайственные молитвы – поминовение живых (в частности, Папы и правящего епископа) и усопших, наряду с прославлением Богородицы и святых, напоминающее о мистическом единении всей Церкви – Земной, Небесной и "Ожидающей" – в Евхаристической Жертве.
За Евхаристической молитвой следует Обряд Причащения, в который входит приветствие мира, преломление освященного Хлеба и собственно Причащение духовенства и народа (во время него может петься Причастное песнопение). Обряд Причащения завершается меняющейся в зависимости от дня церковного года Молитвой после Причащения.
В отношении Причащения важно правильно применять русские глаголы: "причащать верующих" либо "совершать Причащение верующих", но никоим образом не "уделять Причастие".
Завершает Мессу Заключительный обряд, содержащий Заключительное благословение священника (иногда – торжественное благословение) и отпуст (слова священника или диакона о том, что богослужение совершилось и народ может покинуть храм).

Литургия Часов
В этой части мы дадим обзор лексики, связанной с Литургией Часов, или Божественным Служением, т.е. богослужением суточного круга.
Отдельные богослужения суточного круга называются литургическими часами (соответственно, о каждом в отдельности, если оно не названо своим конкретным названием, говорится: "литургический час").
Применительно к часам следует говорить: "служить" тот или иной час (Вечерню, Утреню и т.п.), а в совершенном виде – "совершить час", напр.: "совершил вечерню"). В отношении индивидуального чтения часов можно использовать глагол "читать".
Суточный круг богослужений открывается Предначинанием, за которым следует Утреня (применительно к ней используется также название "Хвалы утренние"). К ней может также присоединяться Час чтений, содержащий предписанное на данный день чтение не только из Писания, но и из церковного наследия.
В середине дня служится Дневной Час, который, в зависимости от времени его служения, может называться Часом Третьим (ок. 9 часов утра), Часом Шестым (полдень) или Часом Девятым (ок. 3 часов дня); в соответствии с этим меняется и большая часть его текста.
Ранним вечером совершается Вечерня, а более поздним – Повечерие (его можно именовать также "Завершением дня").

Итак, термин «час» употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, это любое богослужение суточного круга; в этой связи литургисты вводят уточняющую терминологию, разделяя богослужения суточного круга на «великие часы» (Вечерня и Утреня – как наиболее продолжительные) и «малые часы» (все остальные). Во-вторых, слово «Час» используется в значении одной из т.н. «часовых служб», также относящихся к числу богослужений суточного круга, которые занимают время между «великими часами» (в нынешней богослужебной практике латинского обряда – Дневной Час); иногда понятие «малые часы» сужают до часовых служб.

На Страстной Неделе есть особые богослужения суточного круга. Это прежде всего Светильничное богослужение (или Люцернарий), которым открывается служба Навечерия Пасхи, с благословением огня и пасхальной свечи (иногда эту часть пасхальной службы называют также "Литургией света"). В некоторых общинах сохранена традиция служить Тёмную Утреню в четверг, пятницу и субботу Страстной Недели (название этого богослужения объясняется тем, что во время него гасятся одна за другой свечи и постепенно храм погружается во мрак)*.

К числу структурных элементов богослужений суточного круга относятся: Псалмодия, содержащая Псалмы или Песни из Ветхого и Нового Завета; антифоны – строфы, обрамляющие Псалмы или Песни либо повторяющиеся между их стихами; Ответ на Слово Божие; молитвенные Прошения; Песнь из Нового Завета (постоянная для завершения Утрени, Вечерни и Повечерия – см. ниже); Заключительная молитва [часа].
Неизменяемых текстов в каждом из литургических часов довольно мало: это тексты которыми начинается и завершается литургический час (включая Отпуст при общинном служении Утрени и Вечерни), Молитва Господня («Отче наш») на Утрене и Вечерне, а также Песнь из Нового Завета: на Утрене – Песнь Захарии (Лк 1. 68-79), на Вечерне – Песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), на Повечерии – Песнь Симеона (Лк 2. 29-32). Остальные тексты меняются в зависимости от конкретного литургического часа и дня недели (в ряде случаев с двух- или четырехнедельной периодичностью), либо от дня церковного календаря.

Более подробно о Литургии Часов и ее элементах можно прочитать в предисловии к книге "Литургия Часов", изданной в Москве общиной "Дочерей св. Павла" в 1995 г.

Таинства
Таинства – это «действенные знамения благодати, установленные Христом и вверенные Церкви, через которые нам дается божественная жизнь. Видимые обряды, посредством которых совершается таинство, означают и осуществляют благодать, присущую каждому таинству» (Катехизис Католической Церкви, 1131).
Согласно католическому вероучению существует 7 таинств Церкви: Крещение, Миропомазание (или Конфирмация), Евхаристия, Покаяние (или Примирение), Елеопомазание больных (или Елеосвящение), Священство и Брак.
Смысл каждого из семи таинств весьма емко охарактеризован в Догматической конституции II Ватиканского Собора о Церкви («Lumen gentium», 11): «Верующие, включенные в Церковь через Крещение, неизгладимой печатью поставляются для богослужения в христианской религии и, возрожденные как дети Божии, обязываются исповедовать перед людьми веру, полученную от Бога через Церковь. Таинством Миропомазания они соединяются более совершенно с Церковью, одаряются особою силою Духа Святого и еще более обязываются как истинные свидетели Христа распространять и защищать веру словом и делом. Участвуя в Евхаристической Жертве, источнике и вершине всей христианской жизни, они приносят Богу божественную Жертву и с нею самих себя. Таким образом, как через приношение, так и через Святое Причастие, все они имеют соответствующее участие в священнодействии. И, насыщенные Телом Христовым во Святом Причащении, они действительно являют единство Народа Божия, столь совершенно знаменуемое и столь дивно осуществляемое в этом великом Таинстве. Приступающие к таинству Покаяния получают по милосердию Бога отпущение содеянного перед ним прегрешения и в то же время примиряются с Церковью, которой, согрешая, они нанесли раны и которая, своей любовью, своим примером и своими молитвами содействовала их обращению. Через Елеосвящение и молитвы священников вся Церковь препоручает больных Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи спас их, и, более того, напутствует их, чтобы через свободное свое приобщение страданиям и смерти Христа они содействовали благу Народа Божия. Кроме того, те из верующих, кто удостоен таинства Священства, поставляются именем Христа пасти Церковь словом и благодатью Божией. И, наконец, христианские супруги в силу таинства Брака, через которое они знаменуют тайну единства и плодотворной любви между Христом и Церковью и участвуют в этой тайне, помогают друг другу в освящении через супружескую жизнь, рождение и воспитание детей и таким образом в своем состоянии и положении имеют свой собственный дар в Народе Божием».

Заслуживают пояснения некоторые особенности использования как самого слова таинство, так и лексики, непосредственно связанной с таинствами в целом.
Когда слово таинство употребляется в значении одного из семи таинств Церкви, его следует писать с маленькой буквы. То же слово Таинство с большой буквы (иногда с эпитетом Пресвятое) обозначает конкретно Таинство Евхаристии.
Наименования каждого из семи таинств – кроме Евхаристии, которая всегда пишется с большой буквы – могут писаться как со строчной, так и с прописной буквы (желательно, конечно, чтобы в одном тексте был принят только один из двух возможных принципов написания).
От слова таинство образуется прилагательное таинственный (с ударением на первый слог!); оно может быть заменено синонимом сакраментальный. Область богословия, исследующая таинства, называется сакраментологией.

Хотя слово таинство зачастую соседствует с глаголом совершать (или существительным совершение), эти и производные от них слова требуют в данном контексте весьма аккуратного подхода. Действительно любое таинство совершается в Церкви. Но никакой человек не может быть совершителем таинства: таинство совершается Самим Господом, и только Он может считаться его совершителем. Человек же, совершающий обряд таинства (будь то епископ или священник, а для некоторых таинств – диакон или даже, в особых случаях, любой человек, имеющий соответствующее намерение) – только служитель таинства.
Итак, хотя допустимо говорить совершать Крещение, Миропомазание и т.п., желательно избегать в отношении служителя таинства выражения «совершать таинство»: служитель таинства только совершает обряд таинства. Поэтому в отношении священнослужителя глагол совершать обряд таинства применим в контексте таинств Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Елеосвящения и Священства. Особое место занимает таинство Брака, поскольку его служителями являются в латинском обряде сами брачущиеся* – жених и невеста. Но священнослужитель, тем не менее, совершает венчание, т.е. обряд таинства Брака (хотя самый главный момент венчания совершают, при свидетельстве священнослужителя, брачущиеся). Кроме того, глагол совершать несколько иначе используется в контексте таинства Покаяния: «совершать покаяние» говорится не о служителе таинства Покаяния, а о кающемся.
Действие служителя таинства в отношении принимающего благодать этого таинства выражается глаголом преподавать. Священнослужитель преподает таинство (но ни в коем случае не «уделяет» его!) тому, кто его принимает. Глагол преподавать (совершенный вид преподать) по-разному используется в контексте различных таинств: священнослужитель преподает Крещение, Миропомазание, Причастие (Святые Дары, или Святые Тайны), Елеопомазание; епископ преподает рукоположение. Кандидат принимает Крещение, Миропомазание, рукоположение; причащающийся принимает Причастие (Святые Дары, Святые Тайны); больной принимает Елеопомазание. Однако при совершении таинства Покаяния священник принимает исповедь у кающегося.

В тех случаях, когда по особой необходимости преподание таинства поручено в законном порядке тому, кто не должен был бы совершать данный обряд в обычных условиях, преподающий таинство служитель называется экстраординарным служителем таинства (так, например, мирянин может в некоторых ситуациях с разрешения священноначалия быть экстраординарным служителем Евхаристии).

Совершение в Церкви любого таинства сопровождается определенными для него жестами и словами. Согласно учению Католической Церкви в обряде каждого таинства важнейшие из этих слов знаменуют сам факт совершения этого таинства. Подобные словесные формулы, имеющиеся в обрядах всех таинств (исключением стало после литургической реформы таинство Священства), называются тайносовершительными формулами. Ниже, объясняя терминологию, связанную с каждым конкретным таинством, мы будем приводить также и тексты соответствующих формул.

Таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии называются таинствами христианского посвящения (т.е. введения в христианство), так как ими закладываются основы всякой христианской жизни. «Причастность к Божественному естеству, данная людям благодатью Христовой, заключает в себе известную аналогию с происхождением, развитием и поддержанием естественной жизни. Рожденные к новой жизни через Крещение, верующие укреплены таинством Миропомазания и получают в Евхаристии Хлеб вечной жизни. Так в таинствах христианского посвящения они получают все больше и больше богатств божественной жизни и движутся к совершенству любви» (папа Павел VI, Апостольская конституция «Divinae consortium naturae»).
В таинстве Крещения человек, мистически сопутствуя Христу в его смерти и погребении, совоскресает с Ним в обновленной жизни, обретая дар Божественного усыновления. Крещение принимается взрослыми по их вере, но преподается и младенцам по вере их родителей или воспитателей, что предполагает дальнейшее христианское воспитание этих детей.
В наши дни возрождена практика длительной подготовки взрослых к принятию крещения, подобно тому, как это было в Церкви первых веков. Такая подготовка именуется оглашением (или катехуменатом), а сам кандидат – оглашаемым (или оглашенным, или катехуменом). Оглашению обычно предшествует период предварительной евангелизации, который называется предоглашением (или прекатехуменатом); он завершается принятием в оглашение ( или катехуменат), которое знаменуется обрядом введения в оглашение (катехуменат). На стадии принятия в катехуменат оглашаемого уже должен сопровождать восприемник (или восприемница), который знает его и помогает ему, свидетельствуя о его намерениях и готовности перед Церковью.
Полный период оглашения совершается «по ступеням», т.е. поэтапно, и предполагает три ступени. Первой из них становится принятие в катехуменат; вторая ступень представляет собой время усиленной подготовки к святому Крещению** (это время называется также периодом очищения и просвещения); третья – само совершение таинств посвящения.
Важными литургическими элементами второй ступени, которая начинается обрядом избрания (т. е. присоединения кандидата к числу избранных) и наречения имени, могут быть, в частности, испытания кандидатов (цель этих обрядов – более глубокое осмысление греха и необходимости освобождения от него), помазание их елеем оглашаемых (елеем катехуменов) (т.е. растительным маслом, над которым было произнесено особое благословение), вручение им сперва Молитвы Господней, а затем Символа веры (последнее сопровождается изъяснением и исповедание Символа веры), а также экзорцизмы (изгнаниe злых духов).
При обряде избрания восприемник (или восприемница) может стать одним из крёстных [родителей] кандидата (крёстным отцом или крёстной матерью)* : крёстные (традиционно их двое – мужчина и женщина, но число их может быть увеличено или, наоборот, сведено к одному) сопровождают кандидата при важнейших обрядах подготовки к таинству крещения и обряде самого таинства, давая о нем публичное свидетельство перед лицом Церкви и помогая ему как в подготовке к таинствам посвящения, так и в дальнейшем его возрастании в Церкви.
Непосредственно обряду Крещения предшествуют произносимые кандидатом отречение от сатаны и исповедание веры. Сам обряд Крещения совершается посредством произнесения над крещаемым тайносовершительной формулы: «N. (имя), я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа» – с погружением самого крещаемого или его головы в крещальную купель при упоминании каждого из Божественных Лиц Пресвятой Троицы (либо при возлиянии воды на голову крещаемого при упоминании каждого из Божественных Лиц).
Непосредственно за Крещением следуют т.н. пояснительные обряды (именуемые так потому, что «поясняют» смысл Крещения): это помазание святым миром ** (оно совершается только в том случае, если сразу же за Крещением не следует Миропомазание, – поэтому не следует путать его с этим таинством; смысл обряда состоит в том, чтобы указать на причастность новокрещёного [неофита] священническому, пророческому и царскому служению Христа), облачение в белую одежду (знак того, что неофит, облекшись во Христа, стал новым творением) и вручение зажжённой свечи (знак того, что неофит сделался во Христе сыном света).

В таинстве Миропомазания (Конфирмации)
христианин, сподобившийся нового рождения посредством Крещения, обретает благодатные дары Святого Духа, ниспосланного апостолам – и через них всей Церкви – в день Пятидесятницы.
Поскольку традиционным для Латинской Церкви является принятие Миропомазания в сознательном возрасте, те, кто принял Крещение в детстве, проходят длительную подготовку к Миропомазанию.
При Миропомазании присутствует восприемник (или восприемница): по возможности, эту функцию следует исполнять одному из крестных.
Обряд таинства Миропомазания совершается епископом или, с разрешения епископа, священником посредством возложения рук на голову кандидата и помазания его чела святым миром (составом из елея и различных ароматов, который, наряду с благословением елея оглашаемых и елея больных, освящается епископом утром Великого Четверга или в один из предшествующих ему дней на Мессе освящения мира и благословения елея). При помазании служитель таинства произносит тайносовершительную формулу: «N. (имя), прими знамение дара Святого Духа».
Местами сохраняется средневековый обычай сопровождать Миропомазание алапой – символическим напутствием в виде шлепка по щеке.

Согласно католическому учению Крещение и Миропомазание (равно как и Священство) запечатлевают принявшего их неизгладимой печатью (иначе именуемой характером) и поэтому не могут быть повторены.

В Таинстве Евхаристии
христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.
Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано. Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.
Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).
Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).
Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает неосвящённой и неосвящённой, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).
(Не следует, однако, называть гостии «облатками». Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).
Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освящённой, так и неосвящённой.
Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.
Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом «причащаться», притом как с родительным, так и с дательным падежом: «причащается Тела Христова» или (реже) «причащается Телу Христову».
В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя («пейте из нее все»), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа. Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.
Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).
Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши* . Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый «служителем Чаши», держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.
Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.
В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).
Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель Крови Христовой). Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.
Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

Если первые три таинства называются таинствами христианского посвящения, то Покаяние и Елеосвящение называются таинствами исцеления: в них Церковь продолжает спасительное служение Господа Иисуса Христа, Который как Врач душ и телес во время Своей земной жизни исцелял человеческие немощи и прощал людям их грехи.
В таинстве Покаяния ( или Примирения) христианин, искренне кающийся в своих грехах, посредством Церкви получает от Бога прощение грехов, тем самым примиряясь с Богом и с Мистическим Телом Христа – Церковью, от которой верующего отлучает всякий тяжкий грех.
Одним из важных требований покаяния является признание, исповедание своих грехов. Поэтому существенным элементом церковного покаяния оказывается исповедь – исповедание кающимся своих грехов перед лицом Божиим в присутствии священника: верующий исповедуется Богу, а священник – только свидетель его исповеди (об этом действии священника говорится «принимать исповедь» , «исповедовать»). Священник, принимающий исповедь, называется исповедником (священник, у которого верующий исповедуется постоянно, именуется духовником ; его можно называть также называть духовным отцом, или духовным наставником – особенно в тех случаях, когда он действительно осуществляет наставничество; духовным отцом, или духовным наставником называется также постоянный духовник в монастыре или в семинарии). Верующий, который приступает к таинству Покаяния (совершает покаяние в Церкви) называется кающимся, или исповедующимся. Прощает кающемуся грехи не кто иной, как Сам Бог, но священник, властью, данной ему Христом через апостолов, дает кающемуся разрешение [от] грехов, или отпущение грехов. При этом он произносит над кающимся разрешительную молитву, которая представляет собой тайносовершительную формулу таинства Покаяния: «Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Еще одним важным элементом таинства Покаяния является епитимия – предлагаемые священником кающемуся действия «удовлетворения» в виде молитв, дел благочестия или милосердия (священник назначает епитимию, а кающемуся надлежит исполнить епитимию).
В последнее время для верующих нередко организуются специальные покаянные богослужения, которые именуются также литургиями покаяния. В чрезвычайных ситуациях, особенно в случаях угрозы для жизни многих людей разрешается общинное совершение таинства Примирения, с общей исповедью (когда кающиеся не исповедуются в грехах перед священником, а лишь раскаиваются в них в душе) и общим отпущением грехов.
В таинстве Елеопомазания больных (или Елеосвящения) Церковь сообщает больным особую благодать Божию, помогающую им преодолеть тяготы, связанные с болезнью или старостью, обрести мир и мужество, а также восстановить здоровье, если оно полезно для спасения, или подготовиться к переходу в вечную жизнь. Важнейшими элементами обряда этого таинства являются молитва над больным и помазание его чела и ладоней т.н. елеем больных – растительным маслом, благословенным епископом или священником. При помазании произносится тайносовершительная формула: Формула: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь по благодати Святого Духа. Аминь. И, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания. Аминь».
Причащение больного (вдобавок к Елеосвящению) в случае угрозы смерти называется виатиком, или [последним] напутствием.

Таинства Священства и Брака объединяются под общим названием таинств служения общине: будучи направлены на служение людям, они наделяют принимающих их особой миссией и способствуют созиданию народа Божия.
Священством называется достоинство того, кто по благодати Божией совершает особое служение в Церкви Христовой. Священство подразделяется на три степени (ступени, чина): епископский чин, священнический и диаконский. Священством именуется также таинство, посредством которого избранные для соответствующего церковного служения возводятся в ту или иную степень священства. Обряд таинства священства известен под названием рукоположения, или хиротонии: существует рукоположение во епископа, во священника или во диакона (для обозначения действия совершения этого обряда говорится рукополагать или посвящать; принятие этого таинства обозначается глаголом рукополагаться / рукоположиться). В обрядах таинства Священства (всех степеней) отсутствует тайносовершительная формула, а основными внешними действиями является возложение рук служителем этого таинства – епископом – на кандидата и молитва призывания Святого Духа.
Под Браком подразумевается установленный Богом союз мужчины и женщины с целью создания семьи, рождения, защиты и воспитания детей, а также для обеспечения различных нужд этой семьи и общества в целом; для крещеных такой союз возведен Христом в достоинство таинства.
В латинском обряде служителями этого таинства считаются сами брачущиеся (новобрачные: жених и невеста), а не служитель Церкви (священник, диакон), который выступает лишь в роли главного свидетеля и предстоятельствует при совершении обряда таинства Брака: этот обряд называется венчанием (в отношении новобрачных используется глагол венчаться; в отношении действий священника – венчать). Центральный момент венчания составляет супружеское соглашение (которому предшествует испытание перед заключением супружеского соглашения, представляющее собой серию вопросов, задаваемых служителем Церкви жениху и невесте, на которые те отвечают, а служитель Церкви, в свою очередь, осуществляет принятие супружеского соглашения). Супружеское соглашение, произносимое каждым из супругов, и является тайносовершительной формулой: «Я, N. (имя), беру тебя, N. (имя), в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей».
Важным символическим моментом обряда венчания является благословение колец священником и передача колец новобрачными друг другу.

Священнодейственные обряды
Помимо таинств в Церкви существуют многочисленные священнодейственные обряды (говоря о них во множественном числе, можно использовать также слово «сакраменталии»). Согласно определению Конституции II Ватиканского собора «О богослужении» (ст. 60) священнодейственные обряды – «священные знамения, которыми по некоему подобию таинств обозначаются и по молитве верных воспринимаются главным образом духовные плоды. Через них люди получают расположение к принятию главнейшего действия таинств, и освящаются различные жизненные обстоятельства». В отличие от таинств сакраменталии установлены не Христом, а Церковью; кроме того, в них не подается так же непосредственно, как в таинствах, благодать Святого Духа, но церковной молитвой они подготавливают человека к ее принятию и располагают к сотрудничеству с нею.
Предстоятельствовать при совершении некоторых священнодейственных обрядов может не только рукоположенный служитель, но и мирянин.
По словам той же Конституции «О богослужении» (ст. 61) «у верующих, имеющих должное расположение, почти каждое жизненное событие освящено божественной благодатью, проистекающей из Пасхальной тайны страстей, смерти и воскресения Христа, от Которого черпают свою силу все таинства и сакраменталии; почти всякое достойное использование материальных вещей может быть направлено к освящению человека и прославлению Бога». Поэтому среди сакраменталий важное место принадлежит различным освящениям и благословениям, посредством которых молитвенно испрашивается благословение Божие на людей или на различные материальные вещи (предметы, вещества и т.п.) для их дальнейшего плодотворного использования во славу Божию и для блага людей – либо в церковном культе, либо в повседневной жизни верующих; благословляемые предметы могут быть как культового назначения (кресты, иконы, медальоны), так и чисто бытового (дом, транспортное средство, семена, пища).
Применительно к освящениям в русском языке используется глагол освящать что-либо (совершенный вид – освятить), а к благословениям – благословлять/благословить кого-либо/что-либо; страдательное причастие совершенного вида от глагола благословлять – благословенный (и в ни коем случае не «благословлённый»!!!); сам момент, когда кто-то кого-либо или что-либо благословляет, равно как и само производимое при этом действие не следует именовать иначе, нежели благословение (а не «благословление»!!!).
К числу освящений относится, в частности, освящение храма, освящение алтаря, освящение воды (оно называется также водосвятием; воду, над которой был совершен этот обряд, следует называть освящённой водой), освящение мира для использования его в таинстве миропомазания и некоторых других обрядах, совершаемое епископом перед Пасхой, освящение креста, освящение иконы.
В числе благословений – благословение епископом елея оглашаемых и елея больных, благословение пепла в Пепельную Среду ( за которым следует возложение пепла (пепел возлагается на головы верным, посыпается на головы: существует глагол «посыпать голову пеплом»), благословение пасхальной пищи, многочисленные виды благословений людей в различных жизненных ситуациях, благословений предметов культа, предметов труда и повседневного быта, а также домашних животных и сельскохозяйственных растений.
В некоторых случаях между благословением и освящением отсутствует строгая грань, и применительно к одному и тому же обряду может быть использован и тот и другой термин.
К числу наиболее важных элементов при совершении обрядов различных благословений и освящений относится, помимо молитвы, крестное знамение (предстоятель осеняет крестным знамением то, что освящается, того, на кого призывается благословение, или то, на что призывается благословение). Зачастую при благословениях совершается окропление освященной водой (предстоятель окропляет освященной водой благословляемых людей или благословляемые предметы).
К сакраменталиям относятся также различные посвящения людей Богу, а также посвящения людей для того или иного служения.
К числу первых относится обряды, связанные с монашеством или иными формами посвященной жизни: это, в частности, обряды посвящения дев, а также обряды принесения обетов. (Применительно к монашеству Латинской Церкви не вполне корректно использовать термины «постриг» и «пострижение», поскольку зачастую никакое пострижение волос не имеет места. Поэтому в отношении принимающего монашество правильнее говорить «принесение обетов»: применительно к обетам используются глаголы принести, дать обет/обеты. В отношении церковной власти в таких случаях говорится о «принятии обетов» с ее стороны: принять обеты). Принесение монашеских обетов может называться также принятием монашества. Принятию монашества предшествует вступление в новициат, или поступление в послушничество. Следующей ступенью оказывается принесение временных монашеских обетов, а затем, по прошествии какого-то времени – принесение постоянных монашеских обетов. (Среди других обрядов, связанных с принесением монашеских обетов, следует отметить торжественные обеты, а также периодическое обновление обетов, подобное обновлению верными обетов крещения в Пасхальную ночь или обновления священниками перед Пасхой обетов, данных ими при рукоположении). На определенных ступенях подготовки к принятию монашества важную роль имеет во многих монашеских орденах и конгрегациях обряд облачения в монашеские одеяния; в женских монашеских институтах это может дополняться обрядом возложения покрова.
К числу обрядов посвящения людей для различных церковных служений относятся, в частности, поставление во чтеца и поставление во аколита, совершаемое епископом.
Среди сакраменталий важное место принадлежит также различным экзорцизмам – обрядам изгнания злых духов. Торжественный обряд изгнания бесов с целью освободить человека от одержимости темными силами, именуемый великим экзорцизмом, может совершаться только священником с разрешения епископа, при строгом соблюдении установленных Церковью правил. Малые экзорцизмы входят в некоторые обряды подготовки к таинству Крещения (традиционно они входили также в обряды освящения и благословения различных материй: воды, елея и др.).
К сакраменталиям относятся, наконец, различные заупокойные обряды, посредством которых Церковь препоручает Богу своих умерших (усопших) чад и молится о спасении их душ. Церковный обряд молитвы над телом усопшего и прощания с ним в храме называется отпеванием, а последние обряды, совершаемые на кладбище – погребением. Совокупность этих обрядов именуется Чином Погребения. Помимо этого существуют обряды поминовения усопших (поминальные обряды).

Другие виды богослужений
Помимо Божественной Литургии, Литургии Часов, обрядов таинств и священнодейственных обрядов существуют некоторые другие виды богослужений. Некоторые из них не имеют строго устоявшейся формы, могут содержать немало импровизированных элементов и включать в себя различные обряды и молитвы. К их числу относятся бдения – длительные молитвенные собрания верных, во время которых могут совершаться молитвы и духовные размышления, читаться и толковаться фрагменты Священного Писания, петься различные духовные песнопения; в бдение могут быть также включены службы Часов и Месса. Бдения бывают по меньшей мере двух видов: всенощное бдение совершается в течение всей ночи (например, на Рождество, в Пятидесятницу или в одну из ночей Страстной Недели), а дневное – днем.
Весьма распространенным видом молитвы, которая может с некоторыми дополнениями образовывать своего рода богослужение, является литания. Литания представляет собой серию молитвенных призываний, перемежающихся одинаковыми или сходными ответами. Существуют совсем краткие литании, две из которых входят в текст Мессы: это «Господи, помилуй» и «Агнец Божий». Из числа больших литаний наиболее известными являются Литании Имени Иисуса, Сердцу Иисуса, Крови Христовой, Пресвятой Богородице (именуемая Литанией Лоретанской), святому Иосифу, всем святым.
Другой не менее известный в католическом мире вид молитвы, также, подобно литаниям, способный быть как индивидуальной молитвой, так и общественным богослужением, – Розарий, представляющий собой повторяющееся с определенной периодичностью чтение ряда молитвенных и иных текстов (основу составляет молитва «Радуйся, Мария»), которое соединяется с последовательным размышлением о различных тайнах земной жизни и небесной славы Христа и Богородицы (в контексте чтения Розария эти тайны именуются тайнами Розария). Розарий читается по четкам, с помощью которых удобно отсчитывать нужное количество положенных молитв. По четкам традиционного вида прочитывается один круг Розария. Как правило чтение Розария ограничивается только одним кругом, включающим в себя пять тайн Розария: это могут быть радостные тайны, скорбные тайны или славные тайны. Полный Розарий, таким образом, состоит из трех кругов. (О том, что это за тайны и как следует читать Розарий, можно прочесть в некоторых из католических молитвенников, опубликованных на русском языке – напр., в молитвеннике «К Тебе взываю», опубликованном издательством «Истина и Жизнь»).
Еще одним из видов молитвы, соединенной с медитацией, широко распространенным в Католической Церкви, является Крестный Путь. Он также может быть и личной молитвой, совершаемой наедине (дома или в храме), и общественным богослужением. В Крестном Пути верующие мысленно сопутствуют Господу Иисусу Христу в Его спасительных страстях и смерти, следуя четырнадцати эпизодам истории страстей (известным из Евангелий и церковного предания): эти эпизоды называются стояниями Крестного Пути, – поскольку традиционно во время Крестного Пути верующие обходят 14 изображений (как правило, располагающихся по внутреннему периметру храма), останавливаясь для медитации и молитвы у каждого из них.
Литургически совершаемый Крестный Путь является одним из многочисленных в Католической Церкви видов процессий (во время них движение верующих тоже может прерываться стояниями для молитвы, чтения Священного Писания и размышления). Торжественная процессия называется также крестным ходом.
Иногда в приходах и общинах устраиваются новенны, или девятидневные моления (молитвы определенного характера на протяжении девяти дней, подобно девятидневному молитвенному бодрствованию апостолов по вознесении Иисуса в ожидании обещанного Святого Духа).
То, с каким намерением совершается молитва или богослужение (например, Месса), называется молитвенным намерением, или интенцией: это может быть благодарение Богу (в целом или конкретно за что-то), прошение о ком-то (определенном человеке или группе людей) или о чем-то (о здравии, об исцелении больного, о упокоении усопшего, об урожае, о прекращении войны и т.п); зачастую интенция молитвы, Мессы или иного богослужения объявляется заранее. Содержание отдельных молитвенных ходатайств (к примеру, на Молитве верных) называется молитвенным прошением.

Структура текста богослужения
Большинство видов богослужении Католической Церкви имеет строго определенную последовательность и состоит из канонически утвержденных текстов, постоянных или меняющихся в зависимости от дня церковного календаря или интенции богослужения и т. п., и действий (жесты, перемещения, каждение, окропление и проч.). Порядок того или иного вида богослужения называется чином, или чинопоследованием (Чин Мессы, Вечерни, крещения, венчания, погребения и др.). Неизменная часть любого чина именуется обычным последованием, а изменяемая часть, особая для каждого возможного случая служения этого чина, – частным последованием (в основном этот термин применяется в отношении Мессы и Литургии Часов, где имеется большое многообразие частных последований в зависимости от дня календаря или – для большинства Часов – от дня недели и его положения в четырехнедельном цикле).

Церковное пение
Среди множества музыкальных стилей, используемых в наши дни в Католической Церкви, особое место занимают различные традиционные распевы (системы церковного пения), среди которых первенство чести по-прежнему принадлежит григорианскому хоралу, или григорианскому распеву – системе одноголосного пения, сложившейся в Римской Церкви к VII в. и получившей окончательное оформление в эпоху зрелого средневековья. Ладово-интонационную основу григорианского хорала составляют 8 гласов (или тонов, или модусов), каждый из которых представляет своего рода мелодическую формулу, по которой должно строиться песнопение.

Жесты
Перечислим важнейшие из жестов (включая различные положения тела), используемые в латинском обряде во время богослужений и при молитве относятся (в каждом из случаев в скобках указаны глагольные конструкции, посредством которых передается соответствующее действие):
крестное знамение (совершить крестное знамение, сотворить крестное знамение, осенить себя, или кого-либо, или что-либо крестным знамением); малое крестное знамение, т. е. знак креста большим пальцем, в частности, осенение подобным образом чела, уст и груди перед началом чтения Евангелия в знак готовности внимать ему умом и сердцем и возвещать устами;
коленопреклонение (преклонить колени или колено);
приклонение головы (приклонить голову);
поклон (поклониться, совершить поклон, сотворить поклон);
простирание ниц (простираться / простереться ниц), например, рукополагаемого перед моментом рукоположения или предстоятеля в начале Литургии Преждеосвященных Даров в Страстную Пятницу;
биение себя в грудь (ударять себя в грудь), например, при Обряде покаяния в начале Мессы.

Элементом многих священнодействий является совершаемое предстоятелем или одним из служителей при помощи кадила или кадильницы (см. ниже: раздел «Литургическая утварь») каждениe .

Богослужебные функции
Сам процесс совершения любого богослужения именуется служением, или литургическим служением. Служением называется также функция предстоятеля в богослужении. Участие в богослужении любого священника, помимо предстоятеля, а также диакона (за исключением тех случаев, когда он предстоятель) именуется сослужением; слово «сослужение» применяется также для обозначения самого факта совершения того или иного богослужения сразу несколькими священниками. Применительно к предстоятелю используется глагол «служить» (а в тех случаях, когда необходимо указать на его первенствующее место, – глагол «предстоятельствовать»); применительно к другим священникам и диаконам, участвующим в богослужении, – сослужить; применительно к алтарникам (министрантам) – прислуживать.


Словарь литургических терминов утвержден Литургической комиссией при Апостольской Администратуре для католиков латинского обряда европейской части России, Опубликован в газете "Свет Евангелия" №34 (94), 1996, С.4 ; №1 (152), 1998, С. 4; №5 (156), 1998, с. 4,5,6; №14 (165), 1998, с. 4; №15 (166), 1998, с. 4; №20 (171), 1998, с. 6; №22 (173), 1998, с.7; №43 (194), 1998, с.7; №6 (204), 1999, с. 3; №8 (206), 1999, с. 6; №15 (213), 1999, с.3.
Автор пояснений к терминам – П. Сахаров

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...